ХХ век - время всемирного пробуждения

                Пробуждение.

   На протяжении всего Писания нам доводиться слышать мольбу о пробуждении. Давид взывает в Псалме 84:7: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?». Когда мы говорим о пробуждении, мы также рассматриваем и мотив для пробуждения. Желание пробуждения основывается на увеличении посещаемости в церкви, престиже проповедника и росте доходов. Но мотив для пробуждения должен быть един. Божья слава «Время Господу действовать: закон Твой разорили» (Пс. 118:126).

Причина для пробуждения следующая: когда не прославляется Божье имя и что такое пробуждение?

Молитва пророка Аввакума звучит так: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» .

В первую очередь следует дать определение пробуждению. Для кого-то пробуждение - излишние эмоции. Эта картина наблюдается в Пятидесятнице на протяжении 45 лет. Если подобрана музыка, всё скоординировано, если только люди прыгают и скачут, мы называем это пробуждением. Это может быть результатом работы Святого Духа, или ответом плоти на то, что происходит вокруг. Для других, пробуждение является успешным евангелизационным служением. Когда нам говорят, что в какой-то церкви идёт пробуждение, мы знаем, что церковь проводит евангелизационную кампанию. Некоторые остаются верными этимологии слова, чтобы описать личное оживление верующего Святым Духом.

Если какая-то группа оживлена в освящении, когда они благословлены, это называется пробуждением. Другие ставят ударение на переживание Духа. Если отдельная группа была исполнена Духом, они «пережили пробуждение», независимо от того оказывает это какие-то последствия на людей или нет. Хотя пробуждение всегда включает оживление верующих, эти мнения о пробуждении в попытках дать ему определение, совершенно неадекватны. Хотя Библия не использует само слово «пробуждение», она содержит примеры и образы пробуждения, и открывает все принципы пробуждения.

Пробуждение - это гораздо больше, чем служения; это больше, чем религиозное возбуждение. Это больше, чем исполнение Святым Духом. Это больше спасения душ. Можно пережить это без пробуждения, но, конечно же, оно включает в себя это. В этом состоит различие между миссией или кампанией, посланным от Бога. Когда Бог избавил Израиль из Египта, и вёл их в Обетованную землю. Сказано: «Ибо земля, в которую мы идешь, чтобы овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твоё, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад» (Втор. 11:10).

Другими словами, пробуждение не произведение человеческих усилий. Мы связывали ранний и поздний дождь в Библии с пробуждением. Бог говорит Израилю: «Если вы будете слушать заповеди Мои…, то дам земле вашей дождь в своё время, ранний и поздний...» (Втор. 11:13-14). То есть, если дождя не будет, не беспокойте Меня, потому что проблема будет в вас. Церковь должна понимать - проблема не в Боге. Бог хочет, чтобы река текла.

Именно Церковь ограничивает течение реки. Когда говорим о запланированных собраниях и пробуждении, в первом случае инициатива за человеком. Его может вести Дух. Однако, в последнем инициатива за Богом. Организация одной связана с человеком, в пробуждении организация за Богом. Не хочется умалить значение евангелизационной работы, но необходимо ясно определить, что не она составляет то, что Библия называет пробуждением.

Если мы не знаем истину, у нас будет недостаток. Подобно Израилю, мы пропустим изобилие, которое Бог хочет нам дать. Миссии должны быть частью программы евангелизации, которая является задачей Церкви, но пробуждение относится к особым временам и срокам. Пробуждение может начаться во время организованного человеком собрания, но когда это случится, проявятся определённые черты, которые характерны для пробуждения, и исчезнут определённые черты характерные для евангелизации.

Для того чтобы дать определение пробуждению, нужно обратиться к истории Божьего народа, который использовал это слово в постоянном его значении на протяжении веков. При рассмотрение этого слова обнаружится и подтвердится, что пробуждение - это божественное вмешательство в обычное течение религиозной жизни. Это - Бог, открывающийся человеку в непостижимой святости. Пробуждение - это такое проявление Бога, когда затмеваются человеческие личности и оставляются человеческие программы. Человек отступает на задний план и на первую позицию выходит Бог. Пробуждение - это Бог, действующий с чрезвычайной силой как в жизни грешника, так и святого. Мы много раз переживаем религиозные всплески возбуждения и называем это пробуждением.

Пробуждение - это Бог, прерывающий обычную деятельность, обнажающий руку и показывающий Себя в потрясающей святости и силе, которая приносит изменение. Настоящее пробуждение направляет желание людей на горнее. Нечестивые начинают размышлять о вечности. Бог Ветхого Завета был Богом пробуждения. В Исайи (63) пророк вспоминает о том, как Божий народ восстал против Бога и огорчил Святого Духа (стих 10). Он страстно желает проявления Его ревности и могущества в стихе 15. Божий пророк смотрит на попранное святилище и восклицает: «О, если бы Ты расторг небеса и сошёл! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы таяли от лица Твоего» .

Аввакум, живший в дни, когда Божий суд уже совершался над Его народом за их грехи, просит о пробуждении: «... Господи! соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» (Авв. 3:2).

В видении Аввакум получает ответ на молитвы; он видит, как начинает работать Бог: «Бог от Фемана грядёт и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицом Его идёт язва, а по стопам Его - жгучий ветер. Он стал - и поколебал землю; воззрел - ив трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его - вечные. Грустными видел я шатры Эфиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской». Сама природа пришла в движение от присутствия Бога, когда Господь шёл по земле для спасения Своего народа.

