Вундеркинд Ленечка Канторович, ставший Нобелевцем

Лауреат Нобелевской  премии по экономике Леонид Витальевич Канторович с самых ранних лет проявлял совершенно поразительные способности.
На пргулках ДВУХЛЕТНИЙ МАЛЫШ обязательно тащил няню в Елисеевский магазин. Там он каждый раз честно зарабатывал конфеты, удивляя всех окружающих быстрым и громким подсчетом общей стоимости сделанных ими покупок.
Когда старший брат Николай учился в медицинском институте, СЕМИЛЕТНИЙ МАЛЫШ Ленечка всерьёз заинтересовался его учебниками по математике и химии. Вскоре выяснилось, что сметливый мальчик полностью усвоил вузовские курсы по этим дисциплинам. Он знал доказательства всех теорем и легко решал любые задачи по математике и химии. Сташий брат испытывал затруднения при решении задач по химии. Поэтому он однажды взял с собой на экзамен по химии Ленечку, под предлогом, что его не с кем оставить дома. Преподаватель дал малышу бумагу и карандаш, чтобы тот не скучал. Но маленький Канторович начал быстро решать экзаменационные задачи по химии для своего брата и для всех других студентов. Так Ленечка стал очень удобной «ходячей шпаргалкой» на экзаменах своего старшего брата в медицинском институте..
ДЕВЯТИЛЕТНИЙ Леня, выполняя однажды школьное задание, неожиданно для всех нашёл нетрадиционное решение сложной математическкой задачи. Это буквально ошеломило школьных педагогов. О талантливом ученике заговорили по всему городу, до самых верхов. Недавно созданная комиссия по улучшению быта ученых при СовеТе  Народных Комиссаров СССР, предназначенная для заботы о хлебе насущном для выдающихся ученых, тоже узнала о юном даровании и выделила ему особую стипендию, которую он получал несколько лет. Ещё немного денег добавляла игра на деньги в шахматы.
Тогда никто в семье не мог найти работу и чудо- ребёнку пришлось стать опорой для близких.
В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ Леня досрочно  окончил среднюю школу и поступил на математико- механический факультет (матмех) Ленинградского университета. Его поступлению не помешал даже существенный для того времени недостаток- неподходящее социальное происхождение. Но к занятиям он смог приступить только со значительным опозданием.
Оказалось, чтобы принять подростка четырнадцати лет  в университет, необходимо специальное разрешение вышестоящих органов. В университете Лёня встретил известных математиков, которые проводили научные семинары для студентов- старшекурсников.
Лёня в конце первого курса начал активную деятельность в этих семинарах.
Подросток Лёня оказался среди студентов, которые были значительно старше его по возрасту. Он резко отличался от них своим абсолютно детским внешним видом- был маленького роста, с ярким мальчишеским румянцем. Вот как вспоминает о появлении Лени на матмехе один из его сокурсников: «Помню первое, очень яркое впечатление: невысокий мальчик, очень румяный и очень мальчик. Я не мог понять, что делает этот маленький мальчик в университете. Я- то был уже солидным мужчиной, мне было почти 19 лет. Он был необычайно талантлив. Это чувствовалось буквально с первых минут. Помню, как все мои сокурсники были потрясены, когда меньше  чем  через год в печати появились его первые работы. Это произвело на нас потрясающее впечатление. Идея, что студент может печататься, казалась нам фантастической.
Особенно сильное впечатление произвела публикация его первой значительной работы в самом солидном международном математическом журнале « Фундаментальная математика».»..».
Научный руководитель Леонида, знаменитый математик Г М ФИхтенгольц, высоко оценил способности юного дарования и прозорливо предсказал: «  Его имя будет во всех энциклопедиях мира». О творческом потенциале юного студента вспоминает его соученик, которого Леонид попросил однажды прослушать, что он придумал: «Это поразило меня до глубины души, потому что просто не приходило в голову, что такое можно придумать. Насколько же его фантазия и изобретательность, оказалось, превосходили мою. А я, надо сказать, что цену себе знал и понимал, что достаточно быстро соображаю. А тут я ощутил, насколько глубина его мысли несравнима с моей. С тех пор это ощущение осиалось у меня на всю жизнь».
К момету окончания в1930 году университета, Леонид был автором 11 научных работ, опубликованных в ведущих советских и зарубежных журналах. Этот цикл работ принёс ему мировую славу ещё в его студенческие годы.
По мере взросления, Леонид постепенно приобщался ко всем радостям студенческой жизни,не чуждался доступных молодежи развлечений. У него появился широкий круг интересов: художественная литература, поэзия,кино. В его архивах был найден самоучитель современных танцев. В обществе молодых повес он ухаживал за девушками, ходил на литературные вечера Бориса Пастернака, повторяя вслед за ним любимые строки:

