Струны понимания. Глава 106

1. В этой главе мы рассмотрим третий смысловой фактор "спираль" (04003)символономной контекстной модальности. В прошлой главе мы видели две модели общественного взаимодействия: "точечная" минимальная и "коммуникативная"/сообщительная/струнная, которая предполагает интенсивное центрирование, описанное например в сочинениях аввы Дорофея (соответствующую цитату см. ниже).

2. Необходимо поставить вопрос о том, является ли общее у людей некоей самостоятельной единой исходной реальностью или же механическим результатом искусственного/насильственного усреднения и стандартизации в рамках специальной государственной или иной политики. Если общее это просто аггрегат, механическая сумма частей, работающее общество на нем не построишь, все будет распадаться, понадобится принуждение, насилие, манипуляция, идеологическая обработка и все это конечно будет использовано в узко групповых интересах и кончится плохо.

3. Но если общее это некая глубинно залегающая исходная реальность, тогда сам процесс  понимания, изучения исторически сложившихся парадигм социальной идентичности, в динамике их развития, взаимодействия резонансов и соотношений, которые связывают многообразные человеческие данности с исходной реальностью, может способствовать развитию широкого общественного  взаимопонимания и тем самым подлинного, а не искусственного общества.

4. Возьмем широко распространенный в природе пример: так называемая равноугольная или логарифмическая спираль, которую много изучавший ее великий математик 18 века Яков Бернулли называл "чудесной спиралью" (spira mirabilis) и распорядился выгравировать на своем надгробии, сопроводив ее латинской надписью Eadem mutata resurgo ("Измененная я вновь воскресаю").

5. Эта надпись указывает на одно из интереснейших свойств этой спирали: она самоподобна и на каждом  витке, вне зависимости от размера сохраняет свои углы (также как у окружности у такой спирали они те же самые у касательной с радиус вектором в любой точке поэтому она и называется равноугольной, саму окружность можно определить как равноугольную спираль с углом в 90 градусов)и свою форму. Вот эта способность сохранять исходный прототип через все изменения и является важнейшим свойством идентичности. Иными словами в логарифмической спирали мы имеем символическую, природную иллюстрацию понятия идентичности.

6. Примеров равноугольной спирали в природе очень много: это и ракушки и моллюски и организация семян подсолнечника и вихри и ураганы и звездные галактики.  Такую спираль легко построить, если сначала провести на равном удалении друг от друга исходящие из центра лучи, а затем, начав с любой точки на одном из лучей, провести перпендикулярную линию к соседнему лучу и так далее.Чем больше будет количество этих лучей, тем ближе полученная линия будет к идеальной равноугольной (логарифмической) спирали.

7. Такую спираль можно рассматривать, как идеальный тип динамического соотношения прямой линии и окружности, экстенсивности (минимального опосредования) и интенсивности (максимального опосредования). Прямая линия в принципе экстенсивна т.е. не имеет центра и ничем не опосредована, кроме заданного двумя точками направления. Ее можно сравнить с человеком, который весь захвачен проективным отношением (интерес, убеждение, желание, принцип) и продвигается вперед по линии такого отношения без учета интересов других, ситуации и пр. Такой человек и его проект быстро становится жертвой инерции (сопротивления тех же обстоятельств, людей и т.п.), поскольку экстенсивность расходует начальную энергию, не восстанавливая ее.

8. Наоборот окружность крайне интенсивна, поскольку центрична и всецело опосредована, задана центром и радиусом. Она хорошо сохраняет и восстанавливает внутреннюю энергию источником которой является центр, но она замкнута и ее развитие ограничено этим замкнутым контуром.

9. Центрическую (точнее теоцентрическую) круговую модель общества предложил известный православный мистик  6 века, авва Дорофей из Газы. Вот что он писал о ней:

"Представьте себе круг, средину его центр, и из центра исходящие радиусы лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою.Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру суть пути жизни людей...сколько приближаются к Богу столько приближаются и друг к другу и сколько приближаются друг к другу столько приближаются к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются  ко внешнему, то очевидно, что в той мере, в какой они отходят от средоточия и удаляются от Бога в той же мере удаляются и друг от друга..." (Поучение 6)

10. В центрическом интенсивном обществе много опосредования, доброты, взаимопонимания и взаимной поддержки, но это общество замкнуто на себя, оно существует для избранных, для тех, кто целиком разделяет данную догматику, данную парадигму идентичности, в нем нет внешней свободы и возможности полноценно усваивать поступающую извне информацию, что в долгосрочном плане снижает потенциал развития, способствует отставанию и увеличивает уязвимость такого общества.

11. В экстенсивном обществе проективных прямых опосредование минимально, при внешней свободе и избытке поступающей информации, царствует отчуждение, много энергии и ресурсов бесплодно распыляются или присваиваются узкими привилегированными группами, абстрактные правила применяются без учета конкретных обстоятельств, человек не может ни на кого  рассчитывать, ни от кого не получает бескорыстной помощи, в таком обществе высок уровень конфликтов, беззакония, злоупотреблений, оно легко распадается на враждующие между собой лагеря.