В окончании Ветхого Завета видно, Бог всё ещё умоляет остаток через Своего пророка, чтобы они заплатили цену. «Принесите все десятины в дом хранилища... и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). Мы можем упомянуть Захарию и Иоиля, пророков, которые в тёмные дни принесли надежду в обетовании о пробуждении. Многие были обнадёжены словами Давида: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс. 26:13).
В Новом Завете мотив пробуждения виден в более ясном свете. Как образец излияния Духа, День Пятидесятницы был уникальным только потому, что он был первым. Бог намеревается, чтобы Церковь жила в таком состоянии. Уникальность состояла лишь в том, что это произошло впервые. Пётр провозгласил в тот великий день: «Но это есть предречённое пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Деян. 2:16-17).

По вдохновению Святого Духа Пётр изменил пророчество Иоиля в Книге пророка Иоиля «и будет после того...» на «и будет в последние дни...» (Иоил. 2:28). Это относится к определённому периоду времени. Все годы истории Церкви относятся к последним дням. И Бог благоволил исполнять это пророчество. Когда мы видим, что начинают совершаться определённые события, Бог говорит: «... поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Мы связываем это со вторым пришествием Христа. Он обязательно придёт. Но также нужно напоминать себе об искуплении - оно стало ближе за все прошедшие века, хотя Христос ещё не пришёл за Своей Церковью. Он пришёл к Своей Церкви по-новому. Новая жизнь пришла в Церковь и стала средством выражения Христа.

Новый Завет и история наполнена доказательством, что Бог никогда не намеревался ограничивать излияние Духа одним днём в истории. В Деяниях 10:45 можно прочитать о потрясающем излиянии Святого Духа в доме Корнилия. Истинные пробуждения всегда были отмечены мощными излияниями Божьего Духа. В такие времена должна прекратиться человеческая деятельность. Временами даже проповедь должна остановиться, потому что люди лежали в прострации, и голос проповедника заглушался воплями кающихся.

Такое случилось во времена пробуждения при Джонатане Эдвард се в Новой Англии. Джонатан Эдварде был близоруким. Читая по бумажке свою проповедь, он держал её прямо перед носом. Пробуждение началось, когда он проповедовал и был вынужден остановиться, потому что люди хватались за скамьи, восклицая: «Помилуй, брат Эдварде». Они увидели, как разверзся ад. Да совершится это снова. Он сделает это, если сможет найти такой сосуд. Лука мощно описывает эту сцену так: «... Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово» (Деян. 10:44).

Пробуждение невозможно объяснить, используя терминологию деятельности или проповеди. Всё это может быть частью работы, но они определённо не влияют на произведённый эффект. В основном, пробуждение - манифестация Бога. Пробуждение должно оказывать влияние на окружающие общество. Это одно из средств, по которому мы можем отличить его от более обычных действий Святого Духа. Пробуждение пришло в Уэльс после многих молитв и ожиданий перед Богом, подготовки сосуда, через который пробуждение могло прийти. Через Эвана Робертса, который нёс наибольшую ответственность.

В вечер пробуждения на служении присутствовали только 17 человек. Пробуждение никогда не приходит через хорошо организованную кампанию. Оно приходило через людей, сердца которых поглощены поиском Бога: «И взыщете Меня, и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду найден вами...» (Иер. 29:14). В тот вечер Бог сказал Эвану сказать людям три вещи: «Покайтесь в каждом известном грехе. Отделитесь от каждой сомнительной привычки. Примиритесь во всём со своим братом».

В тот вечер пробуждение сошло на 17 человек, через 24 часа оно охватило всю долину, и более 10 000 душ были приобретены для Божьего Царства. Бог не изменился. Пробуждение, которого жаждет наше сердце - это то же самое пробуждение в XX веке, что и в IX. Бог не изменился. Если нет дождя, нам нужно исследовать себя. Соблюдали ли мы все заповеди, повиновались ли Божьим указаниям? Давайте не принимать тени за действительность. Когда придёт пробуждение, Церкви не нужно будет передавать рекламу по телевидению, чтобы дать знать окружающему обществу о приходе Бога.

Присутствие Бога - вот, что такое пробуждение. Псалмопевец говорил - Чермное море бежало от присутствия Бога в Иуде (Пс. 113:3). Да станет Бог известным через Церковь живого Бога. Миллионы будут спасены, придёт сдерживающая сила и сократится преступность. «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (Пс. 84:7). Что такое пробуждение? Пробуждение - это Бог, врывающийся в повседневные религиозные дела со Своей устрашающей святостью и страшной неудержимой силой.


                Пробуждение на Азуза-стрит.


К 1906 году Лос-Анджелес созрел к пробуждению. Христиане молились и постились, ожидая излияния Духа Святого. Люди были не удовлетворены положением дел в церквях. Эту ревность подогревали слухи о неслыханном пробуждении в Уэльсе под предводительством Эвана Робертса. Пастор Франк Бэртлиман даже написал письмо Эвану Робертсу в поисках совета. Эван ответил: «Соберите людей, которые готовы на все. Молитесь и ждите. Верьте Божьим обетованиям. Собирайтесь каждодневно и Бог ответит» .
Стоит отметить, что за пять лет до этого пастор Чарльз Пархам пережил крещение Святым Духом с говорением на языках вместе со своими студентами в городе Топека, штат Канзас. Несмотря на все усилия, это движение не было массовым, и только единицы получили крещение Духом. В 1905 году Пархам переехал в Хьюстон, чтобы открыть Библейскую школу и продвигать новое учение.

Одна сестра посоветовала молодому пастору Вильяму Сеймуру записаться в эту школу. Но оказалась проблема: в то время в южных штатах был в самом разгаре печально известный закон под названием Jim Crow, не позволяющий находиться в одном классе белым и черным людям вместе. Сеймур настолько сильно хотел услышать учение Пархама о крещении Святым Духом, что попросился сидеть в другой комнате и слушать лекции через открытую дверь. Каждый день он впитывал слова через щель, хотя сам так и не получал крещения.

