Солнечный Луч

 …кто мой ближний?..
– Евангелие от Луки


С Сережей что-то случилось… Это стало понятно еще до встречи с ним, по телефонному разговору. Да, вежлив и доброжелателен, как всегда. Готов помочь. Поделиться свободным временем и знаниями. Но куда же исчезла его лучезарная энергия, искрящая потоками радости?! Его волшебная улыбка, идущая из самого сердца и преодолевающая расстояния?! Сейчас Сережа не улыбался. Я даже засомневалась, что разговариваю именно с ним, а не с его братом.

– Сережа, должно быть, очень занят, – подумалось мне, – и на звонок ответил Олег. – В сознание не вмещалось, что с ним могла произойти такая страшная перемена.

И все же это был Сергей. Холодок волнения больно резанул по сердцу…



Познакомились мы с Сережей в очереди к нотариусу. Время тянулось неимоверно долго, а у меня, к тому же, дал сбой новенький планшет. Углубиться в чтение стало невозможно.

В зале для посетителей я оказалась единственной женщиной, что создавало дополнительные неудобства. Очень неприятно, когда тебя исподтишка рассматривают посторонние мужчины.

Я рассеянно тыкала пальцем в сенсорный экран, пытаясь выжать из него признаки жизни. Безрезультатно. Что делать? Надо настроиться на терпение и досидеть в этой очереди до конца. Документ необходимо было заверить именно сегодня. Я устало закрыла глаза. А когда открыла их снова, попала в мощнейший поток Сережиной улыбки.

– Есть проблемы? Можно я Вам помогу?

Электроника была Сережиной специальностью, как выяснилось позднее. Я протянула ему планшет. Через пять минут экран ожил, а мы с Сережей разговорились.

Доверие к нему родилось с первого взгляда, и не напрасно. Не было ни одного случая пожалеть об этом.

Мы стали…  Так кем же мы стали друг для друга? Найдется ли для нас подходящее слово? Добрыми знакомыми? – нет, значительно больше… Друзьями? – тоже нет. Полной душевной близости между нами никогда не существовало. Сережа не принадлежал к Христианскому миру. Как ни грустно, он о нем даже слышать не хотел. Пару раз вежливо закрыл тему. Возобновлять ее я уже не решалась. У него имелась своя версия видения мира и порядка вещей в нем. В самом главном наши мнения диаметрально расходились. Это создавало болезненное напряжение.

Почему же нас так тянуло друг к другу? Тянуло просто, как человека к человеку. Была ли влюбленность? Думалось, что нет… Но теперь я в этом не вполне уверена… Сережа отличался искренностью и открытостью! Если бы влюбился, уж я-то об этом знала бы непременно! Так мне казалось… Может быть, я его плохо понимала? Да и как мне было что-либо понять, если я сама поспешила сказать в своем сердце: «Стоп! Это чужой! Не наш!» Отгородиться от него стеной тонкой, неуловимой брезгливости? Закрыть все потаенные глубины души, оставив возможность общения только на поверхности? На расстоянии вытянутой руки?

И все же Сережа был необыкновенный! Он так любил жизнь! Любил людей! Он весь был словно соткан из света! Из позитивных энергий! Про себя я называла его не иначе как Солнечный Луч. Не за красивую внешность (она была самая обычная), а за его лучезарное сердце. Одно случайное мысленное прикосновение к нему дарило радость и пробуждало улыбку! А такой бескорыстной доброты, как у Сережи, я, пожалуй, не встречала и в христианском мире.



Долгое время мы с Сережей не общались. Как-то так получилось… В его помощи не было необходимости. Техника работала отлично. Моих минимальных знаний пользователя пока хватало. Позвонить ему? Поинтересоваться, как он жив-здоров? Не нужна ли моя помощь? Да просто доброе слово сказать? – Мне и в голову не приходило.

Занятость, интенсивная работа, усталость, многочисленные обязанности… Да, все это казалось существенным оправданием… Но отговорки, перечисленные выше, были только жалкой полуправдой. Своя жизнь, свои интересы, свой круг общения – вот истинная причина возникшего отчуждения. Среди «своих» Сереже не находилось места. И все же я о нем вспоминала… иногда… с нежностью… Как хорошо, что есть на свете такой замечательный добрый человек с солнечной улыбкой!



