Искусство правды жизни

Произведение в котором автор не видит правды жизни - нельзя считать произведением высокого искусства, таково мое убеждение, как художника и как исследователя.  В чем сложность и, возможно, непонятность этого моего высказывания попробуем разобраться с помощью общефилософской критики. В этом высказывании существует по крайней мере два понятия, без уточнения которых, - ускользает от понимания и сущность самого высказывания. Первое понятие, это - правда жизни, а второе, это - высокое искусство. Итак ,- Правда жизни. Под этим в произведении искусства понимаю - достоверно переданное состояние изображаемого в конкретный момент времени, передаваемого в авторской манере, и обращенное к духовному пониманию высших ценностей современного автору общества. Из этого вовсе не следует, например, что жанр мертвой природы - натюрморта, - не может отражать правду современной автору жизни или, что только - портретный жанр, может являться собой единственную правду жизни. Но, во многом - это именно так. Попытаюсь объяснить. Когда появилось искусство фотографии, многие его исследователи посчитали, что прежнее, изобразительное искусство, должно будет исчезнуть. На чем основывались их выводы. На том, что фотография, как никакое искусство отражает достоверность момента жизни, фиксирует этот момент, запечатлевает навечно. Никто не мог отрицать документальности или достоверности этого момента. Но вскоре поклонники фотографии поняли, что в ней отсутствует часто  художественность, авторское своеобразие, а присутствует безличное однообразие, верно запечатленного факта. Что же исчезло из этого " достоверного" искусства. Исчезла - авторская оценка происходящего. Но, позвольте, - разве она важна в искусстве передавать правду жизни. Оказывается - важна. Представьте себе город в котором все дома одинаковой архитектуры, как соты в улее, а интерьеры одинаковы и с одинаковыми предметами обстановки и быта. Деревья а городе - одной породы и размера и даже с одинаковыми листьями на них. Люди все похожи друг на друга и одеты в одну и ту же одежду. Разговаривают об одном и том же, и говорят даже - одинаково. Сейчас самое время воскликнуть - Ужас! Но это я достоверно описал наше, возможное, цифровое будущее. Некоторые мои современники помнят, что во многом и в некоторых странах, таких как СССР и Китай, так оно и было в течение некоторого времени.
Господь создал этот мир разнообразным в самых его мельчайших деталях несмотря на полную симметрию органических и неорганических структур.
Мир в котором, несмотря на общность его законов и структуры, - нет двух одинаковых листьев на дереве, а дактилоскопические линии и их рисунок на руке - строго индивидуальны. В этом смысле, разнообразие и индивидуальность проявления    живущего на Земле, и есть - Жизнь.


Рецензии