В феврале 1906 года Церковь Святости в Лос-Анджелесе, решила пригласить Сеймура на пару недель для евангелизации. Когда Сеймур приехал, он начал учить о крещении Духом со знамением иных языков. Это учение встретили враждебно. Для начала, это было что-то новое, никто не говорил на языках. Во-вторых, у Сеймура была только теория, так как он сам не был крещён и не мог подтвердить своё учение на практике.

Через несколько дней Сеймур в очередной раз пришёл на служение. Двери церкви оказались закрытыми. Его не пустили в здание. Но одна семья подошла к нему и пригласила проводить молитвенные служения у себя дома на Bonnie Brae Street. Перебравшись туда, Сеймур продолжал проповедовать своё послание. Но безрезультатно - никто не получал крещения.

Перед Пасхой (1906 года) Сеймур взял десятидневный пост, в котором усиленно искал Бога, чтобы Бог подтвердил Слово и послал Свой Дух. На третий день поста по дороге на собрание, Сеймур зашёл помолиться за исцеление одного человека. Когда начал молиться, Дух Святой сошёл на больного, и тот не только получил исцеление, но и заговорил на непонятном языке. Обрадовавшись, они побежали на служение на Bonnie Brae Street. Когда на служении исцелённый брат начал рассказывать своё свидетельство, обстановка в церкви накалилась до предела. После того свидетельства все встали для молитвы, исцелённый поднял руки к небу и громко начал молиться на языках. Сошёл Дух Святой и 6 человек из присутствующих заговорили на языках, включая Jennie Moore, будущую жену Сеймура. Когда она получила крещение, её наполнила огромная сила. Jennie подбежала к фортепиано и стала играть великолепные мелодии, а также петь на иврите, хотя до этого никогда не играла на пианино и не учила иврит. Стоит отметить, умение играть на фортепиано у неё так и осталось на всю жизнь.

После этого события, у Сеймура появилась такая ревность, что он закрылся в своей комнате и всю ночь вопил к Богу о крещении Духом. Под утро Дух сошёл на него с огромной силой, и Сеймур заговорил на языках .

Новость, что Бог сошёл на людей в служении на Bonnie Brae Street, разнеслась по Калифорнии и за её пределами. Из-за большого наплыва людей, служения начали проводить на улице и на террасе возле дома. По свидетельствам, присутствие Божье было таким сильным, что люди уже за пару кварталов ощущали помазание. Была такая атмосфера, что приходилось пробираться словно сквозь воду. Многие падали на подходе к зданию. Служения проходили ежедневно и длились с утра до вечера.
И вот как-то во время служения терраса обвалилась. Нужно было искать другое здание. Кто-то предложил старую конюшню, находившуюся в бедном районе Лос-Анжелеса на 312 Azuza Street (всего 8 долларов в месяц). Убрав здание и соорудив деревянные лавки, новоиспеченная церковь перебралась туда.

Служения на Azuza Street были необычными. Главным феноменом стало то, что там собирались белые, черные, богатые и бедные. Люди собирались и ждали, чтобы Божье присутствие сошло. Сначала пели песни и молились. Внезапно приходил Бог и все служение приходило в движение. Люди падали, кричали, тряслись, немели и не могли вымолвить ни слова. Зал заполняло облаком. Временами не было видно ничего вокруг. Часто на служениях были заметны ангелы, подпевавшие песни хвалы. Над зданием появлялся огненный столб, и жители не раз вызывали пожарные службы. За пару кварталов на подходе к зданию, люди останавливались, потому что тяжело было идти - воздух был как бы густой...

На служениях не было ничего подготовленного заранее. Все было спонтанно. Ведомые Духом вставали и делились словом. Бывали случаи, проповедники хотели показать свои «таланты» и впечатлить мудростью. Часто, через пару минут их проповеди, они начинали задыхаться и не могли продолжать выступление. Им приходилось со стыдом садиться обратно на своё место.
На тех служениях не было гордости. Все было в смирении. Пастор Сеймур сидел на первой лавке, и когда начиналось служение, становился на колени, надевал на большую коробку из-под обуви, чтобы не отвлекаться, и молился. Время от времени он выкрикивал: «Освятитесь, кайтесь перед Богом!»

Услышав о новом движении, толпы людей массово съезжались на Азуза-стрит. Корреспонденты ведущих изданий приходили, чтобы сделать репортажи. Был известный случай, когда корреспондент из Европы приехал, чтобы высмеять секту в своих статьях. Когда он сидел на задней лавке, одна женщина встала и начала говорить на его языке, призывая покаяться. После служения он подошёл к ней и спросил, откуда она знает его прошлую жизнь и иностранный язык, на что она ответила, что знает только английский и просто молилась в Духе на языках. Всех удивляло, что Бог выбрал заброшенный район Лос-Анджелеса и безграмотного (слепого на один глаз сына раба), который говорил на неграмотном английском, чтобы стать катализатором великого пробуждения?

Но несмотря, что пробуждение продлилось три года, оно дало толчок новому движению. Организовались не только новые церкви, но и новые деноминации, такие как Ассамблея Бога, Церковь Божья и церковь Божья во Христе. С Azuza Street огонь пятидесятницы перешёл на Европу. В 1906 году Thomas Barratt (пастор из Норвегии), находясь в Нью-Йорке, услышал о пробуждении, но не имел денег, чтобы поехать в Лос-Анджелес. Поэтому закрылся в своей гостинице и несколько дней вопил к Богу, пока не получил крещение Святым Духом. Вернувшись домой, пастор начал проповедовать учение о крещении Духом. Толпы людей начали приходить к Богу. Услышав о пробуждении в Норвегии, пастор из Швеции Lewi Pethrus приехал посмотреть, что там происходит. Пережив крещение Духом, Lewi вернулся в Швецию, где стал катализатором великого пробуждения. Его церковь (Филадельфия в Стокгольме) выросла до 5000 и стала самой большой церковью Европы. Так огонь пятидесятницы начал распространяться на другие страны.

