Черный дракон

Произведение опубликовано в литературно-просветительской газете "Кубанский писатель" выпуск №7 2017г.
                Черный дракон
  Извивается черный дракон, владыка Азии. Черный - как ночь, наблюдает из дна речного, делит два мира. Он властен над зелеными берегами, зеленым морем тайги - необъятным, непокорным. Черный дракон бушует и топит, заполняя берега, смывая мосты. Ему все покорны, сопки, берега, человек и даже тайга. Ему молятся, его любят.
  Омываемые золотом берега находятся под властью Черного дракона. Именно это место манило к себе рыбаков, охотников, геологов, геодезистов и золотоискателей. Добраться до золотых берегов под силу не каждому. Чего только не рассказывают рыбаки и охотники, потерпевшие поражения в «золотой битве».
Бескрайний простор, могучие сопки, горные вершины, широкие глубоководные реки, голубые моря - это все наше Земное чудо. Как приятно ощущать всю  любовь природы, лежа на лугу, в объятьях сочной травы!- Так всегда представляла Леля, лежа на траве усыпанной утренней росой.
  Лёля с отцом жила в ветхом домишке  у реки Амгунь.
  Амгунь течет по заболоченной тайге, по вечной мерзлоте. Зимой река блестит от толщи льда. Нивхи называют эту реку Ингыр, что в переводе означает «чистая». Отец Елены, Дмитрий Иванович - геолог. Он хочет найти золото на берегу Амура. Старые истории рыбаков и охотников его не пугают, он человек не суеверный. Сколько народов он повстречал на своем пути, столько и легенд он знает. Все легенды сводятся к одному - к предупреждению об опасности. Дмитрий Иванович не понаслышке знает о грозном виде медведя и его силе, он сам ощутил его взгляд два года назад под маленьким поселком гольдов.
  В очередной раз он готовил экспедицию на Амур, только среди нивхов ему ни кто не приглянулся. Нужно собираться в другое селение. В поселке Синда жили нанайцы, самым лучшим проводником там считается Дир. 
  Тает снег, зацвел бледно розовый багульник. Сопки окрасились в нежно лиловый цвет. Это значит, что пора отправляться в путь.
  Несметные богатства Земли, покоряют сердца людей. Дальний Восток покорил не только сердце, но и всю душу, и мысли экспедитора. Дмитрий Иванович строго следил за Диром и этому примеру последовали и остальные члены экспедиции.
  -Дмитрий Иванович!- обратился Дир. - Нам сюда!-
  Дмитрий Иванович непрекословно послушался проводника. Экспедитор доверял нанайскому народу, он знал, что Дир приведет их к золоту. Дмитрий Иванович решил не отставать от приятеля и шел с ним рядом.
  - Шли мы с братом вот до этой сопки,- заговорил гольд и указал пальцем вперед на сочно-зеленую высокую сопку.
-За ней я думал находится край света. Но мы расстроились, когда увидели, что это вовсе не край, а только самое начало могучей тайги. От этой красоты невозможно отвести глаз, и тогда я подумал: «Вот она воля! Вот она свобода!»-
-Это самая высокая сопка?-
-Да, Дмитрий Иванович!- кивнул с улыбкой Дир и шепнул ему на ухо - Золото совсем близко, оно за этой сопкой.-
  После этих слов Дмитрий Иванович был готов ко всему: и к встрече со зверем, ледяной рекой, ко всем неожиданностям, которые преподносит тайга, и к встрече с Чёрным драконом.
  Лёля осталась в поселке, за ней приглядывала молодая нанайская женщина.
-Ешь, ешь, сил набирайся и пей много.- Подала молодая женщина миску. Лёля подняла глаза и, обнимая колени, робко улыбнулась.
-Чего это она?- с недоумением шепнула женщина своей младшей сестре.
-Ничего! Сытый человек - ленивый человек. Голод трудится заставляет.- Ответила юная нанайская девушка.
Дарья, так звали нанайскую женщину, по просьбе Дмитрия Ивановича трепетно относилась к девочке. Сама Дарья была неписанной красавицей. Черные длинные косы, раскосые глаза с пышными, длинными ресницами, делали ее похожей на куклу. Носила она серебряные сережки с подвесками, длинный расписной халат и унты из лосиной кожи. У Дарьи была младшая сестра Анюй, она отличалась от своей старшей сестры нравом. Анюй свободолюбива, редко поддавалась веселью и смеху, она много времени дарила своим размышлениям и фантазиям, считая это занятие большим трудом. Волосы у нее были короче, чем у старшей сестры, и всегда были распущены, слегка завиваясь на концах. Раскосые узкие глаза таили маленькую хитрость.
Лёля помогала Дарье носить воду, колоть дрова и готовить пищу, пока тем временем Анюй постоянно чистила и резала рыбу.
  На третий день, пока еще ярко светило солнце, Лёля положила наколотые дрова у пня и подошла к Анюй.
  -Расскажи мне, что ты видела?- Раздался голос за спиной Анюй. Она была увлечена разделыванием киты и привыкла вести беседы за своей спиной.
