Гл. 15 Юнги Кунгурского полка

БУДУЩИЕ ОТВАЖНЫЕ МОРЯКИ: КАВАЛЕР ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ ВАЛЕНТИН БОБРОВ И КАВАЛЕР МЕДАЛИ УШАКОВА ИВАН НЕКЛЮДОВ ВСТРЕТИЛИ ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ В СОСТАВЕ 416 СП

Тему для публикации предложил живущий в городе-герое Новороссийске наш земляк капитан второго ранга запаса, ветеран военной службы Евгений Алексеевич Петров. С его же подачи, напомним, в «Искре» 3 июля был опубликован очерк «Он тоже вернулся живым», герой которого - его дед, пулемётчик 416 стрелкового полка Георгий Иванович Храмцов (1914-1994).

В 16 МАЛЬЧИШЕСКИХ ЛЕТ
Евгений Алексеевич активно включился в поисковую работу по увековечиванию памяти воинов героического соединения – 416, Кунгурского, полка 112-й стрелковой дивизии. Полк, напомним, героически сражался с фашистами с первых дней войны и почти полностью погиб в боях. Одна из идей Евгения Петрова  – «подготовить статью «Юнги Кунгурского полка» (о судьбе краснофлотцев В.П. Боброва и И.В. Неклюдова). Всё-таки их становление проходило в военном оркестре 416 СП, и войну они встретили в рядах полка на ст. Дретунь».

Евгений Петров сообщил источники, где есть информация об отважных юных моряках (оба родились в 1925 году, воспитанни Оханского летского дома), судьбы которых тесно связаны с Кунгурским полком. Это книга А.П. Леонтьева «Юнги с Урала», Пермь, 1990), база данных «Подвиг народа», Государственный архив Пермского края.
В списке воинов 416 СП, где сейчас 660 имён, фамилии Боброва и Неклюдова уже были : мы их включили туда благодаря упомянутой книге Алексея Леонтьева «Юнги с Урала» .

Книга богато иллюстрирована, но, к сожалению, Алексей Петрович Леонтьев, сам в прошлом юнга и активный внештатный корреспондент «Искры» (1927-1989), не дожил до её выхода в свет, и многие фотографии, размешённые в книге, не подписаны. А среди них наверняка есть фото Боброва и Неклюдова. Им он посвятил отдельные главки, и судя по их содержанию, написал их, основываясь на рассказах самих героев. На сайте «Подвиг народа» есть сведения, что в 1985 году они оба были награждены орденом Отечественной войны II степени, стало быть, наверняка общались с Алексеем Леонтьевым, который в течение 10 лет возглавлял Пермский совет юнг – ветеранов войны. На это указывают и подробности их боевой биографии.


СЫНЫ ПОЛКА
17 марта 2017 года мы опубликовали уникальное фото музыкантов 416, Кунгурского, полка «На память командиру полка…» Среди оркестрантов, возможно, есть и будущие юнги Валя Бобров и Ваня Неклюдов, встретившие войну в его рядах (Из материалов краевого архива, фонда № р-1696 «Архивная коллекция документов ветеранов Великой Отечественной войны», известно, что у Ивана Неклюдова «рано проявились незаурядные музыкальные способности. Он был трубачом в оркестре Оханского детского дома», а, став в 1939 году воспитанником, «сыном Кунгурского полка», продолжал развивать свой талант: «его включают в состав военного оркестра в качестве кларнетиста».

В Кунгурском полку будущие отважные моряки встретили войну. Вот как об этом сказано в книге Алексея Леонтьева «Юнги с Урала»:
«Вечером 21 июня 1941 года (полк) был уже в военном лагере Дретунь. Утром следующего дня в части узнали, что враг перешел границу. Война. Все собрались на митинг. Поклялись до последнего дыхания защищать Родину. Дал клятву и Ваня. Прямо с митинга бойцы замаршировали в сторону границы. Ваня вместе с такими же мальчишками – военными музыкантами, как он, был оставлен для охраны складов. Только приступили к исполнению своих служебных обязанностей, в небе появился вражеский самолет. Покружился, присмотрелся и, сбросил несколько бомб, улетел. Передовая постепенно приближалась к лагерю, и поступил приказ об эвакуации…».

ШКОЛА ЮНГ
Воевать с фашистами ребята продолжили после окончания Школы юнг. Соловецкая школа юнг была создана в мае 1942 года и базировалась на Соловецких островах в Белом море. В неё на добровольной основе принимались юноши 15-16 лет с образованием 6-7 классов. По данным краевого архива, из Пермской (в то время Молотовской области) «по разнарядке ЦК ВЛКСМ в Соловецкую школу юнг разрешалось ежегодно набирать по 100 юношей. Но уже в 1942 году ушло 122, а за три военных года (1942-1944) - 365 человек. Заявлений с просьбами направить в школу юнг за это время в райкомы комсомола и военкоматы поступило более тысячи».

