Об одиночестве

Я не знаю, что такое многолетнее одиночество, скажем как на необитаемом острове, но одиночество души и забвение всеми мне известны. Про одиночество как понятие абстрактное можно говорить много и по-разному – это благо или зло, это путь или остановка, достижение или падение и так далее. Я думаю, что одиночество – это часть жизни, являющаяся лекарством от Бога для исцеления поврежденной грехом души. Лекарство горькое – кто-то терпит, кто-то, как маленький ребенок, убегает от него.
Понимаю: одиночество души в нашем мире не новость, и не переживают его лишь счастливые единицы. И еще не факт, что не переживут. И всё же, и всё же… Одиночество – это благо, как благ сон после утомительного дня или тишина после громыхания современной «цивилизации».
Пока была жива моя бабушка Александра Яковлевна, Царство ей Небесное, я одиночества как-то не разумел и видимо его нет для человека, пока у него на земле есть хотя бы одна взрослая родная душа, которая не только его понимает, но и не оставляет в бури жизненных испытаний.
Затем бабушка моя умерла. Семья, за которую я боролся, как умел, распалась. Я переехал жить в свой очень старый, вросший в почти болотистую землю, частный дом, доставшийся мне в наследство от деда. Арендаторы, которым я сдавал дом лет пять, как водится, уехали, оставив мне в подарок грязь, бардак, задолженность и свои лучезарные улыбки. Родителям и родственникам до меня дела особого не было, максимум, что от них можно было ждать – это натянутое, с трудом прикрывающее безразличие, сочувствие, в котором я не нуждался.
Друг детства, ранее с нетерпеливостью, куда-то спешил видимо, выслушавший от меня новость о моем разводе, когда я позвонил ему и предложил «отметить» мое новоселье сослался на свою крайне высокую занятость. О своем друге, я тогда подумал, что, наверное, будучи необремененным собственной семьей, он не понимает, как это тяжело разводиться и оставлять с бывшей женой маленькую дочь. Но чуть позже он мне пьяный позвонил и начал извиняться за то, что не поддержал меня в ту минуту. Пьяное раскаяние, которому грош цена, потому что после протрезвления человеку за него неловко, и он дальше живет, как будто ничего не было. Я понял, что друг все нормально понимает, но ему просто тоже безразлично, что со мной происходит, тогда я разорвал с ним отношения через смс, похоже, оставив его в недоумении о своем решении. Ну да человек он взрослый, сам когда-нибудь поймет. В общем, последний люк был задраен, и я пошел на полное погружение в одиночество.
Хочу оговориться, что никого не осуждаю в меру своих сил. Сам, что заслужил, то и получил. Людей судит сердцеведец Бог, только Ему известны их внутренние силы, степень обманутости бесами, истинные причины поступков и все остальное. Не хочу, чтобы понималось – вот какие все плохие, меня бросили. Я ушел, и это было мое решение.
Вообще, с годами приходит понимание, что подавляющее большинство людей далеко не так хороши, как ты о них себе представляешь. Наивные и прекрасные книги и фильмы для детей, показывающие прекраснодушие и благородство своих персонажей, имеют и свой подвох. Он заключается в том, что когда юный человек попадает в реальную жизнь, он, в силу своих ранее привитых идеалистических представлений о мире и людях, оказывается очень уязвим для эгоистичных, тщеславных и любящих ездить на чужих шеях деятелей. Знаете такой термин – «тёртый» человек. Так вот «тёртость» эта, на мой взгляд, не что иное, как отсутствие иллюзий о благородстве обывателей и умение не дать себя обмануть и использовать.    
Итак, дни потекли длинной чередой. Сначала я просто отсыпался, слушал тишину, писал стихи. Конечно, я ходил на работу и общался в силу необходимости с людьми, но общим фоном жизни стала тишина. 
Просыпаясь по утрам в выходные дни, я смотрел, как лучи восходящего солнца постепенно заливают комнаты, делая веселее краски предметов и изменяя светотени. Я знал, что в моем жилище раньше жило много людей, и большую часть из них я не знал. Порой мне представлялось, что разговоры и звуки той жизни вот только стихли, и в тишине старого дома еще звучат, как стихающее эхо, их отголоски.
Дом я, в меру сил и возможностей, ремонтировал своими руками, не позволяя ему разрушиться совсем, поэтому общим фоном домашней обстановки был перманентный ремонт. Но для меня в этом заключался даже определенный уют, наверное, по причине того, что в прошлой моей, то есть в семейной, жизни всё в обязательном порядке должно было лежать на своем месте, а по выходным уборка квартиры была сродни заповеди о почитании седьмого дня. Ну, а у меня доски, скажем, лежали там, где им лежалось, пока не приходил их черед быть пущенными в дело. Свобода!   
Когда живешь один, изменяется ощущение времени. Оно перестает скакать рывками от встречи к встречи или от события к событию и течет более плавно. Начинает вспоминаться детство, разные события из него, люди. Мне думается, что это очень важно. Так я в свои тридцать лет вспомнил хирурга, который мне девятилетнему мальчику удалял кисту в челюсти из-за сгнившего зуба. Тогда это был человек лет сорока с сильными руками, зычным голосом и строгими умными глазами. Когда он встречался нам, больным детям разных возрастов, среди серой больничной тоски и начинал что-то громко говорить, часто шутя и ободряя нас, я не мог сдержать улыбку, потому что от этого человека исходили отчетливая доброта и понимание. Меня он прозвал Космонавтом и при встречах непременно напоминал об этом. И когда на операции по удалению кисты после местной анестезии хирург направился рукой со скальпелем в мой открытый рот, я как-то запаниковал и замычал. Не каждый же день в жизни такое все-таки происходит. Тогда хирург мне сказал: «Ну чего ты? Ты же космонавт!». И я от осознания своей высокой миссии перестал трепыхаться и позволил с собой делать то, что было необходимо. Вот так-то… Я теперь поминаю этого человека в молитвах как благодетеля своего. Не знаю имени, Господь знает. Жизнь идет, времена меняются, приходят и уходят новые люди. Приходит и уходит одиночество. Его не нужно бояться, его не нужно искать. Подытожу, приведу слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Переменится и то, что вас тяготит. Настанут дни, когда свободно будете дышать. Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира и вас посадил в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете сидеть долее в печи. Тотчас вынут вас вон. Если же рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением! Извольте хорошенько напечатлеть это в мысли своей и навевайте тем утешение себе на сердце. Все от Бога».

2018 г.


Рецензии