Две жизни Федора Волкова
(он был фаворитом императрицы Екатерины Великой)
В последние годы в России, наконец-то, проявился интерес к своей собственной истории. Стали снимать художественные фильмы и сериалы, правда, большинство из которых являются откровенными поделками, не имеющие ничего общего с исторической реальностью. Причем, речь идет не только далекой древности, но и о фильмах, посвященных событиям более позднего времени. Кстати, хотя «Гардемарины» и приключенческий фильм, но исторические реалии в нем показаны, как ни странно, более достоверно, чем иные якобы «биографические». Речь идет о великой императрице Екатерине Второй.
Несколько лет назад практически одновременно на телевизионные экраны вышли два сериала, посвященные ее жизни и деятельности. И оба – в той или иной степени, недостоверны. Особенно это касается государственного переворота конца июня 1762 года и восшествия на престол Екатерины Алексеевны. Среди действующих лиц почему-то отсутствуют, не знаю уж, по каким причинам, еще двое основных его участников - братья Федор и Григорий Волковы. И если младший ничем особенным не отличился, то старший – Федор (да-да, тот самый, основатель русского классического театра) сыграл одну из ключевых ролей в этом перевороте…
Федор Григорьевич Волков. Каждому образованному россиянину знакомо это имя – ведь именно он стоял у истоков русского классического театра, был актером, режиссером, драматургом, поставил множество пьес и, как сказали бы сейчас, грандиозных шоу. Но это все официальная биография Ф.Г.Волкова. Однако у него была и другая жизнь, неофициальная, тайная, о которой известно не очень много, даже его современникам.
Но сначала о его родословной. Федор Волков родился в Костроме в 1729 году в купеческой семье. Однако еще во второй половине XIX века генеалоги выяснили, что на самом деле Ф. Волков происходил из древнего дворянского рода, у истоков которого стоял выехавший в Москву из Литвы в начале ХVI века при Великом князе Василии Третьем некий Григорий Волк герба (рода) Труба. По легенде, шляхетский род Волков «выводится» от потомка знаменитого князя полоцкого и киевского Всеслава Брячиславича, еще при жизни прозванного Всеслав Чародей, умершего еще в 1101 году. Именно о нем пишет автор «Слова о полку Игореве», что он мог «в поле серым волком обернуться». Князь этот был одним из потомков Рюрика, а значит и Волковы тоже считались потомками основателя Русского государства.
Сына Григория Волка звали - Кудеяр (то есть, кудесник, сильнейший из чародеев). Как он оказался в Костроме, сказать сложно, вполне возможно получил землю от великого князя, либо приобрел ее за свои деньги. В те времена (XVI век) разного рода кудесники, чародеи, ведуньи еще не очень преследовались со стороны власти, хотя Православная церковь делала все, чтобы пресечь сию, как они говорят, «диавольщину», тем более, что сам великий князь Василий Третий никак не мог родить наследника и потому обращался не только к Богу, но и к разного рода знахарям, чародеям, повивальным бабкам.
Родоначальником костромских Волковых стал Правотарх, сын Кудеяра. Похоже, кто-то из его потомков утерял дворянское звание и стал обычным купцом. Ничего странного в этом нет – когда при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682) уничтожали «Разрядные книги», кого-то из Волковых могли просто лишить дворянства, переведя в купеческое сословие, поскольку, видимо, они сами издавна занимались торговлей. Ведь разжаловал великий князь Иван III Васильевич боярина Давыда Нелидова в дворяне, да еще наградил прозвищем «Отрепьев»…
Федор Волков жил в Костроме недолго – в 1735 году, когда ему было шесть лет, умер отец Григорий Иванович Волков, мать Матрена Яковлевна осталась с пятью малолетними сыновьями – Федор, Григорий, Гаврила, Алексей и Иван. Правда, поначалу они не бедствовали, поскольку накопленных отцом средств пока хватало, но они постепенно таяли и надо было как-то задумываться о будущем. И здесь Матрене Яковлевне повезло. Давний знакомый их семьи ярославский купец Ф.Полушкин не только помогал вдове материально, он, несмотря на свой пожилой возраст (ему шел шестой десяток, по тем временам это был довольно преклонный возраст) и тот факт, что у вдовы было пятеро малолетних детей, взял ее в жены и увез в свой Ярославль. Похоже, здесь сыграл свою роль и личностный фактор – Матрена давно нравилась Федору Полушкину, однако в силу своей культуры он, пока был жив его друг Григорий Волков, старался не проявлять особого к интереса к этой женщине. А когда Григорий умер, ярославский купец ее в беде не оставил. Он мог себе это позволить, поскольку был одним из богатейших людей Ярославля, имел в собственности серные и купоросные заводы «близ города Ярославля и Волги-реки да близ Макарьевского Унженского монастыря на берегу Унжи-реки». По тем временам дело это считалось весьма прибыльным делом.
