Время перемен

Время перемен Я почти убеждена, что мы приходим на этот свет не один раз, а сигналы из прошлого помогают искать нам половинки предназначенные судьбой. Раньше мы были единым целым, но потом что-то случилось и нас разбросало в разные стороны.

Вета стояла у двери мастерской художника находившейся в жилом доме с силой жала на кнопку звонка. Наконец загремел открывающийся замок, и она услышала, еще не видя хозяина:

- Зачем так трезвонить?

Голос художника хрипел, выражая неудовольствие. Дверь открылась настежь и Вета увидела нескладного худощавого немолодого мужчину с обросшей седой бородой, завязанными в хвост седыми волосами и удивительными ярко-голубыми глазами, которые с любопытством рассматривали ее. Она поежилась от смущения, поправляя коротко стриженые волосы, и быстро пояснила:

- Я за портретом.

Чьим - было не нужно объяснять: художник догадался без этого.

- Вы, дочь Софьи Андреевны? Очень похожи на свою матушку, только черты лица у нее были выразительнее.

Вета украдкой взглянула в зеркало в прихожей. На нее смотрела изящная ухоженная женщина с минимум макияжа в деловом строгом костюме серого цвета. Вета мысленно согласилась с выводом художника. Тот продолжал.

- Проходите в мастерскую. Сейчас я вам портрет упакую, чтобы было удобнее нести. Ваша покойная матушка, к сожалению, не успела увидеть законченную работу. Как говорят французы – се ля ви.

Последняя фраза Вете пришлась не по душе - звучала цинично. Но она промолчала, ведь художник прав, как бы он жестко не говорил. Вета проследовала за ним. Мастерская представляла небольшую, но светлую комнату с двумя окнами. Картины были повсюду – висели на стенах, стояли на полу у стены, лежали на столе. Из мебели: диван, кресло, они, очевидно, здесь были нужны натурщицам и натурщикам для позирования, и стол, о котором уже было упомянуто. Художник взял стоящую у стены картину: портрет матери Веты, и сказал:

- Ваша матушка была талантливой актрисой, я не пропускал ни одного спектакля с ее участием.

Вета не унаследовала талант от мамы, она считала себя бездарной, чтобы как-то приобщиться к театру, выбрала путь театрального критика. Писала книги о театре, раз в месяц вела передачу на телевиденье под названием «Контрамарка». Это все, чем она жила, и еще была мама, занимавшая большую часть бытия. Вете было уже пятьдесят, но личная жизнь у нее не складывалась - не встречался ей мужчина, с которым хотелось бы связать жизнь.

- Я на одну минутку, - сказал художник, вышел из мастерской, забрав портрет.

Чтобы как-то себя занять, Вета принялась рассматривать картины. В самом темном углу на стене висел портрет морского офицера. Молодой, хорош собой, упрямый пристальный взгляд, небольшие аккуратные черные усики, губы плотно сжаты. Вета с восхищением смотрела на портрет и думала, если бы ей такой мужчина встретился в молодые годы, то пошла бы за ним на край света. Она с горестью вздохнула над фантазией и улыбнулась ее бредовости.

- Портрет писал мой дед, - услышала она позади себя голос художника.
Вета обернулась.

- Кто это? – она показала на портрет.

- Доподлинно не известно, но в дневнике деда я нашел запись, в которой есть упоминание о лейтенанте одном из членов русской полярной экспедиции тысяча девятисотого года. Возглавлял ее Эдуард Толль. Их цель была найти Землю Санникова. Фамилии этого офицера дед в дневнике не написал.

- В таком случае надо поднять архив, - посоветовала Вета, с интересом прослушав рассказ. - Там должны быть фотографии членов экспедиции.

- Мне приходила такая мысль, но из этого ничего не вышло. Эксперты не смогли точно определить, чей это портрет. Есть предположение, что этот офицер, - художник задумчиво взглянул на портрет, - тайно пробрался на шхуну. Вы, наверное, думаете, с чего я это взял? Все из того же дневника. Дед писал, что он в дружеских отношениях с натурщиком, тот постоянно говорит об экспедиции к земле Санникова, но попасть туда у него нет возможности. Состав уже сформирован. А то, что ему удалось пробраться на шхуну, есть доказательство – письмо, отправленное из Александровска-на-мурмане. Экспедиция в тех краях простояла целую неделю. В общем, запутанная история. Да, кстати письмо было подписано Анатолий. Еще одна интересная деталь биографии этого неизвестного офицера – он стремился попасть в экспедицию не только из-за романтики к открытию новой земли, он бежал от неразделенной любви. Видите, какие вы, женщины бываете коварные, - художник с укором посмотрел на Вету, будто она была виновна во всех прегрешениях ее пола. - Держите портрет вашей матушки.

Он уже был упакован. Вета забрала его, расплатившись, ушла. С того момента прошел год. Для Вете он был самым трудным, но она постепенно свыклась с тем, что одна. К маме на могилку она старалась ездить каждый день, но в последний раз (так вышло) была там месяц назад: нужно было срочно корректировать книгу, над которой работала. Потом Вета немного приболела, подхватила простуду, два дня провалялась с температурой под сорок. Наконец, все, что мешало поездке, отошло в прошлое.

Могилка мамы была, как всегда, ухожена, на надгробной плите лежали свежие цветы – поклонники Софье Андреевны не забывали ее. Вета тоже положила рядом свои: букет алых роз. Мама их очень любила. Немного посидев на скамеечке возле плиты, рассказав маме, чем все это время жила и почему не могла приехать, Вета собралась уходить. В этот момент она почувствовала дискомфорт от чьего-то взгляда. Она оглянулась, за оградой могилы стоял немолодой мужчина в форме морского офицера. Поздоровавшись кивком, она направилась к выходу из оградки, решив, что мужчина один из поклонников мамы. Вета почти угадала. Когда она вышла на дорогу, ведущую из кладбища, офицер догнал ее и заговорил:

- Вы, дочь Софьи Андреевны Нечаевой?

