После школы в зимний день

ШКОЛА. СНЕГ. ГОРЮШКИН
      Иду из школы Сегодня  отзанимался нормально. ГОрюшкин почти  не приставал. Пообещал, правда, избить меня после уроков, но мы возле школы так и не встретились… Должно быть, он с кем-то другим сцепился или просто забыл…
      …Интересно, снегоуборка еще продолжается, или уже все убрали? Схожу-ка, посмотрю. Все равно, крюк небольшой.
      Иду  очень медленно. Не иду, а бреду. Еле волочу ноги. 
      Во-первых. За ночь навалило много  снега, поэтому идти тяжело, ноги застревают.
      Во-вторых … Вспоминаю школу. Думаю о ней не спеша.
      Кстати, я еще ничего не рассказал вам о ГОрюшкине! ГОрюшкин — противный хулиган! Не дает  мне  спокойно   учиться! Неуютно с ним рядом. Небезопасно. Контуженный он какой-то:  то учебник выхватит и обратно никак не отдает,… То портфель мой куда-нибудь закинет. То мою соседку по парте, Таню Дудареву, за волосы дернет или  толкнет….
      А я боюсь за нее заступиться!  Вон он какой! Огромный.   Весь круглый, как кот.  Шея толстая. Морда тоже  толстая. Только усов еще нет. Скоро будут. Руки  медвежьи какие-то.  Да он меня одной рукой, одной лапой! С таким  драться просто  бесполезно.
      И словами его нельзя  победить, потому что слов он совсем не понимает.
      С лица  у него не сходит дурацкая ухмылка.  Он улыбается, потому что  всегда всем доволен, даже двойкой! Даже колом,  и голову свою всякой ерундой, вроде учебы, не забивает.
      Зовут его  Игорь, кстати.
      Игорь ГОрюшкин — моя самая большая нерешенная  проблема в нашей школе.
      Из-за него не хочу я в школу ходить!  Не люблю из-за него нашу школу!
      На детей не все учителя внимание обращают. Им, вообще-то,  некогда с нами разбираться. У них бумаги, отчеты разные, служебная переписка... Они с ней-то разобраться не могут, не то что с нами!
      Поэтому никто за меня, бедненького,  не заступается!  Никто не замечает, что Горюшкин меня и других детей обижает!
      Как ни странно, учителя считают хулиганом не его, в меня.  За то, что я когда-то написал фломастером на стене:
"ЧЕРТИ ВЫ  ПОЛОСАТЫЕ!"
      Меня  обсуждали за это,  осуждали, разбирали, всего разобрали на запчасти, даже исключить из школы хотели, но потом решили записать меня в хулиганы и тем ограничиться. Вот так я с тех пор, со второго класса, то есть, целый год в хулиганах и хожу.
      А на Горюшкина никто  внимания даже не  обращает. Потому что все знают: обращай-не обращай, он лучше учиться все равно не станет! С Горюшкиным связываться,  — только нервы себе портить.
       Ему  же ничем нервы  не испортишь.  У него нервов нет!
      На Восточной  улице работают мои любимые снегоуборочные машины. . Они захватывают снег длинными механическими руками, проталкивают его по  железному столу, выталкивают на ленту транспортера.
       Снег поднимается по ленте высоко-высоко и падает в кузов  медленно крадущейся сзади грузовой машины…
      Удивительное зрелище. Целый день бы так стоял и смотрел.  Вообще, интересно смотреть, когда  что-то движется!
КЛЮЧ
      Вдруг в снегу перед машиной  что-то блеснуло. Ключ!
      Огромная лопата  наехала на кучу снега. Железные руки, быстро сгибаясь и разгибаясь,  стали наваливать  снег на штык лопаты —железную пластину с  бортиком.      Еще миг, —  и ключ со снегом окажется на ленте и  заскользит наверх, а потом упадет в кузов самосвала. Там его уже не найти!
      Рука машины потянулась к ключу, чтобы забрать вместе со снегом, но  я оказался проворнее.  Скакнул вперед, наклонился, схватил ключ и отпрыгнул от страшной руки.
      Водитель снегоуборщика показал мне кулак и кажется, собрался уже вылезти из кабины, чтобы надрать мне ухо.
      Пришлось действовать срочно. Зажав ключ в кулаке, прижав к груди портфель, я бросился   с улицы во двор, пролетел мимо универмага, парикмахерской в одноэтажном домике и еще одного  дома.
      Если я  по-настоящему испугался, то меня не догнать! Я бегу тогда, как гепард. Быстро!
      На всякий случай я домчался почти до Ленинской слободы,  выдохнул с облегчением целый клуб пара и  присел на скамейку в  маленьком сквере.
      Я снова оказался в школьном дворе. Все пути ведут в школу!
       Науоней-то, я разжал кулак и увидел ключ. На ключе была прикреплена   картонная бирка. На ней  красовалась аккуратная надпись, сделанная  химическим карандашом.
"Игорь Горюшкин".
      Вот это да! Он потерял ключ, а я его нашел! Случаются же чудеса!
      Но что же теперь делать?
       Я знаю, где его дом. НОмера квартиры не знаю, но это мне знать и не нужно. Горюшкин, конечно, стоит сейчас у подъезда, мерзнет и ждет, когда придут родители… Придут,  откроют дверь, запустят его домой и выпорют хорошенько за потерянный ключ. У них это единственный  и  любимый  способ воспитания.