Кстати, у самого Федора Васильевича было двое детей. Правда, сын вскоре умер, а на дочь Матрену надежда была плохая, что не удивительно – выйдет замуж, уйдет в другую семью, а значит, и все нажитое состояние тоже туда же. Поэтому пожилой купец все свои помыслы связывал с пасынками, в первую очередь, со старшим – Федором.
Отчим дал всем пасынкам хорошее образование, а старшего, Федора, в 12-летнем возрасте отправил в Москву к немецким промышленникам, в совершенстве овладел немецким языком, одновременно обучался в славяно-греко-латинской академии, где студенты ставили различные представления. Здесь он и пристрастился к театру. Время от времени отчим отправлял Федора в столицу империи, и однажды, в очередной раз оказавшись в Петербурге, он посетил придворный театр (театр, созданный при дворе императрицы Елизаветы Петровны, других в России тогда еще не было), и был так потрясен увиденным, что решил бросить торговлю и заняться искусствами и изучением сценического дела. Хотелось бы знать, каким образом обычный молодой человек из купеческого звания попал в этот самый придворный театр, сюда ведь каждого не пускали, только избранных да из дворянского сословия. Вполне возможно, помогли связи, которыми он обзавелся, когда учился в славяно-греко-латинской академии. Но, скорее всего, свою роль здесь сыграли связи его отчима, который был поставщиком товаров императорскому двору.
Ради театра Федор Волков пожертвовал своим состоянием - в 1748 году отчим умер и Федор получил в наследство несколько заводов, но отказался от них, передав все управление брату Григорию. А сам вплотную занялся театром, причем, очень успешно. И, наконец, собрав вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи, 29 июня 1750 года в большом каменном амбаре умершего отчима Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Берфа». Причем, он сам писал сценарий, музыку, подбирал актеров, не только сам играл роли в своих спектаклях, но показывал другим актерам, как лучше играть ту или иную роль. А ведь было ему в это время – всего чуть более 20 лет (!!!). А дальше – пьесы, спектакли, актерская игра, всеобщее признание…
Казалось бы, типичный театрал, пусть и гениальный. Однако…Вот что пишет известный мемуарист А.М. Тургенев (дальний родственник известно писателя И.С.Тургенева) в своих записках: «При Екатерине (Великой. – К.В.) первый секретный, немногим известный, деловой человек был актер Федор Волков, может быть, первый основатель всего величия императрицы. Он во время переворота (убийство императора Петра III в конце июня 1762 года. – К.В.) при восшествии ее на трон действовал умом...»
Речь идет о государственном перевороте 28 июня 1762 года, когда с императорского престола был свергнут Петр III Федорович и императрицей, под именем Екатерина Вторая, стала принцесса Екатерина Алексеевна, до переезда в Россию и перехода в православие бывшая лютеранкой и имевшая имя Софья-Фредерика-Августа Анхальт-Цербстская.
Подчеркнем, не последнюю, а может, и решающую, роль в участии в этом перевороте Федора Волкова сыграла его откровенная неприязнь к императору - и именно на почве театральной. Еще в середине 1750-х годов Федор Григорьевич, нередко бывая в Петербурге, несколько раз посещал Ораниенбаум, где наследник Российского престола великий князь Петр Федорович содержал свой личный театр. И однажды Волков набрался смелости и предложил Петру Федоровичу свои услуги в качестве постановщика опер, композитора и режиссера. И снова вопрос: «Каким образом обычный лицедей (так в те времена называли актеров, вообще, служителей театра) попал к наследнику? Неважно, что Ф.Волков уже был известен в России как театрал, он все равно считался лицедеем и провинциалом.