Получив воинские специальности, юнги направлялись в боевые части, на флот. Алексей Леонтьев, автор книги «Юнги с Урала», служил сперва в Волжской военной флотилии, потом на Черноморском флоте и в составе Дунайской флотилии, пересек шесть государственных границ. Храбро воевали с фашистами и сыны Кунгурского полка, краснофлотцы, мотористы: Валентин Бобров – на Северном флоте, Иван Неклюдов – на Тихоокеанском.


ПОДВИГ ВАЛЕНТИНА БОБРОВА
Валентин Бобров первым из прикамских юнг был награждён медалью «За отвагу», отмечает А.Леонтьев: в августе 1942 года участвовал в уничтожении двух подводных лодок, пытавшихся торпедировать наш ледокол «И.Сталин». Трудные испытания выпали на его долю осенью 1943 года, когда команде тральщика, где он служил, было поручено сопровождение на Диксон транспорта «Марина Раскова». «В ходе похода корабли охранения обнаружили подводную лодку противника, - рассказывает Алексей Леонтьев. - Тральщик её атаковал, но безуспешно. Она скрылась в снежном заряде. Выполняя приказ командира конвоя о продолжении поиска подводной лодки, тральщик встретился с целым отрядом вражеских кораблей. Разгорелся жестокий морской бой.
Машинист Бобров находился в машинном отделении. Приказания из командирской рубки следуют одно за другим. Корабль, уклоняясь от снарядов, маневрировал.
Вот вышел из строя машинный телеграф. Команды стали поступать через приоткрытый люк. Через него же бушевавшее море захлестывало на машины и мотористов свои волны. Но юнга поста не бросает.
Раздается взрыв в кормовой части. Тральщик потерял ход, стал крениться на левый борт…
Валю считали погибшим, но ему повезло. Вместе с командиром Михаилом Воробьевым он на изрешеченной пулями и осколками шлюпке болтался в море. Первые двое суток, вроде бы, было терпимо. Хотя, конечно, очень нелегко. А потом все больше стали мучить усталость, бессонница, голод и холод. Тучи висели над морем плотной пеленой. Ни луны, ни звезд из-за них не было видно. Куда гребешь – не знаешь. Изнемогало от усталости тело. А тут ещё погода резко ухудшилась: туман чередовался со снежными зарядами, усилилось волнение моря. Валя почти беспрерывно сидел на веслах, потому что его товарищ грести уже не мог. На пятый день, когда силы Вали были уже на исходе, моряки встретили в море еще одну шлюпку. На ней находились 23 человека. Борьба со стихией продолжалось еще двое суток. Из числа потерпевших крушение Валя был самым молодым и потому старался работать больше других. Чаще своих товарищей брался за весла, а когда его подменяли, начинал вычерпывать из шлюпки воду. О том, что ждет впереди, стался не думать. А беспокоило их всех одно: далеко ли до берега? На седьмой день моряков подобрал посланный на их поиск гидросамолет. Валя был доставлен на Диксон. Пройдя курс лечения, он продолжал службу на тральщике № 15».
За это подвиг Валентин Бобров был награжден орденом Красной Звезды. Командир, представлявший юного моряка к награде, отметил, что «во время нахождения на шлюпке он обморозил ноги и руки».


ПОДВИГ ИВАНА НЕКЛЮДОВА
Боевые действия юнги Ивана Неклюдова против японских милитаристов были отмечены медалями Ушакова, «За победу над Японией», Благодарностью Верховного Главнокомандующего, пишет Алексей Леонтьев. Вот всего лишь один из боевых эпизодов, о котором он рассказал в своей книге:
«После объявления войны Японии дивизион торпедных катеров, ставший для Неклюдова родным домом, сосредоточился у корейской границы. Через два дня корабли ее пересекли и вошли самый северный порт Юки. У причалов было затоплено несколько японских транспортов. Это до их прихода успели поработать торпедные катера 1-й бригады. Самураи не хотели мириться с потерей важного порта. В воздухе появились вражеские самолеты.

Корабли, чтобы не быть неподвижными мишенями для врага, стали маневрировать и отражать налет вражеской авиации. Неклюдов не спускал глаз с машинного телеграфа. Все приказы командования выполнял быстро и точно. А звонки телеграфа следовали один за другим. Быстрая и точная реакция молодого моториста на команды из боевой рубки помогала торпедному катеру увертываться от вражеских бомб, снарядов и пулеметных очередей.
Самолеты враз появлялись над катерами волна за волной до самого наступления ночи…»

Таким образом, мы узнали некоторые подробности из жизни ещё двух участников Великой Отечественной войны, судьбы которых тесно связаны с историей 416, Кунгурского, стрелкового полка. Юные сыны Кунгурского полка Валентин Бобров и Иван Неклюдов стали отважными моряками и громили фашистов на морях до Великой Победы. А подробности их мирной жизни ещё предстоит выяснить…

ПОД ФОТО
Фото: Кунгурский городской архив
Одна из страниц книги А. Леонтьева «Юнги с Урала»
("Искра", г. Кунгур, 31 июля 2018 года)


Рецензии