Таким образом, особенно большое пробуждение захватило территории восточной Польши. Люди получали крещение Духом. Проявлялись дары пророчества. Бог настолько сильно проявлял Себя, что на некоторых местах доходило до того, что 50 и более процентов населения городов приходили к Богу.


               
                Пятидесятническое пробуждение.


Третий этап восстановления церкви - это восстановление проявления силы Божьей. Апостольская церковь сочетала в себе библейское учение и истинное откровение, которые давали человеку свободу и восстановление. Кроме того, она жила духовной жизнью освящения и была предана Богу. К тому же она была оснащена свыше силой Святого Духа. Но впоследствии ее связал дух мира и фальшивой религиозности. Сила Духа исчезла. Среда, в которой Бог проявляет Себя сверхъестественными чудесами и знамениями - присутствие веры и освящения. Даже Иисус, имевший Божественную сущность, не мог сделать ни единого чуда в Назарете, кроме исцеления больных. И Он удивлялся неверию жителей (Мк. 6:5­6).

За историю церкви представление людей о Боге менялось. Из полной любви Отца Он превратился в безжалостного Судью. Его воля и желание исцелять людей были позабыты. Вместо принятия Его Слова и принятия исцеление, люди обращались к амулетам, «святым» местам и магическим заклинаниям. Или вообще отвергали библейские чудеса, утверждая, что такого не может произойти. Еще хуже того, они утверждали, что чудес никогда не было, а Библия – всего лишь собрание сказок и легенд. В такой среде Духу Святому нелегко совершать чудеса и давать знамения, но Господь начал изменять духовную атмосферу, восстанавливая истинное учение и жизнь христиан.

В начале 1900-х годов (как уже упоминалось) началось новое пробуждение движение. Это было началом восстановления действия Божьей силы в церкви. В этом пробуждении не было особенно выдающихся фигур, оно проходило широко и одновременно по всему миру. Если какая-то личность и стояла во главе этого третьего пробуждения, то это был не кто иной, как третья личность Божества – Святой Дух.

Как пробуждения реформистов и методистов преследовались и высмеивались, так же было и с движением пятидесятничества . Но, независимо от действий дьявола, ему не удалось воспрепятствовать сильнейшему сошествию Духа, которое происходило в начале двадцатого столетия. Однако постепенно и это пробуждение застыло в различных канонах, но сила Духа передавалась дальше через пробуж­дение исцеления, харизматическое, различные пророческие движения, движение веры и многие другие. Верующие начали понимать и принимать Святого Духа как никогда раньше. Они получили познание о дарах Духа и различных сверхъестественных проявлениях. Они ожидали видеть чудеса и знамения и молились за больных, изгоняли бесов. Они начали пророчествовать и получать сверхъестественные откровения.

Сверхъестественная сила, мудрость и присутствие Божье перестали быть чем-то чуждым. Они поняли служение и авторитет верующего. Согласно сказанному в Марка 16:17-20, все верующие могут иметь дар языков. Все, а не только священники, пресвитеры или теологи могут быть водимыми Святым Духом и быть использованными Им для исцеления больных и изгнания злых духов.

Таким образом, верующие имеют одинаковые права и власть в имени Иисуса и имеют право получать ответ на молитвы во имя Иисуса, противостоять сатане и обращать его в бегство во имя Иисуса. Все эти библейские истины не практиковались в полноте в начале пробуждения, но, благодаря работе Святого Духа в различных обществах, вошли в церковь и были восстановлены в течение двадцатого века.
Обобщая сказанное, можно перечислить пункты учения пробуждения следующим образом: Иисус спасает; крестит Святым Духом; исцеляет и освобождает; Иисус скоро придет обратно.

Исходя из этого духовного движения, которое проявлялось различным образом, родилась мощная волна миссионерства, сочетающаяся с сильным проявлением чудес и знамений. В таком состоянии церковь находи­тся и сегодня.


                Харизматическое движение 60-х годов.


Харизматическое движение, познакомившее верующих традиционных христианских конфессий с пятидесятническим опытом, появилось на свет в 60-х годах ХХ века.
Одним из провозвестников этого движения считают Смита Виглсворта (1859-1947). Еще в 30-х годах двадцатого столетия он пророчествовал, что «старые церкви» однажды примут послание, переживут пятидесятничество и двинутся дальше того, чего достигли прежние пятидесятники.

Виглсворт был необразованным йоркширским водопроводчиком. Однажды во время поездки в Лидс, Виглсворт встретил группу христиан, проводивших в городе собрания с чудотворными исцелениями. Смит был заинтригован и вдохновлен «здравостью их учения», и начал посещать собрания все чаще. Вскоре он убедился в той огромной роли, которую играло чудотворное исцеление для современности.

Время спустя ему представился случай проявить свои новые знания на практике. В Брадфорде он нашел лежащую при смерти жену баптистского пастора, которой сказали, что она долго не проживет. Вспомнив стих о помазании больных (из послания Иакова), Смит вылил некоторое количество масла на голову женщины.
«Я стоял рядом с ней в изголовье ее кровати, как вдруг появился Господь Иисус. Я во все глаза смотрел на Него. Он стоял у противоположного конца постели. Он нежно улыбнулся мне. И через несколько мгновений исчез. Но что-то произошло в тот день, что изменило всю мою жизнь». Женщина исцелилась.

