Жадинам посвящается

Анна гордилась своей работой. Она была проводницей на машине времени. В ее обязанности входило улыбаться посетителям, а также отправлять их в путешествие во времени.
Когда к ней пришли новые посетители – молодая девушка и строгий мужчина – Анна улыбалась, как и положено по инструкции.
- Рады приветствовать вас! Куда отправляемся: прошлое, будущее?
Строгий мужчина посмотрел на Анну:
- Никак нет. Мы остаемся в настоящем.
Инструкция требовала улыбаться и дальше. Анна привыкла, что у посетителей бывают разные причуды, надо приноровиться к каждому. Поэтому она засмеялась, будто бы от хорошей шутки, и ответила:
- Мы и так вечно находимся в настоящем. Давайте уже его покинем!
- Никак нет, - снова сказал мужчина. – Многие из нас бывают в настоящем очень редко. Постоянно либо витают в желаемом будущем, что называется мечтами, либо находятся в тисках у прошлого.
- Это философский вопрос, - не стала спорить с ним Анна.
- А вы и есть самая лучшая бортпроводница во времени? – уточнил мужчина.
Тут уже Анна начала терять терпение. Она могла вынести любую человеческую наглость, но не ту, которая касалась ее лично.
- Что вам нужно? – довольно резко спросила она.
- Виноват, не представился. Меня зовут Виталий Андреевич Хлебов, - он протянул удостоверение. – Это моя коллега Наташа. Мы пришли из института времени. Вас должны были предупредить.
Анна смутилась. Она на самом деле ждала делегацию из института времени, но эти люди показались ей обычными посетителями.
- Я поздравляю вас, Анна, - сказал Хлебов, игнорируя ее смущение и от души пожимая руку. – Как вам уже сообщили, вы признаны лучшей бортпроводницей на машине времени. И я пришел лично, чтобы засвидетельствовать почтение и вручить приглашение на церемонию награждения.
- Спасибо, - сказала Анна, принимая от него конверт с приглашением. – Это так неожиданно.
- По этому случаю случаю состоится конференция для хронологов. Вас любезно приглашают выступить. Ведь у вас богатый опыт именно практического применения машины времени как увеселительного аттракциона для населения.
Анна улыбнулась:
- Вынуждена признать: опыт богатейший. Столько историй могу рассказать! И столько открытий тут сделано с чисто психологической стороны.
- Вот и прекрасно! Поделитесь своим опытом. Конференция, семинар, а также награждение лучших из нас займет три дня. Билеты в обе стороны оплачиваются.
- Это будет потрясающе! – воскликнула Анна. – Но как же я смогу оставить работу?
Тут вперед выступила доселе молчавшая Наташа.
- Меня направили вместо вас. Я поработаю здесь эти дни. Вы мне только передайте ваши дела и уточните кое-какие детали о порядке работы.
- Не бойтесь, она ничего не сломает, - заверил Хлебов. – Это самая способная студентка хронологического факультета и пишет дипломную.
Анне показалась, что девушка слишком уж молода для такой работы. Посетители бывают разные. Иногда нужно не столько улыбаться клиентам, сколько выслушивать от них упреки и разрешать недоразумения. Хватит ли у этой девушки жизненной стойкости и обладания?
В это время Наташа сказала:
- Это моя мечта: поработать здесь.
И Анна поняла, что ее взяли не просто так. У Наташи все получится, если уж это ее мечта.
- Хорошо, я с удовольствием введу вас в курс дела.
На следующий день Анна провела Наташе краткий инструктаж о работе. А потом последила, чтобы новая проводница все делала правильно. Придраться было не к чему: Наташа выполняла работу безупречно.
Перед уходом Анна спросила:
- У вас еще есть какие-нибудь вопросы?
Ей показалось, что Наташе так и хочется что-то спросить, но она сдержалась.
- Нет, мне все понятно.
- Ну хорошо. Тогда удачи! В любое время можете звонить, если появятся вопросы.
Некоторое время Анна думала, стоит ли сказать Наташе, что та может рассчитывать на помощь дворника дяди Вани. Тот часто помогал ей справиться с нестандартными ситуациями. Но они случались редко, и иногда Анна улаживала их в обход инструкциям. Так что это нужно было сохранить в секрете и просто надеяться, что у Наташи подобных казусов не произойдет.
Да и неизвестно: может, дядя Ваня откажется помогать незнакомой Наташе.
И Анна промолчала. А вот Наташа все же не выдержала и уже на пороге окликнула ее:
- Можно вопрос?
- Конечно.
- А вы сами пользовались машиной времени в ваших личных интересах?
Анна улыбнулась. Она поняла, что девушку интересует не то, сколько раз она путешествовала во времени, а нечто более личное.
- Вы можете воспользоваться машиной сами, но только в свободное время. Хоть путешествие в данном временном континууме длится всего минуту, вы не имеете права покидать свой пост ради этого. Представьте: заходят посетители, а в это время ни вас, ни машины нет. И вдруг вы проявляетесь через несколько секунд из ниоткуда. Но когда работа павильона официально завершена, вы можете воспользоваться машиной по вашему разумению. То есть, совершить путешествие после работы.
- Спасибо! – обрадовалась Наташа. – А я думала, что можно в обеденный перерыв.
- Ну, как вам удобно. Можете в обеденный перерыв. Потратите минуту на путешествие, а остальные пятьдесят девять минут – на отдых.
- Спасибо вам еще раз! – горячо сказала Наташа. – И хорошо вам съездить на конференцию и церемонию награждения. Обещаю, что не подведу: работать буду хорошо.
На сердце у Анны было спокойно. Она думала, что оставляет машину времени в надежных руках. Ну и что, что Наташа слишком молода. На практике она показала себя способной ученицей и выполняла все правильно.

