Окр. пос. Аять. Закудыкины горы

Однажды прогуливаясь по так называемой Кырманской дороге, я зашёл в узкий пролесок. Дело было зимой и понятно, что самый главный Трюфель отсыпался где-то у себя на дальней даче. Так что при его отсутствии можно было ходить и заглядывать в каждую снежную пещерку, хотя я и не думал, что встречусь с ним. В тот памятный ПВД (2004 г.) я снял первый удачный по содержанию фильм в формате DV «Скала Сокола». Мне тогда и в голову не могло прийти, по чьим владениям я гуляю. Да и какие к чёрту Трюфели, когда рядом огромные площади коллективных садов. Оказывается, Трюфели были, есть и будут и никуда от них не деться. Гуляя в тех местах мне иногда мерещится жуткое — An nescis longas regibus esse manus. Что применительно и к лапам с длинными когтями.

Забравшись по неглубокому снегу в чащу леса, я нашёл длинную скальную гряду с большими камнями. Прогулявшись вдоль них на юг, вышел на горку с взметнувшимся вверх скальным пиком. Обойдя скалу с юго-восточной стороны, я обнаружил,  что под высоким сводом скалы находилась достаточно большая ниша с упавшим с потолка огромным камнем и расколовшимся на две части большую и малую.

За камнем в глубине виднелась ниша, напоминающая полу грот. На потолке во внутренней части скалы была заметна полусфера, откуда собственно и вывалился этот камень, под воздействием микротрещин который разрывал расширяющийся зимой лёд. И, слава Богу, что на тот момент под его обрушением никого там не было, а то бы об этом поведали торчащие из-под камня кости зверя или человека.

Если бы камня не было, то там можно было устроить отличный бивак, с ночлегом закрыв открытое пространство жердями с плёнкой от ветра, на пять шесть человек, но сорвавшийся с потолка камень предупредил трагические последствия, расставив всё на свои места.  Эту скалу я назвал Гротовый камень, названную мной так из-за полу грота за большим камнем в глубине скалы, потому что другие названия  не шли на ум и были на тот момент просто неактуальны. Но название, как ни странно прижилось и разошлось по картам  не в пример многочисленным Дыроватым скалам.

Перед скалой с южной стороны овальной линзой находилась площадка, где когда-то брали грунт для отсыпки дороги пос. Аять – пос. Таватуй при одноимённой станции. В принципе там могут расположиться до четырёх туристских палаток окружённых амфитеатром из невысокого скального борта в обрамлении двух скальных выходов.

Вершина Гротового камня являла собой высокий пик с крутым обрывом на северо-восток, на котором можно было постоять и полюбоваться панорамой открывшихся далей. На севере была видна снежная шапка горы Кожухом со скалой, рядом большим широким кустом обособленно торчала гора Колчиной. Кырманских скал видно не было, как и Бараньей головы. Но возвышенности их гор были видны. Западная сторона поднималась длинной горной грядой.

Слева на востоке в метрах семидесяти от Гротового камня проглядываются отдельно стоящие скальные столы на скальной гряде – Диванный хребет,  уходящей по дуге к дороге. Там же находится плоская каменная полка напоминающая диван, от которой и пошло название хребта.

Рядом с грядой отдельными каменными грифонами по краям торчали головы отдельных камней. Один такой камень был похож на кофейник с ручкой, с конусной крышкой и носиком. Там же находились три облысевших камня – гномы-близнецы.

На западной части от Гротового камня находились низкие мрачные ущелья, покрытые елово-сосновым молодняком, который скрыл отдельно стоящие скалы, так что спустя несколько лет здесь трудно будет что-либо отыскать. В тёмных сырых низинах вдоль ручья Глухова веяло мрачностью и присутствием крупного зверя, если обратить внимание на лежащий помёт, который не спутаешь с заячьими шариками.

