Все стороны жизни...
Ребята нашей улицы старались избегать мальчишек с Пионерской, правда, сверстников там было мало – либо на 3-4 года старше, либо совсем малыши. Девочек в тех домах не было вообще! Мы никогда не приглашали соседей в нашу дружную ватажку, зная по опыту, что любое общение с ними может обернуться дракой.
Выделялся среди тех мальчишек один, старше нас на 2-3 года – Вовка Лиссек. Нельзя сказать, что он был хулиганом в прямом понимании этого слова, нет. Ни в чём плохом он замечен не был, не обижал ни малышей, ни девочек, но был какой-то скользкий и рисковый, если можно так сказать.
Мальчишки, жившие в тех домах, частенько находили на чердаках домов, не раз переходивших из рук в руки от одного владельца к другому, старые, позеленевшие патроны и гильзы ещё времён гражданской войны, сорок лет неизвестно как и кем хранившиеся. Странно: боевые действия тех лет проходили в ста километрах от нашего городка – Колчака остановили недалеко от Глазова. Откуда могли появиться патроны на чердаках тех домов – история умалчивает. Но шустрые пацаны их нашли и решили проверить на пригодность – могут же они для чего-нибудь сгодиться?
Найдя там же, на одном из чердаков, старый, но ещё вполне пригодный самовар, который давно уже был позабыт-позаброшен из-за своей старомодности, пацаны залили в него воду, заложили вовнутрь щепки, разожгли это «чудо техники» и бросили в кипящую воду позеленевшие от длительного лежания патроны. Эффект был оглушительный:
– Ба-бах, бах-бах-бах! – Неслось из самовара, который начал «писать» во все стороны крутым кипятком. Когда вся вода вытекла, пальба прекратилась.
На этот раз всё обошлось хорошо – без ожогов, без выбитых глаз… Главное – взрослые днём были на работе, а потому никто и не узнал об этом опасном эксперименте. Самовар после был со всеми предосторожностями водружён на место…
Вторая история, в которую втянул Лиссек мальчишек моложе себя, носила уже, прямо скажем, криминальный характер.
Однажды летом появился в одном из домов Пионерской улицы «добрый дядя». Память не сохранила ни его имени, ни того, чей это был родственник. Дядя проявлял явный интерес к тем мальчишкам, кто жил либо в неполной семье, либо в семьях с очень стеснёнными материальными условиями. Собственно, в начале шестидесятых годов прошлого века многие жили довольно скудно, а постоянная занятость родителей и их озабоченность: прокормить детей, одеть-обуть – не оставляла им времени на премудрости воспитания своих отпрысков.
Зато этот добрый дяденька быстро нашёл ключик к сердцам и душам пацанов, предоставленных самим себе. Таких задушевных бесед о «настоящей дружбе» с ними никто не проводил – ни родители, ни учителя. Дяденька рассказывал о том, как хорошо и весело сидеть на зоне в компании таких же «душевных» людей, как и он сам, рассказывал о том, что такое воровская взаимовыручка, как жестоко наказывают «предателей» воровских законов.
Я тоже ходил вместе с пацанами на эти «беседы», не потому, что мне дома не хватало общения с папой, а просто потому, что у этого дяденьки собирались почти все, и играть становилось не с кем. Воспитанный совершенно в другом духе, в интеллигентной семье, я прекрасно осознавал всю эту, вывернутую наизнанку, воровскую философию жизни, поэтому держался от них особняком.
После нескольких таких задушевных бесед «добрый дядя» перешёл уже к настоящему делу – стал обучать пацанов вскрывать номерные замки «на щелчок». Глаза у мальчишек горели, когда это получалось – ведь так можно открыть любой сейф! Меня он забраковал как неперспективного. Да я и не горевал по этой «дружбе», потому что всё равно она закончилась так же быстро, как и началась – меня отправили к бабушке и дедушке в Пермскую область. Через месяц, вернувшись домой, я уже не застал «доброго дядю»…
Прошли годы, я учился в Казанском Университете, готовясь стать детским врачом. Однажды мы с родителями поехали отдыхать, папа поставил вещи в ячейку камеры хранения, а когда пришло время их забирать, выяснилось, что он забыл шифр! До отправления поезда оставались считанные минуты, родители нервничали, и тут как-то сам по себе вспомнился давний-давний «урок». Прижав ухо к дверце ячейки, я осторожно и сосредоточенно стал поворачивать ручки, «на щелчок»! Дверца распахнулась… Отец подозрительно посмотрел на меня и спросил шёпотом:
– Сын, ты с кем связался?
– Пап, я умею это делать ещё с шестого класса…
Свидетельство о публикации №218080201688