Петра Федоровича это задело неимоверно, поскольку он считал себя театралом не хуже Волкова, сам писал пьесы и музыку, поэтому в самой грубой форме, попросту говоря, матом, отверг слишком наглое по его мнению предложение какого-то провинциала. Волков в ответ не сдержался и в такой же грубой форме, такой же матерщиной, оскорбил великого князя. И, естественно, угодил под арест на два месяца. С тех пор основатель русского театра всей душой возненавидел наследника Российского трона, о чем было хорошо известно при дворе. Понятно, что и тот, и другой, каждый по своему, рассказывал об этой стычке своим друзьям и знакомым, в Петербурге еще долго ходили пересуды по этому поводу, одни осуждали наследника престола за несдержанность, другие презрительно говорили о провинциальном актере, мол, как он посмел перечить да еще оскорбить Петра Федоровича, пусть его даже и не любили в России, но ведь он царских кровей, за это можно было бы и на каторгу отправиться. Вообще, Федору Григорьевичу повезло, два месяца острога можно считать милостью наследника царского престола, за оскорбление его высочества его могли вообще лишить всего и вся и отправить в Сибирь, если не на каторгу, то на вечно поселение подальше от обеих столиц. Скорее всего, за Волкова вступилась императрица Елизавета Петровна, которая сама обожала театр, да и наследница Екатерина Алексеевна взяла его под свою опеку.
Она предложила Федору Волкову обосноваться в Петербурге, что тот немедленно и сделал. И возглавил театр, которому покровительствовала российская принцесса. А когда великий князь стал императором Петром III Федоровичем, Федор Волков уже по настоящему занервничал. Неизвестно чем бы закончилась театральная жизнь основателя русского театра, если бы Петр III пробыл на троне еще пару лет. Скорее всего, вспомнил бы об оскорблении, которое нанес ему Федор Григорьевич – и первым театром России стал бы личный театр императора, а о Волкове бы все помнили, но не в качестве театрального деятеля, а государственного преступника…
Поэтому, когда был подготовлен заговор о совершении государственного перевороте, об убийстве императора вслух, понятное дело, никто не говорил, хотя было ясно, что должно произойти, Ф.Волков отказываться не стал. При этом он и его брат Григорий были в числе 40 наиболее приближенных к Екатерине Алексеевне людей, которым была доверена тайна государственного переворота. Любопытно, что братья Волковы были единственными гражданскими лицами, привлеченными к заговору против императора, все остальные – личная гвардия принцессы Екатерины Алексеевны, люди сугубо военные. Впрочем, был еще один гражданский, некий Григорий Теплов, тоже актер, но он не в счет, поскольку давно уже играл в театре наследницы. Откуда такое странное благоволение к обычному, казалось бы, актеру? Тем более, что в те времена в России представителей этого жанра иначе, как лицедеями не называли, и отношение к ним в обществе, особенно в армии, было соответствующее. Похоже, что Екатерину Алексеевну и Федора Волкова связывала любовь не только к театру, здесь было нечто другое…
И, наконец, развязка этой драмы - 28 июня 1762 года братья Волковы вместе с братьями Орловыми, обратите внимание на фамилии, отправились в Ораниенбаум, если быть совсем точным, в имение Ропша что в 20 верстах от него. Здесь была устроена грандиозная попойка, братья, те и другие, долго уговаривали Петра Федоровича добровольно отречься от престола, но тот не согласился. И тогда последовала расправа. В записке, в которой Алексей Орлов сообщает новоявленной Императрице о насильственной смерти мужа, говорится: «Непосредственно при убийстве Петра присутствовал, за одним столом с злодеем и жертвой сидел Фёдор Волков». Вот кто-то из них и всадил вилку в горло императору. Но факт, что Федор Волков принимал участие в убийстве Петра Федоровича, несомненен…
Между прочим, одним из тех, кто мог если не предотвратить, то хотя бы отдалить этот переворот, был флигель-адъютант Петра III – костромской дворянин Степан Васильевич Перфильев, известнейший впоследствии масон. Именно ему император, заподозривший что-то неладное, поручил наблюдать за братьями Орловыми, поскольку именно в них, а не в Волкове, он видел наибольшую опасность, но Григорий Орлов сумел перехитрить Степана Васильевича – устроил для него отдельное застолье, во время которого преднамеренно проиграл флигель-адьютанту императора несколько тысяч рублей, но зато хорошо напоил его, в результате Петр Федорович остался без охраны и был ликвидирован.
