Кургинян читает свою пьесу Зерна

Творческий вечер, прошедший в начале июля, состоит из двух частей - первая, новая пьеса Кургиняна "Зерна", вторая - ответы на вопросы взволнованных слушателей


В коротком вступительном слове С.Е. рассказал об истории создания пьесы. Внезапно, в 3 часа ночи, после чтения повести Экзюпери, на СЕ внезапно нашло и он стал писать стихи. До самого утра, 5 страниц. Затем еще две бессонных ночи (молчаливо, но внятно дается понять, что обычному человеку и в обычных - вне общения с Эгрегором - условиях такое совершенно немыслимо) - и вот, пьеса готова.

Составить себе представление о пьесе быстро и дешево можно посмотрев фильм "Драма" c Раневской, смотреть с 11:50



Название этому одно - графомания. В произведении могут быть задействованы какой угодно метафизической накаленности темы, но если это будет сделано, говоря словами Зощенко, маловысокохудожественно, это останется графоманией.
Верно и обратное. Истинное художество может взять своим объектом какую угодно безделку (хоть зимнее морозное утро, как у Александра Сергеевича) и сделать из этого шедевр.

Искусству противопоказана "прямая речь". Свои идеи, максимы, философемы и историосифии оно всегда и исключительно подает через образ, жест, интонацию. В противном случае получаются "Зерна":

Петр: Иван! Послушай, Иван. Мне кажется, произошло метафизическое падение. Тебе не кажется?
Иван: Да, Петр, и мне кажется. Но что же делать, Петр?
Петр: Надо искупить.
Иван: Но как, Петр?
Петр: Пойдем и убьем фашистов

Все, изложенное СЕ, можно облечь в форму статьи в историческом или публицистическом СМИ. И там оно будет на месте. Но когда его пытаются облечь в художественную форму, не обладая нужным ресурсом, получается, агитка, плакат и графомания.

Часть вторая: ответы на вопросы

Никаких ответов по сути не было. Заданные вопросы просто служили поводами для изложения собственно кургиняновских тем, предлогами для плетения новых узоров в самодостаточном словесном кружеве СЕ.

Тем не менее, два момента в "ответах" оказались крайне примечательными. Они до предела сблизили кургиняновскую позицию с канонически христианской, что лично мы со своей стороны не можем не приветствовать. О начале этого сближения я уже писал здесь https://takotoj.livejournal.com/12870.html ("К вопросу о кастрации марксизма-ленинизма").

Кургиняновский Экзюпери (по переработанной повести которого и была сделана пьеса) говорит о приятии смерти. И Кургинян совершенно правильно поясняет, что приятие смерти не есть стремление к ней. Точно так же Христос был готов принять смерть, но отнюдь ее не искал и к ней не стремился. Готовность жертвовать собой - не религии смерти, в чем традиционно обвиняют христианство недруги (Ницше, иудаизм), это трагическое осознание того, что здешняя земная жизнь может быть принесена в жертву ради других, более высоких ценностей. Да, она лишь средство. Но и обратно: другого средства просто не дано и отказываться от него добровольно - абсурдно и даже преступно.

Известно кургиняновское определение коммунизма (псевдоним "смысла жизни"): пробуждение и раскрепощение высших творческих способностей человека. В связи с этим товарищ спрашивает Кургиняна (1 ч. 57 мин): "А способно ли общество, идеология, социализм, коммунизм, что угодно, совершить это пробуждение и раскрепощение?" "Нет, - опять-таки совершенно верно и канонически-христиански отвечает Кургинян, - только сам человек
способен это сделать. Все внешнее может только СПОСОБСТВОВАТЬ, помогать в этом деле" и далее напрямую отсылает слушателей к Крестному подвигу и возможности только личного в нем участия. Точно также и Церковь говорит, что спасение - дело исключительно самого верующего (и доброй воли Бога). Церковь с ее таинствами, обрядами, пост и молитва - всего лишь средства, помогающие в спасении и создающие его предпосылки.

Таким образом, кургиняновское учение есть классическая религия спасения. За исключением двух мелочей. "Спасение" в ней заменено "развитием", которое мыслится целиком посюсторонним, в рамках здешнего, материального мира.

И вторая мелочь - в религии Кургиняна нет Ьога. Да, где-то там, за кулисами, мы слышим как шаркает ногами и сопит некий мутный Эгрегор, но это переводит построение в регистр эзотерики, оккультизма и прочей по слову Джойса його-бого-мути, чего мы приветствовать никак не можем.

Таким образом, актуальным остается вопрос, заданный мной в "Кастрации...": если кургиняновское учение является религией, а оно ей является, нафига ему все марксистские прибамбасы в виде учения классовой борьбе, диктатуре пролетариата и обобществлении средств производства?


Рецензии