-Сердце тайги. - Монотонно ответила девушка.
  Лёля заметила, как хладнокровно Анюй расправляется с рыбой, Леля не знала, как заполучить ее внимания. Но поняла по ответу, что Анюй занята непосильным трудом-размышлениями. Лёля подошла еще ближе к спине девушки.
  -Анюй, Дарья не любит своего мужа?-
  -Верно.- Спокойно ответила девушка.
  Анюй не оборачивалась, она так же безразлично и хладнокровно занималась своим делом.
  -Она любит русского парня, а он ее нет. Ей пора, было, выходит замуж, вот кто больше соболей отдал, тот и стал женихом. Это обыденный случай в поселке. Не Дарья первая и не она последняя, и со мной такое будет, только мне все равно. Пусть отдают, лишь бы мои мысли не отняли.-
- Я ни кому не скажу. Прости. - Смутилась Лена.
-Хоть говори, хоть нет.-
  -А золото в Чёрном драконе есть?- Лёля горела от желания услышать ответ, ей хотелось знать, что все это не напрасно. То, что отец рискует своей жизнью - не напрасно, то, что ей приходится жить в нанайской деревне, то, что им пришлось уехать из родного дома за тысячи километров ради этого золота.
Анюй бросила взгляд на Лёлю с пол оборота, усмехнулась, резким движением отрубила хвост рыбе и спокойно ответила.
  -Золото…- пробормотала она. – Какое золото? Какое золото вы ищите?-
-Папа вместе с Диром отправились на поиски золота. Он хочет его увидеть.-
-С Диром…- Язвительно ответила Анюй. – Он сам ничего не знает. Что может знать этот задира? Скоро Амур выйдет с берегов, и хоть бы мы увидели их всех снова.-
Лёля поняла, что Анюй влюблена в молодого проводника, который не отвечает ей взаимностью.
  Иван Дмитриевич со своей экспедицией двинулся на север к сопке, за которой как полагает Дир, находится край света и золотые берега. Много небывалых растений встречал геолог, множество животных, камней, природных памятников, но на Амуре обыденные явления казались неповторимыми, волшебными, даже запах часто встречающихся растений был особенный. Аромат природы доходил до самого сердца и растворялся по всему телу. Непокорной была тайга. Поднимаясь в сопку, по обеим сторонам раскинули свои могучие ветви ели, кедр, можжевельник. Вдали виднелись старые деревья обросшие зеленым мхом. Бежала маленькая ледяная речка - это был один их притоков Черного дракона. 
  Когда солнце скрылось за сопками, путники от усталости легли на сырую землю. У костра они впервые отведали строганину из осетрины, которую припас Дир. А поутру вновь отправились в путь. Казалось, оставалось совсем  чуть-чуть, и заветная мечта геолога осуществится, но неожиданно, что-то внутри стало тревожить его. Надежда отпускала его, и он сомневался в этом пути. Хотелось повернуть обратно, но окинув взглядом своих товарищей, геолог увидел, что они были уставшие, но огонь энтузиазма в их глазах еще догорал. Они доверяли экспедитору и строго шли за ним. Иван Дмитриевич решил идти вместе с ними до конца.
  По пути художник вместе с геологом сделали зарисовки местности.
-Иван Дмитриевич!- обратился из отряда Николай.- Я видел свежие медвежьи следы.-
-У нас ружье есть!- послышался голос из отряда.
-А гольды игрища устраивают. Медведя на цепи длинной держат, а парнишки пытаются с медведя кусочек шерсти содрать. И самым смелым и сильным будет тот, который с брюха медведя клок шерсти вырвет.-
 -Подул ледяной ветер.- Подхватил Дир - Мы уже совсем близко.-
-Утром пойдем.- Твердо ответил Иван Дмитриевич.- Люди устали, возьмем привал.-
На рассвете вся команда проснулась от холода. Река вышла за берега и дошла до лагеря экспедиции. Вода заполнила палатки, одежда путников была сырой.
  В чаще тайги царила тишина. Унты из лосиной кожи промокли. Пришлось путникам уйти выше. Они отдалились от золота. Экспедиция ушла на запад. Дир заблудился.
Экспедицию это не остановило, путники подсушили одежду и обувь, после чего отправились по долине живописной реки. Осенью река наполнялась кетой, которая приходила на нерест. Рыбы в реке хватало всем. Местные жители не только делали из нее строганину, но так же изготавливали обувь из рыбьей кожи. По пути путники сели перекусить. Впервые попробовав медвежатину, Иван Дмитриевич изумился от ее вкуса. Мясо было очень вкусным, сало бело - розовое, плотное, но нежное. Медвежье мясо считается деликатесом, и его вкус зависит от того, чем питается мохнатый рыболов.
-Ох и река! Берегов не видать, словно море!- удивился Федор, один из участников экспедиции.
-Вот мы и дошли до берега Амура - могучего Чёрного дракона.- Вздохнул Иван Дмитриевич.