В день убийства 28 июня 1762 года гвардейцы уже начали присягать на верность новоявленной императрице Екатерине II. Одними из первых это сделали офицеры Измайловского полка.
О дальнейшем повествует П.А.Вяземский в своей «Старой записной книжке»: «Второпях забыли об «изготовлении» манифеста для прочтения перед присягой. Не знали что и делать. При таком замешательстве кто-то из присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружающим царицу помочь этому делу и прочитать манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения». Этим человеком в синем сюртуке был Федор Волков. Заговорщики, убедившись, что император мертв, быстро умчались в Петербург, дабы сообщить об этом ставшей императрицей Екатерине Алексеевне…
Еще одним свидетельством активного участия в перевороте братьев Федора и Григория Волковых является указ Екатериной Второй при восшествия на престол – Ф.Волков причисляется к лицам особенно отличившимся, которым императрица оказала свои «особливые знаки благоволения и милости». Обоим братьям Волковым, Федору и Григорию, были высочайше пожалованы дворянские звания и по семьсот душ крестьян каждому.
Собственно, вот выдержка из той самой Грамоты о пожаловании братьям Федору и Григорию Волковым дворянского достоинства: «…При благополучном же Нашем на всероссийский Императорский престол вступлении, как вышеупомянутый покойный брат его Федор Григорьев сын Волков особливо, так при нем и он, Григорий, купеческими верными сынами Российскими отличные услуги и верность Особе Нашей оказали, за которые их Нам вернорадетельные услуги, усердие и верность Мы оных Федора и Григорья Волковых в прошлом 1762 году августа 3 дня дворянским достоинством Нашей Всероссийской Империи всемилостивейше пожаловали».
Если быть совсем точным, то отблагодарить Императрица должна была только Федора Волкова, но он упросил ее проявить милость и к своему младшему брату, хотя последний ничего особенного не сделал, просто присутствовал в том зале, где убивали Императора Петра III Федоровича…
Екатерина II, воцарившись, предложила Волкову, по словам А.М.Тургенева, быть ее кабинет-министром и наградить орденом св. Андрея Первозванного. Но он от всего отказался и просил государыню лишь обеспечить его жизнь в том, чтобы ему не нужно было заботиться о еде, одежде, найме квартиры; когда нужно, чтобы ему давали экипаж. Ничего себе, просьба! Ладно бы, об этом просили кто-нибудь из фаворитов – Григорий Орлов или граф Григорий Потемкин. Но обычный театрал!?
Скандал? Хамство? Ничего подобного. Волков знал, что говорил. Государыня не только не обиделась и не приказала выгнать нахала из своего дворца, наоборот, как следует из ее указа, она повелела нанять Волкову дом, снабжать его бельем и платьем, как он прикажет, отпускать ему кушанье, вина и «все прочие к тому принадлежности от двора, с ее кухни, и точно всё такое, что подают на стол Ее Величеству; экипаж - какой ему заблагорассудится потребовать». Более того, он всегда имел доступ в ее кабинет без доклада. Но, извините, без доклада в покои императрицы могли входить только особо доверенные лица, такие неслыханные милости театралу и выходцу из купеческого сословия? Даже не все генералы и высокопоставленные чиновники удостаивались таких привилегий. Только самые-самые…Похоже, у императрицы были перед Волковым какие-то обязательства, о которых мы вряд ли когда узнаем.
И здесь возникает вопрос: «А не был ли Ф.Г.Волков еще одним фаворитом наследницы, а потом и Императрицы Екатерины II Алексеевны?»
Чтобы понять, кем был на самом деле Федор Григорьевич, вернемся к характеристике, которую ему дал А.М.Тургенев. Помните: «первый секретный, немногим известный, деловой человек»? Что означают сии слова?