Свое знаменитое пророчество о христианском пробуждении Виглсворт изрек Дэвиду дю Плесси (1905-1986) - человеку, с именем которого чаще всего связывают начало харизматического движения «второй волны»:
«Я послан Господом сказать тебе то, что Он показал мне сегодня утром. В устоявшихся деноминациях Он произведет такое пробуждение, которое затмит все, происходившее в истории. Того, что произойдет в скором времени, еще никогда не бывало. Это затмит пятидесятническое пробуждение двадцатого столетия, которое уже является чудом для этого мира, с его противодействием со стороны официальной церкви.

Но это же самое благословение будет принято другими церквями, и они пойдут с этим посланием и опытом дальше того, чего достигли пятидесятники. Ты в своей жизни увидишь, как это дело достигнет таких размеров, что пятидесятническое движение будет казаться незначительным по сравнению с тем, что Бог будет делать через старые церкви».

У Виглсворта было и особое откровение, произошедшее в 36-м году прошлого столетия, касавшееся лично дю Плесси: «Господь велел мне предупредить тебя, что Он собирается использовать тебя в этом движении. Ты будешь играть в нем выдающуюся роль».

Пятнадцать лет спустя дю Плесси получает Божие указание: «Пришло время исполниться пророчеству, сказанному тебе Смитом Виглсвортом». «Господь настаивал, чтобы я шел и свидетельствовал перед ними».

Дю Плесси был приглашен для участия в конференции Всемирного Совета Церквей в Эванстоне (США 1954г.). Он принял приглашение и рассказал делегатам конференции об «опыте крещения Святым Духом через Иисуса». В последующие годы «мистер Пятидесятница» использовал любую возможность для проповеди о пятидесятническом опыте перед католиками, пресвитерианами, епископалами и другими.

К концу 50-х годов также относится его знакомство со священником епископальной церкви Деннисом Беннетом, человеком, которому было суждено сыграть значительную роль в распространении харизматического движения.

Деннис Беннет близко столкнулся с феноменом пятидесятничества в 1959 году, когда некоторые члены его общины получили «крещение Духом» и начали говорить на языках.
Несколько позже, увлеченный энтузиазмом этих прихожан, он также начинает стремиться к реальному духовному опыту и в конце концов разрешает «крещенным Духом» возложить на него руки. За этим последовало следующее: «Я молился вслух, должно быть минут двадцать… и хотел было уже закончить молитву, как вдруг произошло нечто довольно странное. Язык мой запнулся будто при скороговорке, и я стал говорить на каком-то новом языке… Динамика нового языка была полностью под моим контролем: говорил ли я или нет, говорил ли я громко или тихо, быстро или медленно, высоким тоном или низким. Единственное, что происходило помимо моей воли, так это сами изливающиеся звуки и слова» .

Рождение харизматического движения датируют 3 апреля 1960 года. В то воскресенье Беннет впервые в общине рассказал о том, что испытал. Это произвело большое замешательство. В конце концов оно привело к смещению Беннета.

В следующие недели об этом появились сообщения в газетах, а телевидение подготовило передачу, в которой Беннет молился на языках, и примерно миллион телезрителей увидел это собственными глазами. Передача вызвала целый поток вопросов и приглашений, и Беннет скоро стал отцом харизматического движения, которое начало быстро распространяться, благодаря его многочисленным поездкам.
Его коллега, Дэвид дю Плесси, в 1964 году принял приглашение Ватикана приехать в Рим и участвовать во Втором Ватиканском соборе. Во время торжественного богослужения в базилике св. Петра он почувствовал «что эти важнейшие в истории Церкви мгновения пронизаны свежим дуновением Святого Духа».

Позднее он рассказывал: «Здесь присутствовало 2200 епископов, 800 богословов, 3000 католических лидеров. И Господь сказал: «Ныне пред тобой собраны все предводители католического мира!» Со всеми поговорить я не мог, но многие подходили ко мне, и я имел возможность видеть действие Святого Духа».

Первые харизматические молитвенные группы в истории католической церкви были образованы тремя годами позже в г. Питтсбурге. Энтузиастами выступили студенты Дуквеснского университета (Duquesne University). Ознакомившись с несколькими популярными пятидесятническими книгами, они почувствовали неполноценность своей собственной духовной жизни. Вслед за этим, познакомившись с группой протестантов-харизматиков, они стали молиться о крещении Святым Духом.

В результате харизматическое движение зародилось и в среде римско-католической церкви.

Из Питтсбурга «пробуждение» было занесено в 1967 году и в католический университет Нотр-Дам в г. Саусбенде, который поддерживал дружеские связи с Дуквесном. Оттуда движение быстро распространилось по всем штатам и Канаде. Спустя пять лет в США было зарегистрировано более пятисот католических харизматических молитвенных групп. В них присутствовали многие священники и члены монашеских орденов – иезуиты и францисканцы. Отношение римо-католической иерархии к харизматической проблеме было неоднозначным.
В конце 1969 года на совещании римо-католического епископата был подготовлен документ, содержащий оценку харизматического феномена. В документе указывалось на некоторые опасности движения, но также, что благодаря участию в нем многие харизматики становятся более зрелыми христианами.

Ключевой фигурой в римо-католическом харизматическом движении стал кардинал Леон Джозеф Зюненс (архиепископ Брюсселя), активно участвовавший в подготовке и проведении Второго Ватиканского Собора. Говорят, когда Зюненс увидел черновик документа о Церкви, подготовленного для принятия на Соборе, он посчитал его неприемлемым с точки зрения отношения к духовным дарам, и сделал доклад, суммирующий новозаветное учение о них.

