Держать удар

               
               
               

      Не помню, сколько лет мне тогда было, сопляк, как сказал бы не очень деликатный человек. Но помню, что тогда мы, ватага пацанов из нашего двора, решили заняться боксом. Нашли спортивное общество с революционным названием «Искра» и попали в спортзал. Посредине красовался ринг, на нём отрабатывали приёмы юные боксёры.
      Нас принял тренер, помню его фамилию Старчак, оценивающе осмотрел нас и сказал: «Что ж, попробуем».

      Сперва мы занимались общефизической подготовкой, но наступил день, когда меня выпустили на ринг, провести тренировочный бой. Ну, какой из меня был боксёр: доходяга, «кожа да рожа», отовсюду нагло выпирают кости, непокрытые мясом, о мускулатуре и речи быть не может.
      Тем не менее, тренер выставил против меня какого-то верзилу, тоже, отнюдь не упитанного, худющего, как почти всё наше послевоенное поколение, и краем уха я услышал, как он шепнул ему: «Коля, проверь пацана. Чего он стоит?».

      Потом я узнал, что у «Коли» был уже второй разряд по боксу, для меня это казалось недосягаемой вершиной. Мой противник прекрасно понимал, кто стоит перед ним, и, проявляя благородство, не очень меня мутузил, хотя я старательно махал руками, дрыгал ногами, в общем, пытался изобразить то, чему теоретически обучал тренер.  А он наблюдал за нами, и ему важнее было увидеть, как я двигаюсь на ринге, насколько изворотлив, как умею уклоняться от колиных кулаков. То и дело он подбадривал меня: «Двигайся! Двигайся! Не давай ему входить в клинч!».
      Уже потом, после стычки, если можно назвать её раундом, он усадил меня рядом с собой и сказал:
      - Понимаешь, в боксе главная цель – одержать победу над противником, для этого спортсмен и выходит на ринг. Но не менее важно умение держать удар, не тогда, когда удары наносишь ты, а, когда их наносят тебе. Ты понимаешь, о чём я говорю? Держать удар – это значит не упасть духом, а устоять, выдержать натиск, не сломаться, а наоборот собраться, чтобы дать достойный отпор сопернику.
      Уже давно я отошёл от бокса, но слова тренера пронёс через всю жизнь. Потому что они не только о боксе, да и о спорте вообще. Они шире, глубже, значительнее, наверное, у каждого из нас случаются моменты, периоды, ситуации, когда девизом должно стать наставление тренера.

      У моего соседа  Анатолия Егоровича обнаружили серьёзную болезнь, от одного названия которой замирало сердце. И начался в его жизни период, когда каждый шаг ему диктовала медицина: режим дня, продукты питания, лекарства, процедуры, а главное – психика, ибо в «деталях, из которых мы собраны», мозг, пожалуй, самый уязвимый орган, самая тонкая субстанция, а «где тонко, там и  рвётся», надо быть очень мужественным человеком, чтобы не поддаться страху, тревоге, не дать себе размякнуть, раскиснуть, превратиться в «овощ», ещё до того, как подведен итог борьбы с обрушившимся несчастьем.

      Сейчас бы хорошо кончить «мажором»: Анатолий Егорович держался молодцом и одержал победу, преодолел фатальный диагноз. Увы! Этого не случилось. Но мужество, с которым он встретил беду, заслуживает самых высоких слов, как мужество солдата, окружённого со всех сторон, но продолжавшего держать круговую оборону. Низкий поклон таким бойцам, снимем шляпу перед их светлой памятью.
      Последний год  открыл нам имена таких бойцов-борцов, не литературных, выдуманных, а реальных: Дмитрий Хворостовский, Людмила Сенчина, Михаил Задорнов. Их имена навсегда останутся в наших сердцах, не только за их таланты, но и за ту стойкость, которую проявили они перед обрушившимся на них несчастьем.
      Совершенно понятно, что слова моего первого тренера следует понимать гораздо шире, чем он иллюстрировал поведение спортсмена на ринге. Разумеется, он был боксёр, и примеры приводил, исходя  из своего опыта. Но удары, которые нужно «держать», можно наносить не только кулаком, или оглоблей, вообще, физически, есть способы не столь может быть, заметные, но от этого не менее убедительные, не менее травмоопасные, например, - словом, устным, или письменным, насмешкой, бестактной шуткой, даже музыкальным аккордом. Чувствительному человеку хватит одного слова, намёка, сравнения, другому, толстокожему, речь надо закатить, авось пробьёт его и проймёт. Мягкий человек проглотит обиду, лишь пробормочет в ответ: «Пусть эти слова останутся на твоей совести, Бог тебя накажет». Но у обидчиков совесть бывает такая вместительная, что способна пропустить через себя весь грязный поток, как шлюз на реке Енисей. А у Бога  может просто не дойдут руки: столько забот доставляют люди, и каждый ищет у него защиту и поддержку.

       А вот ещё поворот темы, неожиданный, так сказать, зигзаг. А нужно ли всегда отвечать на удар? На ринге, безусловно – да. А в быту? В дискуссиях, дебатах, на кухне, в трамвайной давке, наконец. Может, стоит иногда сдержаться? Не дать захлестнуть себя эмоциям, всплескам агрессии. Тоже, между прочим, большое искусство. Когда так и хочется «бросить ему в морду» весь запас своих гневных эпитетов, сравнений, междометий и аллегорий. Ну, у него иная точка зрения, ну не тех богов он почитает, да  и по темпераменту вы в противофазе - ты холерик, он флегматик. Ну, и пусть это будет полемика, спор, но не более того, возможно, в споре и родится истина. Что ж с этим надо научиться мириться. Бывает, и «против шерсти» нас гладят, и неприятную «правду-матку» режут в глаза. Сумей сдержаться.

       Родственные слова: держать и сдержаться. Но в первом случае ты крепко стоишь на ногах и пытаешься отразить улар. А во втором, ты просто не даёшь себя спровоцировать, сжимаешь руки в кулак, но не для нападения, а, наоборот – для защиты, как у Высоцкого:
                Врач резал вдоль и поперёк,
                Он мне сказал: - держись, браток! –
                Он мне сказал: - держись, браток!
                И я держался.
      Это совсем непросто, «держать» и «сдерживаться», - эти слова паронимы,  когда  нервы натянуты, как струна.  Но это, если он тебя не унижает, не оскорбляет, не угрожает тебе, твоим близким и дальним сделать капут, харакири, не запугивает расправой, террором, погромами. Не жди, когда эти угрозы станут реальностью. Тут премудрость «держать удар» не работает, работает другая формула: «давать отпор».

 
      Один мой приятель, выслушав всю эту философию, сказал:
«А ты плюнь на всё, береги здоровье». Пробовал, плевал и не раз, а со здоровьем лучше не становилось. Так что «народная мудрость» не шибко мне здесь помогла, и тут уже совершенно прав другой мой учитель, профессор Борисов, доктор наук, читавший нам в институте курс математического анализа. Профессия обязывала его: он ничего не брал на веру. И нас учил: «Доверяй, но проверяй!»


      Да, осмысливая слова своих учителей -  тренера по боксу и профессора математики, хочу добавить, что важно не только умение «держать удар», как учил меня, тренер, но и умение «сдерживаться», держать себя в рамках приличия, не говоря уже о рамках закона, а в экстремальных ситуациях, умение «давать отпор» намного справедливее и эффективнее, чем «миролюбивая», на первый взгляд, "теория сдерживания".    


Рецензии