Похоже, наш актер был таковым не только на сцене. Не случайно же его считали потомком князя-чародея Всеслава Брячиславича и дворянина Кудеяра. Федор Волков был таким же кудесником, только политическим. Похоже, что он являлся не просто фаворитом наследницы Российского престола, а был, как сказали бы сейчас, ее помощником по особым поручениям, выполнял, так сказать, некоторые деликатные задания. И принял он участие в государственном перевороте не просто по призыву наследницы. Скорее всего, Екатерина Алексеевна направила его в Ропшу в качестве подстраховки, а если что пойдет не так, то и исполнителя - попросту говоря, именно Федор Волков должен был ликвидировать Петра Федоровича, даже ценой своей собственной жизни. Она беспокоилась не случайно – хотя гвардейцы, в первую очередь, братья Орловы, и были ей преданы, но могли и поколебаться, поскольку давали присягу на верность именно Петру Федоровичу, и в данном случае, они были правы – нарушить клятву считалось в гвардии самым тяжким преступлением. А с гражданского лица, который никакими присягами не связан, и спроса нет. Во всяком случае, привилегии, каковые Федор Григорьевич получил от уже императрицы Екатерины Второй, говорят именно о его особой роли в этом перевороте…
Когда он стал ее фаворитом, сказать сложно, скорее всего принцесса Екатерина Алексеевна пригласила его к себе после ссоры Федора Григорьевича с наследником Петром Федоровичем. Видимо, ее покорила его смелость, даже хамство по отношению к ее юридическому мужу – обругать последними словами самого наследника, а уж когда Федор, будучи в ее покоях, в лицах показал эту сцену, она оказалась настолько очарована им (или сыграла это очарование, поняв, насколько честолюбив этот молодой человек и как его можно использовать в своих целях), что не устояла перед известным уже режиссером и актером. Вот здесь и надо искать причины, по которым наследница пригласила братьев Волковых принять участие в государственном перевороте. И Федор ради этого готов был на все…
Наш герой не был обычным лицедеем, у Ф.Г.Волкова было две жизни - одна, официальная, на сцене театра, а другая - придворная, теневая, на сцене политики. Во всяком случае, привлечение к государственному перевороту гражданских лиц – братьев Волковых - случай уникальный. Обычно этим делом занимаются гвардейцы. А здесь…Да еще, видимо, по личной просьбе великой княгини Екатерины Алексеевны, да еще с такими привилегиями. Таковых в России никогда не удостоился ни один театральный деятель. Подобную милость царственные особы проявили только еще к одной фамилии – потомкам Ивана Сусанина…
Казалось бы, Федору Григорьевичу Волкову предстояла долгая и счастливая жизнь, но сложилось совсем по иному. На масляную неделю – середина марта 1763 года - в Москве был устроен грандиозный театрализованный праздник по случаю восшествия на престол императрицы Екатерины II Алексеевны. Был заявлен большой маскарад, названный «Торжествующая Минерва». Федор Григорьевич сам написал сценарий, музыку, подбирал актеров для этого, как сказали бы сейчас, грандиозного шоу.
Во время этого яркого театрализованного праздника Федор Григорьевич Волков простудился, получил «лютую горячку» и 4(15) апреля 1763 года скончался «к великому и общему всех сожалению», порадовав зрителей страстной игрой в последний раз 29 января в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». Ему было всего 33 года…
Кстати, в связи со всем вышеизложенным, возникает вопрос: «Можно ли было вылечить Ф.Г.Волкова от лютой горячки?» Одно дело, гвардейцы, они люди преданные, давали присягу служить Императрице и Отечеству. Другое – актер, хотя и известный, он слишком честолюбив и еще неизвестно, чего можно ожидать от него в дальнейшем. Привилегии ему были даны особые, неслыханные, но остановится ли он на этом?
Многие современники, в частности, Н.Новиков и Д.Фонвизин, да и более поздние писатели, публицисты, государственные деятели отмечали, что если бы Федор Григорьевич Волков серьезно занялся политикой, он мог бы быть государственным деятелем всероссийского масштаба ничуть не хуже Гр.А.Потемкина, не случайно же императрица предлагала ему стать кабинет-министром. Но он отказался, может быть, и напрасно, тогда бы дальнейшая история нашей страны могла бы пойти в несколько ином направлении…
Ф.Г.Волков был похоронен на кладбище Андроникова монастыря. На прощание с ним собралась вся Москва, было много людей из Петербурга, других городов России. Правда, сама Императрица Екатерина Великая приехать не смогла, но венок от себя прислала. Осуждать ее за это не стоит – не могла же она публично показать, что Ф.Г.Волков, пусть и знаменитость, но все же лицедей, был ее фаворитом. Покажись она на его похоронах в народе сразу же пошли бы слухи об их связи – мол, что это сама Императрица пришла на погребение театрала, что-то здесь не то, и пошло-поехало. Она все сделала правильно…
Однако во время нашествия французов, в 1812 году, монастырь был разграблен и следы могилы великого актера затерялись. В середине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.