Могучая река, изгибаясь, разливаясь по долинам, очаровывала своей властностью над берегами. От восхода до заката, пять дней добирался Иван Дмитриевич до могучих берегов.
  Тем временем Леля с Анюй ушли в лес, собирать попавшихся в ловушку соболей. Пробираясь сквозь заросли леса, Лёля не верила, что все труды отца напрасны.
-Ты уверена, что на Амуре нет золота?-
-Природа одна во всем мире, но любима больше та, где ты родился, вырос и живешь. Все знакомо и так прекрасно, но уже обыкновенно. Мы любим родной простор как человека, не замечая больше недостатков. А ты любишь камень, покрытый желтой пылью. Я знаю тайгу, я знаю Черного дракона. Природа мастерит для нас каждый день новые подарки. Но для тебя подарка здесь нет.-
По пути Анюй рассказала мне легенду о Черном драконе. Давно, маньчжуры называли Амур «большой рекой». Амур кормил рыбой, его берега дарили людям все, что они пожелают: лес, зверя, пушнину. Здесь жил Белый дракон, который лишил людей покоя. Белый дракон бушевал, он нещадно топил лодки, не давал рыбакам ловить рыбу. Но однажды, его победил Чёрный дракон, который и остался жить на дне реки. У маньчжуров белый - означает зло, а черный цвет - добро.
  Померкло. Все члены экспедиции легли спать. Раздался глухой рокот. Небо полосует от грозы. Хлынул холодный дождь - вестник надвигающихся бед. Сверкающие грозы-небесная паутина, заворожила своей красотой Дира. От дождя нет укрытия. Склонив головы, команда двинулась дальше, спускаясь вниз с сопки к массивному берегу. Иван Дмитриевич боялся, что ливень поднимет уровень реки, и она выйдет за берег. Золото тогда будет очень трудно найти. Но удача сопутствовала ему, холодный дождь закончился так же быстро, как и начался, раскаты грома больше не тревожили тайгу.
  Наутро экспедиция снова держала путь к золотоносным жилам. Каменистая дорога вела к реке. Мелкие птицы словно боялись их, засели на ветвях деревьев, клювом искали насекомых. Вечно зеленый мох окутал своим кружевом ветхие деревья.
Река нахмурила воды. Штиль обеспокоил Ивана Дмитриевича. Если река будет бушевать, то на берегу, вдоль реки можно легко найти золотые самородки. Решено не откладывать дела до заката. Дир  вместе с молодыми мужчинами из экспедиции расположились вдоль реки. Все разом набирали в лоток речной песок, затем встряхивали его в потоке воды. Песок смывало, но крупинок металла на дне не оставалось.
  Когда мы с Анюй вернулись в поселок, уже померкло. Воцарила тишина, не было слышно нанайской речи. Анюй села на нарты у костра и до утра, не обмолвилась ни словом с Еленой.
  В Анюй таилось нечто особенное, нежели в других нанайский девушках. Анюй неприхотлива в работе, но она вольна и сильна. На ее лице редко виднеется улыбка, да и она отличалась от всех девушек. На Дальнем востоке нет национальности. Каждый подобен рабу, трудившийся во благо бесплодным землям с надеждой сотворить чудо. Тайга забирала силы, словно огромный зыбун. Но ни когда не позволяла утонуть надеждам.
  Под водой, словно под стеклом, медленно качались зеленые и коричневые водоросли, усеявшие собой речное дно. Проплывала мелкая рыбешка лазурного цвета, и быстрыми рывками скрылась в коричневых лохматых водорослях. Старатели мыли золото по колено в ледяной воде Амура, долго и упорно. Но ни одной золотой песчинки они так и не нашли. Осень настигла тайгу. Деревья сменили наряд. Словно блики мелькали опадавшие листья. То желтые, то красные, они опадали и попадали в «лапы» Черного дракона. Мощное течение топило и уносило листья далеко от глаз геолога. Дмитрий Иванович вспоминал рассказы первопроходцев. Много людей погибло от зверя и ножа. Но больше всего Дмитрий Иванович боялся голодной смерти.
  Продовольствие закончилось, как и силы у старателей. Река отражала в себе только пожелтевшие кроны деревьев. Глядя в отражение реки, он вспомнил о дочери. Тоска и разочарование от поражения заставили Ивана Дмитриевича вернуться домой.
Но надежда вернуться снова и найти золотой клад Чёрного дракона не отпускала его до конца жизни.


Рецензии
Это просто фантастика, что так мало людей живёт на огромном пустынном пространстве со средней годовой температурой воздуха минус десять градусов. Причем живут уже не тысячу, десять тысяч, а больше сотни тысяч лет. А было когда-то здесь тепло и жарко по тропически. И находят здесь и мамонтов и динозавров... А мы ничего не знаем про эти мудрые народы, про их верования,образ жизни. Спасибо за рассказ!

Владимир Павлович Фролов   25.02.2021 15:05     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв!

Наталия Маламан   25.02.2021 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.