Сказка про Шварцвальдского странника

Где-то на германских землях, где произрастает таинственный цветущий папоротник, где деревья смыкаются и создают ночь среди дня, где рыжие лисы волочат свои роскошные хвосты и часто попадают в сады людей, - там жил один Странник и стал он волшебным даром лесу. Но не об этом нынче.
Молодой или старый - странник бывал всегда разный. Случалось, видали его в лесу с бородой и посохом, шаркающего по сухим листьям. А то бывало, бежит босый через луга, обгоняя зайца - и сам звонкий, молодой, с венком из полевых цветов.
Но всегда у Странника на спине имелся старый холщовый мешок - то пустой, а то наполненный.
И наблюдалась у него странная причуда: собирать в лесу и в реках камешки, не отпуская никогда из рук свой посох.
Для чего он это делал и отчего он стал странником, никому и дело не было. Все местные бюргеры небольшого городка давно знали о лесном Страннике. И большая правда в том, что о нем знали не только люди.
Лесные звери за годы его странствующей жизни прониклись к нему любовью и доверием, и часто среди них бывали спасенные им от разных передряг. А были и те среди животных, кто в страхе содрогался, завидя его издали. Они, хромая убегали, почуяв его след.
И вот давно или недавно... ( в лесу Шварцвальда время живёт в темноте, как и сам лес, и очень непросто понять его течение). Так вот, в те дни бежал по лесу заяц - бывший вожак заячьей семьи, бежал он от разъяренного волка, ужаленного шмелем и к тому же ужасно голодного. Погоня была стремительной, медленно превращаясь в агонию поражения зайца и победы волка. Заяц ранее был отменным бегуном, но со временем бремя статуса вожака сделало его всегда накормленным и неповоротливым. Затем он постарел и из вожака перешёл в разряд старейшины. Ему короткий посох был бы лучшим украшением. И вот молодой, свирепый волк почти касался носом задних лап старейшины ушастых. “Вот так добыча. Отведаю старейшину и буду я в почете”, - все думал волк в погоне, совсем позабыв о неприятном укусе пышного шмеля.
А заяц в те мгновения бежал что было мощи, ведь жизнь и в старости была ему приятна. Он прыгал через ветки и по веткам, уже не видя путь, куда ему бежать. А волк все догонял и вдруг, почти хватая бедного хвостатого тяжёлой волчьей лапой, словно пытаясь раздавить его, в эту секунду бегущий заяц услышал за собой высокий жалобный вой. Он оглянулся в риске быть настигнутым и вдруг остановился. Волк совсем уж позади лежал, уткнув свой влажный нос себе в грудину и лапами обняв его.
А рядом на ветке старого дуба сидел тот самый Странник с полным мешком камешков, собранных у ручейка. Один камешек искусно угодил прямо в уязвимый нос волка. И заяц, бывший вожак и нынешний старейшина своего заячьего клана, был неожиданно спасен. Пока волк не пришел себя, старейшина поспешил в укрытие - докладывать сородичам о Шварцвальдском чуде. Странник стал в тот день любимцем и великим избавителем от горестей среди ушастых прыгунов.
А волк тем временем, поднявшись, получил с ветки дуба еще один удар по уху речным камешком. И по другому уху. И по впалому боку. Поджав свой серый хвост, волк только убегать - а перед ним стоит бородатый Странник с посохом и мешком. “Как ты спустился? И почему мешаешь мне в охоте?” - спросил вдруг говорящий волк, все также поджимая хвост и пятясь в поиске спасения.
“Я здесь не зря, дружок. И ты, задаётся, тоже”, - Странник тяжелой поступью обошел круг напуганного волка, осматривая со всех сторон его красивый мех на лапах, на боках. Волк - молодой и сильный, но испугался боли от речных камней, летящих из узловатых рук Странника. И это все же не мешает волку быть молодым и сильным.
“Я предлагаю сделку. Ты дашь мне кое-что свое. А я тебе оставлю жизнь. Ты только глянь, мешок мой полон. Я не шучу, могу кидать в тебя до самого конца. И будешь ты побит, а может и убит”, - промолвив это, Странник почти с улыбкой нацелился на ошалевшего волка.
“Ты погоди кидаться, Странник. Ведь я давно оставил зайца убегать. Он, очевидно, уже слагает оды о тебе. А коль что хочешь, так и говори. Мне умирать не хочется, а уж от речных камней - тем более”, - затараторил волк.
“Что ж, - согласился Странник, опуская руку и кладя в мешок свой камешек назад. - Думаю, что будешь мне услужлив, волк. Взгляни на себя - ты слишком молод. Обилие силы, а ума - не очень. Это все недостаток глупой юности твоей. Если я тебя состарю, палкой под брюхо поддев, станешь ты в почете и умён, как никогда. Старейшине-Зайцу почести дают. И тебе должны. Но не зайцы - волки, даже мать с отцом. Только молодость отдай”
Хитрый Странник что задумал! Был он стар уже тогда и умел у волков, лисов, у кабанов и даже зубров брать их молодость себе. Стоило только дать им свое согласие, хоть и под страхом расправы с камешками, как зверь, почти не сомневаясь, лишался молодости и уходил прочь хромым и с проседью.
И вот волк думал очень долго. Что будет, если он - будущий старик хвостатый и все же мудрость не впитает. А как впитать ему без опыта? Ещё ему, волчонку, мать обещала непростую жизнь, но каждый день с плодами и поражениями. И это будет высшая награда и будет зваться Опыт, и никак иначе. Волк вспомнил это, а ещё он не забыл то, что Странник хитрый обещал побить его камнями.
“Что ж, Странник, - тихо молвил волк, - я согласен. Буду я седым и уважаемым. Забирай мою юность и оставь свои камни глубоко в мешке.”
Странник радостный, но старый и слегка хромой, потирая в улыбке сухие ладоши, хитро молвил: “Я поддену своим посохом тебя, волк, и переверну. Только не противься. Встанешь на ноги - и будет всё готово. Я пойду на север. А ты ступай на юг, к братьям и отцу - раздавать свой опыт.”
“Ну хитрец, не знал ты моей матери мудрейшей. Она во мне сейчас, в сердце кровь несёт.  А мой храбрый отец стережет тебя в моих клыках. Я отвечу за родичей седых, которые без опыта получили свой окрас!” - подумал волк. Он молодой и сильный. Влюблен в саму жизнь, и жизнь ответила ему взаимностью.
И тут Странник замахнулся на волка своим магическим посохом, чтобы перевернуть его и молодым уйти. А стоит рассказать, что предвкушение нередко ослепляет. И Странник, чувствуя заветный обмен, мечтая вновь обогнать полевых ушастых с венком на голове, закатил свои глаза в экстазе будущего.
И волк успел поймать мгновение. И юность, сила и природа торжественно одержали верх. Он с лёгкостью неглупого хищника расправился со стариком.
И нет теперь уже его. Лишь посох и мешок лежат в лесу под дубом. Сейчас на них живёт ковер из некапризного моха, и папоротник пышный зацвёл волшебной тайной.
А Странника никто не видел: ни живым, ни мертвым. Говорят, лес его в себя вобрал и часто он бывает несносно странным.
Это Шварцвальд...


Рецензии