Жизнь непредсказуема и полна загадок. Темные тучи появляются внезапно. Они безжалостно теснят, окружают со всех сторон и крепко сжимают человеческое сердце, не защищенное Божественной Благодатью.

Солнечный Луч… Что-то страшное произошло в его жизни или в его душе. Не знаю, что это было…  Люди? Обстоятельства? Болезнь? Что-то иное? Не знаю так же, кто оказался с ним рядом в самый трудный час, кто поддержал его словом, делом, любовью, молитвой? Я знаю одно: МЕНЯ С НИМ РЯДОМ – НЕ БЫЛО! Я его не поддержала ни словом, ни делом, ни молитвой! Внешняя христианка! Теперь уже я сама диаметрально разошлась со Христом, заблудившись в лабиринтах нелюбви!



«Одна жизнь кончается, другая начинается. Другая кончается, третья начинается… – говорит Федор Достоевский. – И все концы – словно ножницами обрезаны».

Как прав был великий художник слова! Незримые ножницы времени безжалостно кромсают человеческие жизни и судьбы. А за этими концами, на островках прошлого, остается так много важного и дорогого!  Чувства… Отношения… Люди! Их глаза смотрят на нас издалека-далека с любовью, с жалостью, с нежностью… Иногда – с болью, с разочарованием, с упреком… ЭТО ГЛАЗА ТЕХ, ЗА КОГО МЫ ДАДИМ ОТВЕТ ПЕРЕД БОГОМ!



Встреча с Сережей оказалась еще печальней, чем можно было предположить, исходя из телефонного разговора. Он побледнел, выглядел утомленным и стал носить очки. Чувствовалось, что он превозмогает душевную боль и держится из последних сил. Я искала в нем прежнего человека и не находила. Задавать личные вопросы было немыслимо. Теперь уже Сережа внутренне замкнулся.

В его комнате царил идеальный порядок. Каждая вещь – на своем месте. Во всем наблюдалась размеренность и налаженность жизни. Сережа был трудолюбив, и это спасало его от вредных привычек.

Он диагностировал мой ноутбук и разговаривал со мной обо всем понемногу, в сущности – ни о чем! Чему ж тут удивляться? Не я ли сама однажды четко провела границы допустимого и недопустимого? Пренебрегла им, когда он стучался в мою жизнь? Закрыла от него свой внутренний мир? Сейчас, движимая жалостью, я хотела доверия, откровенности, разговора по душам… и с грустью осознавала несвоевременность своих желаний. Концы обрезаны? Оборваны? Сожжены?

Хотелось помочь, но как?.. Сердце обретало свой горький опыт: людей из жизни отпускать нельзя! Даже если они сами покидают нас по своей воле! Даже если их отдаляют от нас несовпадения и непонимание! Если их похищает у нас дух времени и разобщают страсти! Надо приложить все силы к тому, чтобы удержать их в своем сердце!



Прощаясь с Сергеем в прихожей, я сказала, что ему очень идут очки. Это было истинной правдой! Потрясающе редкий случай, когда человеку, действительно, идут очки! Даже не знаю, как я решилась произнести вслух эти слова. Они сами сорвались с моих губ, а вернее, вылетели из сердца неудержимо, подобно весенним ласточкам!

Сережа посмотрел мне в глаза… Что-то дрогнуло в его лице от моих слов… Взгляд потеплел… И на миг… На самый краткий миг… Просияла его солнечная улыбка!



Как долго я искала единомыслия… понимания… совпадения… Но разве ЭТО по-настоящему роднит людей? Нет! По-настоящему их может роднить только любовь!

– Кто мой ближний, Господи?! Ты молчишь… И Твое молчание драгоценнее многих слов! Именно в нем сердце постигает единственно верный ответ: мой ближний – тот, на кого я смотрю глазами любви.


© Copyright: Светлана Новомлинская, 2018


Рецензии