Если следовать  полевому краю на юг от Гротового камня, то метров через тридцать можно выйти к необычной по форме скале высотой до 3-х метров схожей внешним обликом  с  черепом человека. Осмотрев измятую скалу я назвал это природное произведение Лепным камнем исходя из того что вся эта скальная масса была как бы измята пальцами скульптора который вознамерился что-то изваять  особенное но не закончив оставил свою работу до времени. 

Спускаясь в глубину долины на юг по зарастающей берёзками прогалине можно попасть на дно берёзового цирка окружённого сосново-еловым лесом. Впереди крутой подъём на гору на вершине, которой находится небольшая скала с броской внешностью. На её северной части разбросаны в хаотичном порядке ярко зелёные мхи-кочки. Западная часть очень напоминает крыло с перьевым покрытием как у боровой птицы. И если смотреть с западной  стороны на всю скалу, то очень очевидно, её сходство с хищной птицей. Голова каменной птицы, хищно пригнувшись, высматривает свою жертву. Но хотя любому может, привидится что-то своё.

Эту скалу я назвал Сокол камень и именно за похожесть – гора Соколиный камень по внешнему сходству отдыхает. Чтобы выйти к дороге пос. Аять – пос. Таватуй нужно зайти за скалу Сокол и повернув налево спускаться по гребню горы вниз мимо скальных выходов до просеки север-юг, где нужно повернуть налево и далее идти вниз до открытой площадки. Там повернуть направо и по тропе выйти к дороге.

Спустя несколько лет я вновь оказался рядом с Закудыкиными горами и вспомнил про открытый вход в продольную просеку-поляну слева от меня, в которую я сунулся в одну из давних зим. Я не очень охоч, переться во всякие входы, которые могут закончиться, тупиком, но здесь я помнил всё. Сколько раз я проезжал мимо на велосипеде, мимо этого входа и тут меня как толкнуло туда заехать с велосипедом.

Я подумал, а почему нет, был зимний фильм, теперь пусть будет летне-осенний.
Проведя велосипед метров 60-т, я вновь увидел справа открытый выруб, а за ним высокую гору с огромными камнями, разваленными по всему северному склону. Эти камни я в первый свой приход сюда зимой не видел, так как всё было завалено снегом. Заинтересовавшись, я спрятал велосипед, в ельнике за огромным камнем слева напротив зарастающего выруба замаскировав ветками и, прошёл до самой горы и стал подниматься наверх. На подъёме встретились многочисленные камни, и пришлось несколько менять маршрут, проходя траверсом влево туда, где было их поменьше.

На вершине я нашёл большой камень в мой рост и ещё несколько внушительных камней пониже на северо-западной стороне. Вниз на западную сторону был глубокий скальный обрыв метров 10, с которого если и спустится, то только ломать ноги. На запад открывался красивый панорамный вид с дальними горами, до которых я пока не добрался. Внизу слева виднелось маленькое озерцо - Медвежья лужа, рядом с которым я потом обнаружил множество медвежьих отпечатков от лап. Вероятно, Трюфели здесь пили воду или купались. Я невольно стал приглядываться к кустикам и несколько перетрусил, хотя знал, что первый Трюфель не кинется. Переборов страх я отправился дальше.

Рядом с ручьём находилась горка высотой до 10 метров. Ну, я и решил подняться и посмотреть, а что там за ней. Но пройдя метра три, услышал нечто похожее на тягучий скрип дерева, пожав плечами и не вняв подозрительному звуку, я стал поднимать выше. Скоро до меня донёсся совсем не похожий на скрип дерева низкий хрипящий рык, остановившись, я прислушался.
— Да ерунда какая-то, — подумал я, отгоняя от себя нехорошие мысли и продолжил движение наверх.

Сначала я подумал, что это скрипит дерево и снова сделал несколько шагов вперёд и только тогда услышал более ясный и угрожающий протяжный рык Трюфеля. И тут меня как приморозило на месте. Я услышал предупредительное низкое протяжное рычание, как словно бы это был низкий звук трелёвочника. Оцепенев на несколько секунд от жуткого рыка и собственного страха, я понял что я, по сути, беспомощен перед таким грозным противником. Признаюсь, если бы он вылез из своего укрытия, я бы окаменел на месте. И такой меня прошил страх, что я еле-еле вышел из ступора.