Вета не ответила, но офицер продолжал:

- Когда мы с женой бывали в вашем городе, всегда ходили на спектакли с участием Софьи Андреевны…

Вета шла, не прислушиваясь, о чем говорит навязавшийся спутник. Погода портилась, обещая дождь, а она не взяла зонт и оделась легко – с утра припекало солнце. Она спешила на троллейбус, чтобы успеть добраться домой до того как разыграется стихия.

- Меня друг на машине возле кладбища ждет, давайте мы вас до дому подвезем, - предложил офицер.

Вета отказалась и пошла на остановку, вдогонку она услышала:

- Я вас найду.

Он нашел ее через год. Пришел на студию во время съемки ее передачи. Ждал, пока Вета освободится, потом предстал перед ней, когда она уже вышла на улицу.

- Вы меня не узнаете? – спросил он.

Вета внимательно посмотрела на него и уверено сказала.

- Нет.

Впрочем, она устала, ей было не до узнавания кого-либо. И погода не располагала, чтобы вспоминать кого-то – нещадно полило солнце, хотелось сбежать от него в прохладу. Но мужчина проявлял настойчивость:

- Мы встречались с вами у могилы вашей матери. Потом я вам обещал найти вас.

Вета припомнила такой эпизод, но образ того мужчины навсегда исчез из ее памяти. Она не решительно пожала плечами и жестко спросила:

- Что вы хотите?

Ей не хотелось перед незнакомым человеком показывать раздражение, металл в голосе появился помимо ее воли. Мужчина виновато и с огорчением посмотрел на нее, но отступать не собирался.

- Разрешите вас пригласить в кафе, - по-боевому выпалил он. – Вы устали, и очевидно хотите есть.

- Да, вы угадали.

Вета не видела ничего предосудительного в том, чтобы пойти с незнакомым мужчиной в кафе. Тем более он ее искал, следовательно, ему что-то надо от нее.

- Вы, правда, меня не помните? – начал он уже сидя за столиком в кафе. – Все правильно, вы тогда были слишком расстроены, чтобы запомнить кого-то. Кладбище не самое лучшее место… - мужчина замолчал. – Мы приходим туда, чтобы побыть наедине с умершими родными.

- Вы, что делали тогда на кладбище? – спросила она, искоса рассматривая мужчину.

Вете он начинал нравиться, приятный собеседник и взгляд у него добрый.

- У меня там похоронена мама, недалеко от вашей матери, - смущено проговорил мужчина.

- Примите соболезнования, - Вета посмотрела на него с сочувствием.

- Спасибо! Прошло уже два года как не стало ее.

- Помнится, вы говорили, что любили ходить с женой на спектакли с участием моей мамы. Значит, вы приезжали в наш город к своей маме?

Мужчина просиял от улыбки.

- Я рад, что вы меня вспомнили. Моя семейная жизнь давно разлетелась вдребезги. Мы с женой не сошлись характерами. Только вы ничего не подумайте, я вам не навязываюсь. Когда увидел вас на кладбище, показалось, что встретил родного человека. Глупо?

- Нет, не глупо, - уверила искренне Вета.

Ей самой сейчас чудилось, что с мужчиной, сидящим перед ней, которого не знает даже имени, она знакома тысячу лет.

- Дети у вас есть? – продолжила Вета.

- Сын. У него уже своя семья. У меня двое внуков, чудесные мальчики, – она обратила внимание, как у мужчины при этих словах от гордости и счастья заблестели глаза. И ей тоже стало хорошо оттого, что посторонний для нее человек доволен судьбой. - Старший пойдет в третий класс, младший в первый. Они живут в Североморске, и я возле них. Четверть века отдал военно-морскому флоту. Подводник. Дослужился до командира подводной лодки, сейчас уже в отставке.

Они еще долго беседовали. Вета узнала, что незнакомца зовут Анатолий, о себе она ему почти ничего не рассказывала. Этого не нужно было делать, он о ней и так все знал: выяснил по своим каналам. Вечером, когда все хлопоты и неожиданности дня завершились, можно было расслабиться и погрузиться в сон, Вете припомнился поход к художнику за портретом мамы. Он теперь висел в зале на самом видном месте и был центром выставочной композиции состоящей из фотографий мамы. Портрет молодого неизвестного морского офицера из той мастерской живо встал у нее перед глазами. Вете вспомнился разговор в подробностях с художником и она удивилась некоторым пересечениям – того офицера звали Анатолий, также как теперешнего ее знакомого. И судьба их занесла в одну и туже географическую точку. Вета пыталась в этом открытие найти для нее значимое судьбоносное. Ведь не спроста она обратила внимание на тот портрет. В конце концов, мама могла найти себе другого художника для выполнения заказа и тогда она, Вета никогда не увидела бы портрет того офицера. И тогда возможно она не пересеклась с теперешним Анатолием. Они разминулись бы во времени.

Были еще совпадения между тем и этим Анатолием. Когда Вета рассказала своему избраннику об его тезке с портрета, тот поведал, что в детстве, насмотревшись фильма «Земля Санникова», сбежал из дома, чтобы отыскать ту землю. Его, конечно, задержала милиция и вернула домой. Впрочем, это не столь важно, главное… Очень скоро Анатолий сделал Вете предложение руки и сердца. Она не раздумывая, согласилась. Сейчас они счастливы.


Рецензии