      Я      вскакиваю со скамейки и бегу к дому Горюшкина. Мне его немного жалко! Замерз, небось, растяпа-недотепа!   А тоже мне, строит из себя! Будет знать, как ключи терять!
БАЛКОН
     Подбегаю к его дому.  Это башня-восьмиэтажка на Велозаводской.  У подъезда никого нет. Ни души. Даже Горюшкина. Может, он пошел ключ на улице искать? А?
      Я поднимаю голову. Смотрю на окна. Вон он-он!   Стоит на балконе пятого этажа и жалобно смотрит на меня.  Трясется весь от холода. Как он там оказался? Почему не идет греться домой?
      Кричу ему:
"Что ты там делаешь?"
      А он  сверху:
"Отец меня наказал, выставил на  балкон!"
      Я кричу:
"Знаю, за что он тебя наказал! За ключ! А я его нашел, твой ключ! Честно! Спустись ко мне!  Я тебе его отдам!"
      Горюшкин даже не удивился! — Так ему было холодно!
"Не могу спуститься! Балкон открывается изнутри, а отец устал и спать  лег! Ему теперь хоть из пушки стреляй!  Поднимись, пожалуйста, ко мне, открой дверь, зайди в квартиру и выпусти меня с балкона!  Квартира сорок!"
     Вот это да! Горюшкин сказал: "пожалуйста"! В стране культурная революция, как в Китае? Или я ослышался?
"Сейчас поднимусь!"  —  кричу я и бегу прямо в подъезд, а потом стрелой по ступенькам мимо чьей-то бабушки на пятый этаж!
      Люблю я спасать! Когда  надо кого-то спасти, я бегу  быстрее целой стаи гепардов!
      Взлетаю на площадку,  подлетаю к двери, вставляю ключ, распахиваю настежь дверь, в  сумраке прихожей  делаю шаг вперед  и… спотыкаюсь!
       Передо мной целый отряд бутылок.  Не отряд! Войско! 
      Бутылки   построены, как солдаты, аккуратно, с любовью, все этикетки смотрят  в одну сторону!  Даже  пробками некоторые закрыты, чтобы внутри не запылились,  — так их здесь любят и уважают.
      Перешагиваю через  бутылки, стараюсь не упасть, выхожу в гостиную, к которой пристроен балкон.
      Из=за двери спальни доносится сочный могучий, ароматный храп  Горюшкина старшего. Почему ароматный? Ах, я забыл сказать про воздух!  Воздух в доме такой, что    можно подбросить удочку, и она не упадет, а повиснет! Почему удочку? Ну, не хотите удочку, можете бросить любой другой предмет на ваш выбор! Он тоже повиснет! Уж такой здесь густой воздух. Ну, ароматный, короче.
      Некогда мне! Бегу к балкону. Открываю дверь. Втаскиваю Горюшкина. — Сам он идти не может. Уже посинел от холода!
      Уф! Садимся за стол. Молчим.  Горюшкин говорит:
"Пойдем, я тебя провожу. А то отец еще проснется и вздует  и тебя тоже!
"А меня-то за что?!"
"Так. За компанию!"
"А что случилось? Как ты оказался на балконе?"  — спрашиваю я.
"Ничего не случилось! —  сердито отвечает Горюшкин. Не хочется ему про отца плохое рассказывать. Но все же приходится выложить  правду!
"Наказал меня  отец! Вывел на балкон, закрыл дверь, прилег и заснул, как младенец. Сколько он теперь проспит, — никто не знает.   Может  быть, сутки!
      Связался он с этими бутылками! Я, говорит, Зеленого Змия уничтожаю!  Видел в коридоре что делается? Это он сдать их собирается в "Прием стеклотары".
      Любит он это бутыльё проклятое, — а я ненавижу!   Отец, вообще-то,  хороший у меня. И на работе его все уважают!  Так уважают, что даже не увольняют, когда он в рабочие часы гуляет!
"Как гуляет!" —  переспрашиваю я.
"Ну, прогуливает….Эх, ты! А еще отличник! Жизни не знаешь!"
      Опять сидим  молча.
      Игорь говорит:
"Ну! Давай ключ, что ли! А то забудешь еще!"
      Я отдаю ему ключ,  и мы идем к выходу. Игорь уже согрелся. Он очень здоровый и крепкий. Хорошим солдатом  может стать. Или матросом!
     Мы перелезаем через бутылки. Игорь спускается со мной во двор.  Вот может же быть вежливым, если захочет!
      Вдруг он говорит:
"Ты мой спаситель, Сережка. Если б не ты...   Я хотел бы с тобой дружить!"
      Чуть помедлив,  отвечаю на предложение:
"Почему бы и не  дружить?!  Дело хорошее! Знаешь, Игорь, о чем я тебя только попрошу…  Не дергай Таню за косичку! Она же девчонка! Нельзя обижать!  Не будешь?"
      Игорь отвечает  коротко и серьезно:
"Не буду!"
      Мы, жмем   другу руки  и расстаемся до завтра.
      Пришел я домой, вынул учебники из портфеля, разложил их на письменном столе и включил радиоприемник.
      Как раз передавали  прогноз погоды.  К вечеру   обещали похолодание до двадцати градусов мороза.
      Повезло Игорю, что я во время нашел ключ…
      И мне тоже повезло! Может быть, полюблю, наконец, мою школу!
 


Рецензии