Пью горечь тубероз, небес осенних горечь,
И в них твоих измен горящую струю.
Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ.
Рыдающей строфы сырую горечь пью.

Увлекался также поэзией Владимира Маяковского, знал на память многие его стихи, старался не пропускать встречь с поэтом на его литературных вечерах.
В 1930 году 18-летний Леонид, после окончания университета, начал преподавать математику в Ленинградском ИнситИтуте ПРмышленного Строительства (ГИПС)в должности ассистента. При поступлении он предъявил рекомендацию его учителя-
Фихтенгольца, в которой, в частности , отмечалось: «Мне представляется, что молодость Л В- при его дарованиях, сметке, быстрой сообразительности, находчивости,не может служить препятствием к его деятельности в качестве ассистента. Одно несомненно для меня: то учебное заведение, которое откроет двери для Л В Канторовича, впоследствии будет иметь основания гордиться тем, что оно помогло молодому таланту стать на ноги».
В этом институте Леонид стремительно, в течении двух лет, вознёсся от ассистента до профессора. Поскольку первые годы своей преподавательской деятельности он был непозволительно молод, не обходилось и без смешных недоразумений. Случалось, что студент давал ему дружеский совет: «Эй, ты, парень! Садись на своё место. Сейчас профессор прийдет». А он смеялся совсем по мальчишески. Читал лекции, балансируя, как канатоходец, на самом краю высокого подиума. Любил демонстрировать себя эдаким
Дон- Жуаном, поднимая оценку понравившейся ему студентке. Леонид Витальевич оставался неравнодушным к женской красоте всю свою жизнь.

На фотографии: подросток Ленечка Канторович со студентами его группы.

Автор текста Доба Каминская


Рецензии
Необыкновенно талантливый был Ленечка - выдающийся ученый Леонид Канторович.
Очень живо, образно, интересно рассказали о нем.
С большим удовольствием читаю Ваши статьи, повести и очерки.

Успехов Вам в творчестве, дорогая Доба!
С большим уважением и признательностью,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   10.08.2018 12:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я с огромным интересом изучала его путь в науке и его жизнь.
К сожалению, путь КАнторовича к Нобелевской премии был не легким. Все киты лженауки под названием «Экономика социализма» с лютой ненавистью набросились на гениального ученого, который изобрёл и пытался внедрить в практику советской экономики математические методы, изобретённый им Метод Линейного ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Когда он впервые обратился со своими предложениями в высшие иинстанции реакция была резко отрицательной, его даже предполагали сразу же арестовать.
Ведь его научный подход был опасен для догматиков от экономики.
Но однажды его арестовали- за его попытки внедрения метода линейного программирования и поместили в сумасшедший дом. Он бы там, безусловно, погиб - ведь к нему начали применять методы карательной медицины, которые превращали человека в бездумный, безмозглый овощ. Об этих методах карательной медицины очень подробно написала, в своё время,Валерия Новодворская. Канторовича, к счастью, смог спасти его старший брат, который был знаменитым психиатром. Если бы не помощь брата, то мир потерял бы Нобелевского лауреата по экономике Владимира Канторовича.
С наилучшими пожеланиями. Доба
,

Доба Каминская   10.08.2018 13:15   Заявить о нарушении
К счастью, этого не случилось, и ученый стал заслуженно лауреатом Нобелевской премии.

Татьяна Шмидт   11.08.2018 18:55   Заявить о нарушении