Я отступил назад и осторожно ступая, отошёл к ручью, где взял штатив и поднялся на соседнюю более высокую гору с массивным камнем на её вершине. Пошарив в карманах, я понял, что зажигалка осталась дома и поджечь сухую травку для костра, у меня шансов нет.

Быстро соображая, что бы мне предпринять я смотрел вниз, не покажется ли у ручья Трюфель, но его не было видно, и тогда чтобы не искушать судьбу я стал убегать через другую сторону горы. Преодолев сосновую поросль, которая местами скрывала меня с головой, я выбежал на открытую узкую входную поляну. Там я отыскал спрятанный среди больших елей за большим валуном свой велосипед и, выведя его на дорогу, поехал в сторону Кырманских скал. И только у речки Кырман перевёл дух, посматривая, однако, назад на дорогу.

Очнулся возле речки Кырман, где и пришёл в себя. Посмотрев назад и не приметив погони, я спокойно попил чаю и прикинул, что одному там мне больше делать нечего. Казалось бы, успокойся и езжай домой, нет, меня понесло к Бараньему Камню сделать несколько снимков. Забыв, что мне совсем недавно угрожала опасность в виде потревоженного Трюфеля.

И с тех пор в Закудыкины горы я хожу только с напарником и осенью когда местный Трюфель  сыт, не рычит и благодушно настроен. Эта памятная для меня встреча с Трюфелем, вернее с его невидимым присутствием произошла со мной осенью 2015 году и больше я один туда не ходил.

В тех местах не заходя, однако, в  Закудыкины горы я бывал часто, но чтобы так близко встретится с Трюфелем, было у меня в первый раз. И хорошо, что я не стал выяснять, что там такое «скрипит», а ретировался сразу. Осенью и зимой гуляя в тех же местах со своим товарищем Владимиром Глуховым, нам неоднократно попадались Трюфелиные говна. Такие массы не спутаешь с говнами зайцев и лосей, хочется побыстрее свалить куда подальше.

Нападений  Трюфелей на людей в том районе не отмечалось, но были пропавшие люди, которых так и не нашли. Заблудится, там можно легко, но опять же весь лес опутан дорогами и любой заблудившийся мог бы выйти к посёлкам, где это возможно.
Но, однако, люди пропадали бесследно, что с ними случилось, толи хворь какая их одолела или случилась травма, из-за которой не возможно было двигаться, кто его знает. Но грибники и ягодники народ осторожный и смотрят, куда идут, но бывает, блудят по лесам по нескольку часов кряду и выходят. Кто-то пропадает бесследно и не виной ли этому шастающие по лесным углам Трюфели.

Ходил как-то я в одиночку по просеке от диких садов Берёзка, что у Чёрной речки в сторону запада к горе Бёрёзовой, а идти по болотистой местности вообще жуть страшенная. Знаю, что и там может быть встреча с Трюфелем, но тянет меня в непознанные места, хоть к стулу привязывай. По всему было видно, что там вообще никто не ходит. Хоть бы банки или бутылки для успокоения валялись. Ничего нет. Несколько раз встречались гнёзда лёжки медведей и задиры на соснах. И надо же так рвать древесину, чтобы устроить продольный расщеп глубиной до пяти сантиметров.
Один раз, я сильно перепугался, услышав, как кто-то тяжелый уходит проч. На  Трюфеля грешить не буду, думаю, что это был лось. Ну, я для порядка стал разговаривать, покрякивать, то палкой о ствол дерева стукну, то ухну. Словом обошлось. Но там есть интересные горки со скалами. И видно, что там ну точно из пеших туристов и вело туристов, никто не ходил, не ездил. Ведь когда сунешься в леса, то больше таскаешь за собой велосипед, чем едешь. Но обратно лучше ехать, чем идти на поломанных ногах.