Утром следующего дня Анна позвонила Наташе, чтобы убедиться, что все нормально.
- Не беспокойтесь. Клиентов отправляю, казусов никаких не было, все идет как надо, - доложила Наташа.
Анна порадовалась за нее: хоть молодая и неопытная, но дело знает.

- Анечка! Ты вернулась! – пробасил дядя Ваня.
Анна не успела дойти до павильона, но вынуждена была остановиться в парке, чтобы побеседовать со старым знакомым.
- Да. Посмотрите: несу кубок. Меня признали лучшей бортпроводницей машины времени.
Дядя Ваня и не взглянул на кубок, он так был рад видеть Анну, что смотрел только на нее.
- А я всегда это знал, - сказал он. – Ты лучшая. Та девчонка, которую ты оставила вместо себя в первый день работы, мне совсем не понравилась. Тетка, которая пришла потом, тоже была не очень. А бабка, которая приползла на третий, вообще тьфу.
Анна почувствовала что-то неладное. Она хотела было сказать, что вместо нее работала одна только девушка – Наташа. Но Анна знала дядю Ваню достаточно: он лгать не будет. Может, Наташа просила кого-то ее подменить?
- Я сейчас ее обо всем расспрошу, - сказала Анна и ускорила шаги. На сердце было тревожно.
Она зашла в павильон и в изумлении застыла на пороге. Перед ней стояла женщина лет сорока: седые виски, морщинки на лице, оплывшая фигура. И все же она была очень похожа на Наташу. Неужели та попросила мать поработать за нее этот день?
- Добро пожаловать в машину времени! – сказала женщина. – Куда отправляемся: прошлое, будущее?
- Постойте, а вы...
- Ах, чуть не обозналась! – воскликнула женщина. – Да вы же Анна. Как съездили на конференцию?
- Да ничего так, - ответила удивленная Анна. – А позвольте полюбопытствовать, а вы...
- Я Наташа. Неужели забыли? Не мудрено, столько времени прошло...
- Всего три дня! – воскликнула Анна. – Наташа, что с вами случилось за это время?!
Она была готова ко всему. Например, сейчас выяснится, что рядом с работающей машиной времени человек может постареть. Или что здесь произошла катастрофа, из-за которой был выброс вредной энергии. Или что у Наташи в семье умер кто-то из родственников, из-за чего она так резко сдала. Или что как-то после работы она сделала неудачную пластическую операцию.
Но Наташа ответила:
- Со мной все совершенно нормально. Я так счастлива была поработать на машине времени! Жаль, что всего три дня. Но я постаралась выжать из этого максимум пользы.
Анна чуть не выронила кубок из рук. В памяти проплыло, как три дня назад Наташа спрашивала: «А вы сами пользовались машиной времени в своих личных интересах?» И та почувствовала, что ей хочется отправиться в путешествие самой.
Неужели же Наташа столько раз съездила в путешествия, что сумела там постареть? Ведь она уезжала всего на двадцать четыре часа. Это не время, чтобы успеть состариться. Тут должна быть другая причина.
- Наташа, - осипшим голосом сказала Анна и поставила кубок на стол. – Скажи мне честно: ты ездила на машине времени?
Та заулыбалась:
- Так, немного. Иногда в обеденный перерыв. И совсем чуть-чуть после работы. Но вы же мне сами сказали, что можно.
- Конечно, можно...
- Ну и вот. И ничего запрещенного не делала. Но знала, что располагаю всего тремя днями. Вот и постаралась поездить по максимуму.
Анна тяжело опустилась на стул. По максимуму?! Значит, она по несколько раз запускала машину времени в обед, а потом, вероятно, пользовалась ей и после работы. Но когда она успела так постареть? Сколько дней нужно было навернуть в другом временном континууме, чтобы так сильно постареть и даже не заметить этого?
Анна не видела Наташу всего три дня. Перемена в ней разительна. А для той все происходило постепенно и закономерно: каждый день в другом временном континууме прибавлял ей возраст.
Иногда мы говорим, что чужие дети растут быстрее собственных. Конечно, это вопрос восприятия. Собственных детей мы видим изо дня в день и не замечаем изменений. Наташа сейчас поступила как чужой ребенок: продемонстрировала, что может сделать с человеком время за длительный срок.
- Сколько тебе лет? – спросила Анна.
- Двадцать, - ответила эта сорокалетняя на вид женщина.
Анна закрыла лицо руками. Из другого временного континуума ничего невозможно вынести: все растворяется в ту же секунду. Единственное, что остается при человеке, - это его впечатления. Если Наташа в обеденный перерыв успевала раз тридцать сгонять на машине времени в другое время, то по ее ощущениям на это уходило около месяца. И еще несколько месяцев она могла организовать себе до и после работы. Наташа ведь сказала, что за эти три дня выжала максимум пользы из машины времени.
- Спасибо, что подменили меня, - тупо сказала Анна, глядя в одну точку.
Ей казалось, что она испортила девушке жизнь. Но та счасливо улыбалась:
- Спасибо, что вы предоставили такую возможность! А теперь я пойду домой. Правда, я плоховато помню, где он находится.
Когда Анна выпроводила Наташу за дверь, к ней заглянул дядя Ваня.
- Не печалься, Анечка. Хоть эта старушка и была трудоголиком, который ночевал на работе, но все равно: ты – лучшая бортпроводница машины времени. Лично я не люблю трудоголиков.
- А я не люблю коррупционеров. И жадин, - сказала Анна.

1.08.2018, Кобрин


Рецензии
Хороший рассказ! Жадин никто не любит )

Мария Щеглова   27.08.2018 13:22     Заявить о нарушении