Несколько лет спустя после Собора кардинал Зюненс узнал о харизматическом пробуждении среди римо-католиков США, после чего начал посещать харизматические собрания, и в конце концов был «крещен Святым Духом». Благодаря кардиналу харизматическое движение получило и одобрение римского понтифика. На Второй международный конгресс католическо-харизматического движения обновления в 1975 году в Рим приехало более тысячи католиков. В Соборе Св. Петра кардинал Зюненс вместе с 750 священниками и 12 епископами совершил Вечерю Господню. Это событие вошло в историю, как «первое харизматическое богослужение в соборе Св. Петра».
Благодаря Духу, Церковь сохраняет свою жизненную силу. Харизматическое обновление являет собой откровение этой жизненной силы в наши дни, ясное объяснение того, что «Дух говорит церквам» (Откр.2:7). Поэтому важно, чтобы все стремились всегда к углублению вашей приверженности всей Церкви, ее пастырям, ее учению и дисциплине, таинству ее жизни и всему народу Божьему».

Харизматическое движение в римо-католической церкви имело и некоторые специфические отличия. Например, католические харизматики предпочитали говорить, что возрождение верующего происходит в Таинстве крещения, а все остальные духовные переживания объясняются как «обновление посредством крещения, помазания и освящения». Эта благодать теперь только освежается и обновляется.
В семидесятых годах харизматическое движение привлекло внимание епископальных церквей Соединенных штатов. На конференции в 1973 году было образовано так называемое «Епископальное харизматическое братство». Была принята резолюция, отрывок из которой приводится ниже.

Сравнивая историю возникновения и распространения пятидесятнического движения (1906-1960) со «второй волной», можно сделать несколько выводов.
В отличие от пятидесятнического движения, подвергавшегося с самого начала резкой критике, движение харизматическое в течение двадцати лет сумело найти доступ во все евангелические деноминации, а также снискать признание в руководящих кругах римо-католической, епископальной и других церквей. По данным исследователей, к началу 1990 года число верующих в классических пятидесятнических общинах во всем мире достигало приблизительно 193 миллионов. При этом количество харизматиков – около 140 миллионов. Если эти данные верны, то 20% всех христиан относится к пятидесятническо-харизматическому движению.

Таким образом, в последние годы на Западе вышло большое количество критических публикаций, посвященных «Движению веры» – большому крылу харизматического движения, возглавителем и духовным вождем которого является его основатель Кеннет Э. Хейгин, а также некоторое количество его последователей, из которых самыми известными являются Кеннет Коупленд, Бенни Хинн, Ульф Экман и Фредерик Прайс.


                Возрождение и развитие пятидесятничества в России и постсоветском пространстве.


Первые вести о крещении Духом Святым проникли в Россию через Норвегию, Швецию, Финляндию в Прибалтику. Это была самая первая волна, шедшая с севера. Пасторы евангельских христиан А. Иванов и Н. Смородин приняли учение о Крещении Духом Святым, а затем перекрещенные Андреем Уршаном, переехали в 1913 г. в С.-Петербург, где организовали общину «Евангельские христиане в духе апостолов». Потом они расширили своё влияние в Новгородской, Витебской, Московской, Тверской и других губерниях, а также в Закавказье. К сожалению, это движение имело особенность, связанную со старой «савелианской» ересью модализма. Они отрицали существование триединого Бога, а верили только в единого Иисуса Христа. В США это направление называют «Jesus Only». Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Духа Святого, они перекрещивали во имя Иисуса. Называли себя «христиане веры евангельской в духе апостольском». В народе их называли единственниками, а впоследствии они именовались в зависимости от фамилий их руководителей - смородинцами и колосковцами.

В 30-х годах после смерти А. И. Иванова единобожцев возглавил Н. П. Смородин, и какого-нибудь значительного влияния на формирование вероисповедания не внес. Он впоследствии перебрался в Польшу, где возникли данные общины в западных областях Украины и Беларуси, особенно на Волыни. В 1947 г. Н. П. Смородин, Н. И. Шишков, Е. Рудницкий провели официальную беседу с руководителями ВСЕХБ, после чего часть общин единобожцев вошла в ВСЕХБ, а часть воздержалась.

Дальнейший импульс пятидесятнического движения шел из Польши. Наиболее крупными на территории бывшего СССР до 1945 г являлись следующие пятидесятнические направления: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) - пятидесятники - воронаевцы, Христиане Веры Евангельской (ХВЕ) - пятидесятники - шмидтовцы.

Теперь о Репрессии. ХЕВ и ХВЕ в 30-х - 40-х годах ХХ века. В 1930 г. И. Е. Воронаев, В. Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь. Позднее Иван Проханов (руководитель Союза Евангельских Христиан), , вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В. Р. Колтович и Рюмшин не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В 1960 году Воронаева эмигрировала в США, куда раньше уехали ее дети. Дочь Вера была похоронена в Украине.

В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестниками истины всех христианских конфессий .
По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правления Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воронаевым и Колтовичем брат В. С. Павлов. Н. И. Подлесный, освободившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.

С 1942 г. ХЕВ и ХВЕ на Украине, насколько это было возможно, начали объединяться и стали называться «Епископальной церковью ХЕВ», а руководящий орган: «Епископальная коллегия Церкви ХЕВ на Украине». Проведению общего съезда не позволяли военные условия, но духовные лидеры старались поддерживать общение.
С началом Второй мировой войны усугубилось положение в пятидесятнических общинах, стало меньше братьев, которые держали церкви на правильном евангельском пути. В эти годы служители понимали - крайне необходимо взять под контроль и пастырскую опеку все существующие пятидесятнические церкви и группы.