На Юго-западе от Закудыкиных гор находятся огромные овальные камни высотой до трёх и более метров, стоящие  одним скопом. Это место я и мой друг Володя Глухов назвали Большие каменюги, хотя само слово "каменюги" никак литературно не подходит, чтобы войти в Народную карту. И мы с модератором договорились, что это место будет называться урочище Большие Камни (ориентировочно "+-" 57.0257, 60.1395). Хотя может быть со временем название будет заменено наиболее подходящим.

Погуляв рядом с теми валунами, напоролись на медведя, сначала его увидел Володя и, повернувшись ко мне, сказал упавшим голосом.
— Мама.
— Ты чего? — спрашиваю я.
— Уматываем отсюда, — ответил Володя, вращая дико глазами и закашивая их в сторону.

А тут я, посмотрев в ту сторону, увидел тёмное пятно среди низких елей, от чего мне стало тоже как-то нехорошо.
— Мы же не побежим? — спросил я, наперёд зная, что если Володя рванёт, то мне его не догнать.
— Нет, не побежим, — ответил Володя потрясывая челюстью.

Мы, скрывшись за валунами и потихоньку прошли до закопушек где золотари в начале 19 века трясли своё золото. Володя часто оглядывался и когда мы вышли на дорогу сказал бодрым голосом.
— А вот теперь побежали! — и рванул в сторону Кырманских скал.
Мне вдруг стало смешно от его спринтерского бега, и я стал загибаться от смеха. Остановившись, Володя показывал мне, жутко жестикулируя пальцами, что надо срочно рвать когти но я не мог ни бежать, ни стоять и уселся на бревно у дороги.
— Ну, вот чего ты ржёшь, смотри, он сейчас сюда выйдет!
Но медведь не вышел за нами, и мы ушли в Колчинский распадок.

Подобные камни я наблюдал, однажды сунувшись на соседнюю громадную возвышенность  к западу от горы Соколья, но быстро ретировался от непонятного треска на крутом склоне. Ладно бы со мной было хотя бы трое товарищей, а то одному то зверьё, что там трещало, может и навалять. Так что пойти по Трюфели одному как-то уже не очень хочется.

Этот горный район — Закудыкины горы, включая гору Колчиной и окрестности горы Соколья несомненно, интересный в плане обнаружения скальных выходов и тем, кто занимается поисками скальных выходов стоит обратить на него своё внимание. Здесь много что ещё есть посмотреть, но в одиночку ходить, туда не советую. Хотя местные садоводы ходят туда по грибы и не боятся. Я спрашивал многих почему - нет там никаких медведей отвечают, сказки всё это, здесь же одни выруба. Вот и поспорь с ними.

Спустя пару лет я узнал, что открытые мной "Закудыкины горы" ищут! Была снаряжена целая экспедиция из городского клуба туристов, но коварный Закудыкин дух направил экспедиционеров по ложному следу и они забрели в "Глыбовые горы" что, кстати, тоже неплохо. Там вообще целое плато из горок и валунов, которое не исследовано благодаря местному Трюфелю, который там обитает.

Вскоре так случилось, что я встретился с тётками-экспедиционершами на ст. Аять после их возвращения с Глыбовых гор, на которые они забрались по ошибке. Ну, сами понимаете, по этому поводу накрыли банкетную поляну. Булки с майонезом, чай, конфетки. После ко мне подвели белокурую королеву Марго — тётю Олю, которая ткнула в меня пальцем с огромным бижутерным бриллиантом в перстне и спросила.
— Этот, что ли тот самый поисковик?
— Он, он! — закричала свита.
— Значит, Серж? — промурлыкала она гламурно.
Получив утвердительный ответ, она, розовея от своей семидесятилетней застенчивости сказала.
— А вы сударь для своих лет ни чё так сохранились... как на счёт, сходить на фуршет?
— Не бухаю Ваше Императорское Величество!


Рецензии