Гомоэротизм в повести М. Кузмина Крылья

Аблаев Михаил. "Гомоэротизм"  в повести Михаила Кузмина "Крылья".

М. Кузмин (1872 - 1936 гг.) начал своё  разностороннее литературное творчество с повести "Крылья", в которой он, якобы, выразил свое положительное отношение к мужскому гомоэротизму. В повести  нет особо острых или откровенных сцен, кроме самоубийства молодой женщины, влюбленной в содомита.  Это событие могло бы развернуть повесть по иному,  во осуждение  этого персонажа, образ которого - центральная ось произведения. Но в содержании всё получается наоборот: юноша, главный  персонаж повести, влюбляется  в  Штрупа и отправляется с ним путешествовать. Кузмина оправдывает фамилия содомита,  означающая и "труп", и  "струп", и смерть, и болезнь. Именно  таково символическое лицо гомоэротизма, содомии в повести. Знаменательно, что Штрупа и Ваню любят все остальные персонажи  повести, что является неким "признаком  времени", наблюдаемого Кузминым. Сам литератор, увлекавшийся гомоэротизмом в юности и ранней молодости, пришёл в большую литературу, перестав этим заниматься, стал, как было показано в специальной  нашей работе, христианским поэтом.
Коснёмся названия повести, источника его возникновения. Вот  цитата:
"Штруп... говорил: "И люди увидели, что всякая красота, всякая любовь - от богов, и стали свободны и смелы, и у них выросли крылья". Если учитывать, что греческие боги, как и любые языческие - это князья бесовские, то и образ мыслей Штрупа наряду с другими содомитами, и характер таких "крыльев" становятся ясны.
Свою содомию такие люди объясняли своим "эллинством", изображаемым во многих фрагментах текста повести. Перед самым падением Вани  Штруп говорил ему, что у него вот-вот вырастут крылья. Должно быть, в повести символ таких вот крыльев осмысливается  с разных сторон.


Рецензии