Многие негативные явления в общинах имели тенденцию к росту, поэтому поставленный Воронаевым старший пресвитер Г. Г. Понурко видел, что оставлять жизнь церквей на самотек, значило позволить идти им к духовной катастрофе. Близким сотрудником и единомышленником Понурко стал в то время Афанасий Иванович Бидаш. Вскоре к ним присоединился пресвитер Карнаватской церкви ХЕВ Филипп Шокало, а затем Д. И. Пономарчук.
 
В 1942 г. в Пятихатках состоялся съезд, на котором присутствовали руководящие проповедники и пресвитеры пятидесятнических общин. На этом съезде было провозглашено воссоздание союза ХЕВ в Украине. Перед руководством союза были поставлены две задачи: организовать общины в централизованное братство и повсеместно открыть молитвенные дома, вывести отдельные общины и группы из ересей. Также было принято решение об организации духовно - назидательных и воспитательных бесед в общинах, об открытии воскресных школ, организации кружков христианской молодежи, сестринских кружков и т.д.

В 1942 - 1943 г.г. деятельность союза ХЕВ была восстановлена. Для официального представительства у первого руководителя пятидесятнического братства возникла необходимость именоваться в таком сане, который был привычным для немецких властей. Это послужило причиной принятия решения о возведении Г. Г. Понурко в сан епископа.

К концу войны были рукоположены на епископское служение А. Бидаш и И. Пономарчук. Была проведена работа по объединению разрозненных после репрессий пятидесятнических церквей в один союз. В процессе подготовки к Всеукраинскому съезду были проведены окружные и областные съезды. Благодаря активной деятельности союза ХЕВ возникло много новых общин. Если в 1942 году было около 200 общин с общей численностью 5000 человек11, то на протяжении только одного 1943 года было учреждено еще 152 общины, которые объединяли 6600 верующих12. В 1943 г. состоялся еще один съезд в г. Александрии Кировоградской области.
Впоследствии среди верующих направления ХЕВ - ХВЕ утвердилось именно вышеприведенное название.

Весной 1945 г. Понурко был арестован и осужден. Оставшихся на свободе Д. И. Пономарчука и Н. В. Кузьменко пригласили в Москву, где к тому времени освобожденный из уз Я. И. Жидков учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ).

Теперь поговорим о «Инструкции Совета по делам религий при Совете Министров СССР 1961 года.
Конец 50-х - начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким давлением на верующих СССР, включая протестантов. По негласным указаниям советских органов от руководства ВСЕХБ были отстранены многие авторитетные лидеры Евангельских Христиан-Баптистов. На их место ставят малообразованных, а порой и откровенно ущербных людей. Это, как и другие навязанные «сверху» церкви ЕХБ проблемы, послужило причиной критики со стороны «Инициативной группы». Формальным поводом этому послужило появление нового «Положения о ЕХБ» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам». «Инициативники» ставили в вину своим руководителям слишком компромиссное отношение к объединению с общинами ХЕВ. Все это заставило многих верующих пятидесятников выйти из объединенного братства.

В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил инструкцию, по которой не допускались к регистрации «религиозные общества и группы верующих, принадлежащих сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане, истинно православная церковь, адвентисты-реформисты и т.п.

Инструкция сформулировала требования местных органов власти к сектантам-пятидесятникам, объявляла это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ. Ее появление приостановило массовый отток пятидесятников из ЕХБ.

В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам». Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных художественных фильмов о пятидесятниках. В одном из них рассказывается о якобы имевшем место человеческом жертвоприношении сектантов - распятии на кресте молодой девушки.

Многочисленные газетные публикации и отдельные брошюры всячески пытались очернить деятельность верующих пятидесятников, приписывая им чудовищные злодеяния. В основном упор делался на практику приношения людей в жертву. В 1961 году одного из лидеров пятидесятников, И.П.Федотова, приговорили к десяти годам «за склонение гражданки А.Красиной к принесению в жертву своей дочери». Спектакль, разыгранный и исполненный по сценарию КГБ, тем не менее стал основанием для осуждения.

Лживая пропаганда приносила плоды. В подмосковном Ногинске в 1968 году утонули два мальчика, чьи родители были членами секты пятидесятников. В городе был распространен слух, что они были принесены в жертву. Во время похоронной процессии из разъяренной толпы полетели камни. Затем разбушевавшиеся атеисты остановили процессию, силой отняли тела утонувших детей у родителей и сами совершили захоронение».

И в заключении оговорим Закон о свободе совести и образование Союза ХВЕ. После отмены известной запретительной инструкции 1961 года государство не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся принять регистрацию. Так, в марте 1990 года в США проходил крупный Международный съезд пятидесятников. В числе приглашенных были лидеры советских пятидесятников: И.П.Федотов, В.Белых, Р.И.Билас. Но если двое последних беспрепятственно получили визу на выезд, то Федотову было в ней отказано. Полную свободу своей деятельности пятидесятники получили только после вступления в силу в октябре 1990 года «Закона Союза Советских Социалистических Республик о свободе совести и религиозных объединений», где говорилось: «Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другой не допускается».

После этого пятидесятники начинают осуществлять свою мечту о едином Союзе ХВЕ. Эта работа началась еще в 1988 году под руководством Биласа. Тогда был создан оргкомитет, впоследствии преобразованный в Координационный Совет Церквей ХВЕ. Ставилась задача объединения четырех основных направлений пятидесятников. Это восточное братство на Украине под руководством епископа Н.А. Мельника - воронаевцы, другое западное украинское - это шмидтовцы, а также незарегистрированное направление во главе с В.М.Боечко и церкви, входившие в Союз ЕХБ, с Р.И.Биласом, и общины с автономной регистрацией, возглавляемые В.И.Озирюгой.