Насколько автор знает, историки театра не любят рассказывать о второй, политической жизни Ф.Г.Волкова, а тем более, об участии его в свержении и убийстве императора Петра III. Свидетельство тому – два сериала, посвященные Екатерине Великой. И ни в одном из них не показана роль Федора Волкова в этом деянии. За что же к нему такая немилость современных режиссеров?
Стыдятся? Мол, основатель русского классического театра не мог этого сделать. Почему же? Все это - ложное чувство так называемого интеллигентского мышления, не надо судить о нравах прошлых веков с нашей колокольни. Ф.Г.Волков – человек XVIII века, он все делал так, как считал необходимым ему, отказаться от участия в этом государственном перевороте он не мог, поскольку был «особой, приближенной к будущей императрице», и неизвестно как сложилась бы его судьба, если бы он поступил по другому. Впрочем, он сам стремился отомстить Петру Федоровичу за то оскорблений, которое тот нанес ярославскому лицедею. В любом случае Екатерина Алексеевна стала бы императрицей, но вряд ли бы простила братьям Волковым их отказ помочь ей в этом важнейшем деле. Скорее всего Федор Григорьевич так бы и зачах в своем провинциальном Ярославле, и это был бы для него самый благоприятный исход. А то и вовсе оказался в каком-нибудь далеком сибирском городке. Поэтому осуждать его за участие, а может, и убийство императора Петра III Федоровича, вряд ли стоит. Тем более, что последний готовил для России незавидную участь – присоединение огромной империи к маленькому Прусскому королевству…
Федор Григорьевич Волков был не просто актером и режиссером, «человеком культуры», как его представляют некоторые современные историки театра. Не случайно же А.М.Тургенев написал, что это был «деловой человек». Ф.Волков изыскивал любую возможность, чтобы проявить себя не только на театральном поприще, но и вообще прославить себя. А для этого все средства хороши. Тем более, что, хотя он и рано пристрастился к театру, в нем, в первую очередь, проявлялась именно деловая, купеческая жилка, его отчим не случайно хотел видеть именно Федора наследником его довольно приличного состояния, в первую очередь, крупных заводов. Таким – деловым – он его и воспитывал.
Правда, возникает вопрос: «Почему же он в таком случае отказался от должности кабинет-министра?» Именно потому, что был «деловым человеком». Он весь «горел», ему нужна была активная публичная жизнь, а кабинет-министр – это государственная служба, хозяйство, экономика, делопроизводство, сие явно было не для Федора Волкова. Он поступил совершенно разумно, в противном случае, вошел бы в историю в качестве министра-неудачника. Может, этого императрица и добивалась? Мавр сделал свое дело – мавр должен уйти…
Кстати, переворот 28 июня 1762 года мог бы и не произойти, если бы более твердую и внятную позицию заняла императрица Елизавета Петровна. Она сначала объявила наследником престола Петра Федоровича, своего племянника, для чего и вытащила его из Голштинии, а потом вдруг пригласила принцессу Софью-Августу-Фредерику Анхальт-Цербстскую, объявив ее наследницей Российского трона. На этот случай должен был появиться соответствующий Манифест, в котором бы назвали будущего воспреемника престола. Однако Елизавета Петровна почему-то этого не сделала. Забыла? Или ей кто-то манипулировал? Она же прекрасно видела, в каких отношениях находятся эти самые супруги-наследники – Петр Федорович и Екатерина Алексеевна, было всем понятно, что после смерти императрицы Елизаветы Петровны между ними начнется борьба за власть, вместе править Россией они не смогут, трон не поделят, кто-то из них должен будет уйти. Так и произошло. И хорошо, что победила Екатерина Алексеевна, в противном случае, Россия стала бы огромной провинцией маленькой Пруссии…
Свидетельство о публикации №218080201665