На Границе Волостей, Уездов и Губерний

Деревня Семискульская 1782 года по результатам переписи

  По данным переписчика в деревне проживает 119 душ, 14 фамильных кланов и 22 семьи. Четыре фамилии представлены группами из трех ячеек: 1) Шепелины – 17 душ. Родоначальники прибыли из д. Грамотеево; 2) Лопаревы – 16 душ, имеют корни в  д. Крепостная; 3) Жиляковы – три семьи, 15 душ, прибывшие из Краснослободского острога; 4) Мачихины – 14 душ. В документе, происхождение клана не указано, но у нас есть данные, что Мачехины на 5 августа 1760 года имелись в Мокроусово. Станем считать, что Мачихины приехали из деревни Мокроусовской. Или, что интересно, они были в Семискуле уже на момент предыдущей ревизии, то есть, могли бы быть первыми поселенцами деревни. Последнее, лишь смелое предположение.
Остальные фамилии представлены семьями в количестве одной. Однако в этих семьях  9, 8, 7 и другое количество душ, что немало. Назовем их в количественном порядке:
1) Парахины – 9 душ; 2) Ерофеевы – 8 душ; 3) Шалковы – 8 душ; 4) Погадаевы - 8 душ; 5) Коростылевы – 7 душ; 6) Раевины – 6 душ; 7) Глегацовы (фамилия трудно читается в оригинале, и, скорее, искажена) – 6 душ; 7) Шолыгины – 4 души; 8) Киселевы – 4 души; 9) Шанауровы – двое.
Данные писаря указывают на 124 жителя, но в итоге он говорит о 119 семискульцах. Факт этот до конца не ясен. Возможно, он не учитывал умершего Глегацова Степана (зачем нужно было его вносить в документ вообще, если он умер?). К тому же в переписи встречается статус «замужем за Шмониным, Осиевым, Парахиным и т.д.», но Шмонина в переписи не существует, а женщина помещена в семью своего отца. Можно было бы таких девушек не считать жительницами Семискуля, если бы их было 4, тогда ведомость умещается в указанные 119 семискульцев, но их 6! Брошенные они, в армии ли их мужья, мы не знаем. Но  раз учетчик говорит о сумме в 119, пусть так это и будет.
   В деревне 61 мужчина, включая детей и 58 представительниц женского пола.
Я уже сталкивался с любопытным фактом из семейной жизни наших предков: а) в семьях нередко случаются дети с одинаковыми именами; б) жена нередко старше мужа. Таких семей 7, что составляет 32% от супружеских пар, то есть, каждая третья пара имела «жену старше мужа»; с точки зрения биологии это оправдано, мужчины умирают раньше женщин. Мы не знаем, чем руководствовались в этом случае наши предки. Две пары при этом имеют разницу в 12 и 13 лет соответственно в пользу супруги! Есть в переписи пара 55 и 59 лет, родившие себе ребенка!
Примечательно, что в данной переписи указаны девичьи фамилии жен, что может помочь в поиске людей в рамках родственных связей.
В деревне всего одна вдова и это подтверждает  тот факт, что деревня молодая в ней смерть супруга еще редкость.
Происхождение переселенцев так же вызывает вопросы. Большая часть крестьян переехала из совсем близких и молодых деревень, находившихся на реке Кизак (современный Мокроусовский район Курганской области и Упоровский район Тюменской области). Таких крестьян 83, и это почти 70% всех жителей. Перечислим деревни-доноры: Грамотеево, Видоново, Погадаево, Крепостная, Мокроусово, Кукарская. Больше всех в среде переселенцев бывших жителей д. Грамотеево – 29 (24%). Это Шепелины, Шолыгины, Парахины.
 Крепостинцы Лопаревы составляют 13,5%. Об этой семье имеет смысл сказать отдельно. На карте 1784 года, на юго-западном, противоположном берегу озера и д. Семискуль, обозначено «Од. Лопарева», что в те годы означало населенный пункт «Однодворка Лопарева». Население таких хуторков из одной избы, приписывались к более крупным селениям. Крестьяне жили в одном месте, а  числились в другом. Лопаревы основали только в нашем районе 4 населенных пункта с именем Лопарева. На карте 1784г. Лопаревки находятся на р. Кизак, оз. Песчано, оз. Волчье, оз. Семискуль. Получается, именно они заложили деревню на месте современного села Одино. Очевидно, с этих времен начинается история д. Одина/Одино. И родоначальники этой истории три семьи во главе с Лопаревым Яковом Яковичем, которому на тот момент было 45 лет.
Почти 12% переселенцев составляют мокроусовцы Мачихины. Из Погадаево явились Ерофеевы (почти 7%); Столько же Шалковы (Шальковы) из д. Кукарской. Видоново дает нам  Раевиных (5%).
  Почему крестьяне так быстро собирались и уезжали в новые деревни до конца не ясно. Документы той поры твердят, что де не хватало жителям покосов и пашни. В это не очень верится, учитывая невысокую плотность населения. Можно лишь предположить, что крестьяне стремились на новое место из-за льготы, согласно которой основатель деревни несколько лет не платил податей. Но это предположение не проверено.
Итак, 30% переселенцев нам дают жители компактного района слобод и острогов восточных склонов уральских гор: Краснослободское, Ниценовская слобода, Беляевская слобода. Этот регион стал заселяться славянами почти сразу после присоединения Сибири к Московскому государству. Сейчас это Свердловская область у реки Ница, впадающей в р. Тура.
Средний возраст жителей Семискуля, включая, месячных детей – 22 года. Это неудивительно: в деревне 64 ребенка в возрасте до 18 лет (54% от всего населения)!  Самый пожилой семискулец Кисилев Федот Кузьмич, ему идет 78 год (помнит петровские времена), он из Краснослободенского острога. 60 – летних жителей всего четверо, перешагнувших 50 летний порог – 6.
Самым популярным мужским именем в 1782 году в Семискуле был без сенсаций, Иван, затем Степан, Григорий и Федор. Остальные имена не набирают даже двух повторений. Среди женщин чаще всего встречаются Авдотьи, затем Акулины, Степаниды, Устиньи, Анны. Ни одного славянского имени в деревне не встречается. Отсутствуют Светы, Нади, Веры, Владимиры, Владиславы. Объясняется это просто: детям давали имена тех святых, в именины которых, ребенок родился. А святые, пусть даже и славяне, почти все носили крестильные, греческие имена.
       Вот такую информацию мы можем почерпнуть из старинного документа Российской империи.


Рецензии