Соглашение о возможности объединения этих направлений было достигнуто задолго до проведения Всесоюзного съезда пятидесятников. Сложнее было получить согласие на объединение в Союз от незарегистрированных пятидесятников и тех, кто получил регистрацию недавно.

Не желавшие оформить свою регистрацию отказывались и от вступления в Союз. Все переговоры с лидерами объединений не дали практически никаких результатов, хотя отдельные общины откликнулись на этот призыв.

С 12 по 16 марта 1991 года в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд пятидесятников, собравший руководителей союзов пятидесятников целого ряда союзных республик: Союза Украины, Союза РСФСР. Союза Молдавии, Союза Белоруссии, Союза Литвы, Союза Закавказья и др.

На съезде учрежден Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников). Вновь созданный Союз ХВЕ объединил около половины всех пятидесятников СССР. Председателем Союза ХВЕ был избран Р.И.Билас, его заместителями Н.Я. Куркаев, Н.П.Решиковец, П.В.Сердиченко. Ни один из незарегистрированных союзов пятидесятников, так и не вступил в новообразованный Объединенный Союз ХВЕ. В своей речи на съезде Р.И.Билас объяснил это тем, что не во всех республиках принят новый закон о свободе совести, в частности на Украине и в Белоруссии .

Таким образом, как показало время, и после принятия закона о свободе совести в этих республиках немногие общины вошли в Объединенный Союз ХВЕ.



                9 малоизвестных фактов о пробуждении.


В начале двадцатых годов прошлого столетия на территории Западной Украины и Беларуси, вспыхнуло Великое Пятидесятническое Пробуждение. В считанные месяцы оно охватило территории Волыни, Полесья, западной Беларуси и восточной Литвы. Можно сказать, это было одно из самых мощных пробуждений в истории современной Церкви. В результате этого пробуждения были рождены сотни новых церквей и десятки тысяч людей примирились с Богом. Восточная Европа не осталась прежней.
Каждый раз, читая истории об этом пробуждении, мы удивляемся, насколько с одной стороны оно было не ординарным, но и в то же время - эффективным. Поэтому в заключении хочется привести 9 малоизвестных фактов об этом пробуждении, которые и отличают это пробуждение от других.
1). Пятидесятническое пробуждение было одним из самых гонимых пробуждений, которые нам известны. В истории современной церкви было очень мало пробуждений, которые так жёстко преследовались. Множество людей были репрессированы, сотни расстреляны, дома молитвы были разрушены или конфискованы.
2). Пробуждение было одним из самых стойких. Несмотря на гонения, как со стороны Православной церкви, так и со стороны местных жителей, пятидесятническое пробуждение не только не угасало, но с каждым годом набирало обороты. И главный парадокс состоит в том, что пик этого пробуждения был во время Второй Мировой войны.
3). Пробуждение было самым неординарным пробуждением в мире. Интересно отметить, что не было единого начала, не было единого центра, даже нет точной даты, когда оно началось. Очаг возгорания этого пробуждения начался одновременно в десятках местах на Волыни и в Полесье. Многие считают, что это пробуждение принёс Густав Шмидт, но это не так. Во-первых, Шмидт появился на горизонте в 1929 году. Но существует факт - первый съезд пятидесятников прошёл в Кременце в 1924 году. Во-вторых, Шмидт никогда не возглавлял союз пятидесятников.
4). Пятидесятническое пробуждение сильно опиралось на Дары Святого Духа. В истории не известны пробуждения, где бы так обильно проявлялись все Дарования. Пятидесятническое пробуждение сопровождали пророчества, исцеления, чудотворения, истолкование языков и массовые покаяния.
5). Пробуждение возглавляли простые люди, не имеющие духовного образования. Обычно, во главе пробуждений стоят лидеры. К примеру, Чарльз Финей, Джон Весли, Дуайт Муди или Иван Воронаев (в своё время) возглавляли пробуждения в своих странах. В этом же пробуждении было все наоборот. Сотни простых мужиков, переживших силу свыше, перевернули западную Украину с ног на голову. А имена многих героев мы сегодня даже и не знаем. 
6). Пятидесятническое пробуждение было одним из самых радикальных в истории. Когда люди каялись, то не только в один миг менялись, а становились служителями. Сегодня же, чтобы подготовить лидера или пастора потребуется несколько лет.
7). Пробуждение является одним из самых продолжительных пробуждений в современной Церкви. Это пробуждение длилось четверть века, и если б советская власть, то неизвестно, что было бы дальше. Обычно пробуждения вспыхивают и тянутся год-два. Даже знаменитое пробуждение на Азуза стрит угасло быстро. Уже через десять лет в церкви пастора Сеймура на Азуза стрит собирались меньше ста человек. Пробуждение в Уэльсе под предводительством Эвана Робертса длилось всего год. И это при том, что эти пробуждения не подвергались таким гонениям, как пятидесятническое пробуждение.
8). Пробуждение родило харизматическое пробуждение девяностых. Большинство пасторов в 90-годах были выходцами из пятидесятнических церквей. И хотя в пятидесятнических церквях новое пробуждение было принято не однозначно, связь между ними очевидна.
9). И последнее. Результаты пробуждения являются одними из самых высоких и продолжительных. В начале Второй Мировой в 1939 году, на Западной Украине было от 25 до 30 тысяч пятидесятников. Сегодня, спустя 100 лет от начала пробуждения, количество верующих не только не уменьшилось, но увеличилось в десятки раз. К примеру, пробуждение в Уэльсе, при котором покаялось 150 тысяч человек. Спустя 100 лет от этого пробуждения не осталось ни следа.


Рецензии