12. Равноугольная спираль одновременно открыта и в то же время центрична. Она соединяет в себе преимущества интенсивности (единство) и экстенсивности (динамизм), не имея их недостатков. И не случайно, что она так часто встречается в природе, ее достоинства сумели оценить задолго до возникновения человечества.

13. В математическом плане логарифмическая/равноугольная спираль тесно связана с так называемым золотым сечением (числовой код которого 1,618) и числами Фибоначчи. Последовательность чисел Фибоначчи задана правилом согласно которому первые две цифры это единицы, а каждое дальнейшее число равняется сумме двух предыдущих. 1, 1,2,3,5,8,13,21,34 и т. д. Так называемый золотой прямоугольник, где стороны соотносятся в пропорции золотого сечения можно использовать для построения золотой спирали, если соединить между собой углы образованных в нем квадратов от меньшего к большему.

14. Золотое сечение это такое соотношение двух отрезков стороны прямоугольника при котором меньший отрезок относится к большему также как больший ко всей стороне. Уже Кеплер обнаружил, что если разделить одно из чисел Фибоначчи на предшествующее ему число Фибоначчи мы получим приблизительное числовое значение золотого сечения причём точность этого приближения будет возрастать по мере того как числа увеличиваются.

15. И золотое сечение и числа Фибоначчи встречаются в самых различных аспектах природной действительности и жизни: от строения атома и кристаллов до космических "черных дыр", до генетического кода ДНК, строения человеческого организма и устройства Солнечной системы.

16. Можно сказать, что по сути дела золотое сечение это код полноценного взаимодействия между тем же и иным, в котором их единство (сумма двух чисел Фибоначчи или в геометрическом плане сумма двух отрезков) уравновешивается их различием (деление одного числа Фибоначчи на своего предшественника или в геометрическом плане большего отрезка на меньший). Поэтому золотое сечение и числа Фибоначчи так часто встречаются в устойчивых, стабильных, оптимизированных формах и самоорганизующихся системах с обратной связью, позволяющей свести к минимуму разброд, шатание и бесполезное расходование энергии. Изучение тысяч орбит малых планет Солнечной системы обнаружило, что параметры наиболее стабильных из них близки к числам Фибоначчи (см. примечания).

17. Структура контекстограммы (матрицы идентичности) даёт наглядное выражение этого понимания золотого сечения как идеального взаимоотношения между тем же и иным, если мы введём числовые обозначения каждого из контекстных полей в порядке, соответствующем принципу интенсивного центрирования. Иными словами, если центр контекстограммы, то есть контекстное поле I смысловых взаимодействий связать с единицей, а дальнейшие контекстные поля связать с другими цифрами числовой последовательности в алфавитном порядке А 2, В 3, С 4 и так далее, то центральная горизонтальная коммуникативная ось контекстограммы, отображающая отношение между средними боковыми контекстными полями "своих" G и "чужих" Е в своём центрально радиальном прочтении, то есть в форме I 1 E 6 I 1 G 8 дает код золотого сечения 1,618.

18. Интересно, что если рассматривать коммуникативную
ось EIG как биссектрису этономного треугольника ВЕС с вершиной в среднем левом контекстном поле "чужих" Е, то числовое значение основания этого треугольника стороны В 3 С 4 будет равно сумме двух отрезков этой биссектрисы I 1 E 6 + I 1 G 8= 34. А числовое прочтение образованного на этом основании ВС оригономного треугольника B 3 I 1 C 4 дает нам значение другой ключевой природной константы, знаменитого числа пи, выражающего отношение длины окружности к ее диаметру. Таким образом идеальное соотношение линиии и окружности, экстенсивности и интенсивности, которое мы наблюдали в логарифмической спирали, одной из наиболее распространённых природных форм, получает содержательную интерпретацию внутри интенсивного, центрированного прочтения контекстограммы (матрицы идентичности). Можно предположить, что также как и в контекстограмме, появление оптимизированных соотношений в природе и обществе так или иначе связано с интенсивным центрированием.

ПРИМЕЧАНИЯ

16. На эту тему см. Vladimir Pletser, Orbital Period Ratios and Fibonacci numbers in Solar Planetary and Satellite Systems and in Exoplanetary Systems (2018). Статья содержит массу статистических данных и выкладок и доступна в сети на сайте arxiv.com. Автор делает вывод о том, что " the tendency for period ratios of successive secondaries to be close to the irreducible fractions of Fibonacci numbers is stronger for more "regular" sets of minor planets, i.e. on less inclined and less elliptical orbits. So, orbital regularity can be associated to the quasi-commensurabilities with period ratios close to fractions of Fibonacci numbers, or to a natural evolution of secondaries toward more "regular" (less inclined and less elliptical) orbits. p. 25


Рецензии