Тираж репродукций картины превысил 13 миллионов

Популярность картины «Прибыл на каникулы» Фёдора Решетникова можно сравнить лишь с популярностью другой его картины «Опять двойка». Совокупный тираж открыток с репродукцией полотна составил свыше тринадцати миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе. За эту картину (вместе с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин») художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года.



  Картина «Прибыл на каникулы» стала едва ли не самым популярным произведением мастера. Кстати, она — первая часть триптиха о мальчишках: «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка». Они своеобразно перекликаются между собой, указывая на тесную связь сюжетов. Если внимательно рассматривать полотно «Опять двойка», написанное в 1952 году, то можно увидеть на стене изображённой там комнаты репродукцию «Прибыл на каникулы». В свою очередь оттиск «Опять двойки» висит на стене в «Переэкзаменовке».

 Следует отметить, что картина «Прибыл на каникулы» стала одним из первых и очень удачных опытов Фёдора Решетникова, который прежде был более известен в качестве карикатуриста и в области бытовой живописи.

   Уже в наши дни, 14 декабря 2013 года, на территории Санкт-Петербургского суворовского военного училища был открыт памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов. Скульптурная композиция — маленький военный докладывает деду об отпуске — воссоздаёт сюжет картины «Прибыл на каникулы». Автор — скульптор Карэн Саркисов.

Картина излучает оптимизм

  Одной из ясно считываемых тем картины является преемственность поколений. Мальчик, как его отец или дед, избрал армейскую службу своей профессией и, несмотря на то, что делает на этом поприще пока первые шаги, похоже уже добился кое-каких успехов. Курсанта за отличную учёбу и хорошее поведение отпустили погостить домой на каникулы. Он в военной форме, полушутя, рапортует деду о прибытии. Лицо мальчика озарено широкой улыбкой. А дедушка, возможно бывший военный, ему подыгрывает и с серьёзным видом принимает рапорт.

  В этой обычной, небогато обставленной, но светлой комнате царит праздничная атмосфера. В углу стоит нарядно украшенная ёлка. Девочка в школьной форме убирает со стола учебники, готовясь вероятно к его сервировке. Кот, сидящий на стуле, терпеливо ждёт, когда ему достанется что-нибудь вкусное с новогоднего ужина. Все персонажи написаны с большой любовью. Вместе с тем, чувствуется некоторая драма. Всем известно, после Великой Отечественной войны в суворовских училищах на полном государственном довольствии обучались дети, чьи родители погибли на фронте. Художник не  даёт ответа, где отец и мать юного защитника Отечества. Лишь на стене возле репродукции картины «Три богатыря» изображена фотография военного, возможно, отца суворовца.

  Несмотря на некоторый грустный подтекст, картина буквально излучает оптимизм.

Запомнились две работы

 Детскую тему Решетников открыл для себя совершенно неожиданно во время войны. Он работал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красный черноморец» и однажды увидел, как дети играют в войну. На роль «фашистов» брали малышей, которые соглашались на всё, лишь бы поиграть со старшими ребятами. В итоге им здорово попадало, потому что мальчишки входили в раж и крепко поколачивали побеждённых «фрицев». Художника эта игра заинтересовала. Именно тогда Решетников написал «Достали «языка», а показал её в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

  После войны он довольно часто видел, как возле станции метро суворовцев встречают родные. Художник вдохновился этими встречами, атмосферой радости, витавшей здесь, и придумал сюжет, как один из суворовцев приходит домой и докладывает по всей форме о прибытии. Это было будущее полотно «Прибыл на каникулы».

 Следует отметить, что Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма и считался активным пропагандистом этого жанра. Однако для нас он прежде всего автор полотен «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». Большинство остальных его работ как-то отошли на задний план. Запомнились именно эти две…

Свою первую награду он получил в 24 года

   Отец у Фёдора Решетникова был потомственный иконописец. Однако мальчику не суждено было унаследовать эту профессию. Его родители рано умирают и воспитанием занимается старший брат Василий, который ради этого бросает учебу в художественном училище. Но подрабатывает Василий росписью церквей, а маленький Федя ему часто помогал: мыл кисти, растирал краски и сам пытался рисовать тайком.

 Повзрослев, Фёдор уходит от брата и начинает зарабатывать самостоятельно. Берётся за любую работу: был маляром, плотником, шахтером…

 Но  без образования найти что-либо стоящее довольно сложно. Поэтому едет в Москву, где почти чудом поступает на  художественный факультет рабфака. А с 1929 года Фёдор учится в Высшем художественно-техническом институте. Его студенческие графические работы с восторгом принимаются публикой. Самого же художника называют виртуозом графического шаржа.

 Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут художником-репортером. За экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков», даже получает орден, а было Фёдору в ту пору всего 24 года. В той экспедиции он много рисует и делает наброски для своей первой живописной работы.

Часть наследия мастера осела в частных коллекциях

   В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции  на ледоколе «Челюскин». Плавание оказалось более сложным и Фёдора ждет множество испытаний. Вместе с другими моряками Решетникова найдут на дрейфующей льдине и доставят домой, где его ждёт слава. Зарисовки, сделанные в путешествии, отдаются в тираж и пользуются огромным успехом. Гораздо позже, в 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина»», которая станет завершением «челюскинской эпопеи».

  Федор Павлович, кстати, был выдающимся карикатуристом. Он создал ряд запоминающихся шаржей, часть которых находится в Третьяковской галерее. К сожалению, совершенно неизвестными широкой публике остаются картины мастера в так называемом «пленэрном» пейзаже. Это наследие в 90-е годы прошлого века оказалось за рубежом и осело в частных коллекциях.

  Умер Решетников в 1988 году. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве.


Рецензии
Наташа! Большое Вам спасибо за познавательный рассказ о любимом художнике.
Буду детально знакомиться с вашим творчеством. будет время и желание. почитайте у меня " В кадре и за кадром" и Азбуку в стихах кошки мышки". а недавно я познакомилась в Инете с замечательным художником из Баку, если набрать :

картины Сакита Мамедова Баку - и вы с ним познакомитесь, не пожалеете.Его живопись уникальна. Бакст и др. художники по тканям -отдыхают...

Эмма Гусева   04.01.2019 12:02     Заявить о нарушении
Спасибо вам за ваш отзыв! Обязательно загляну на вашу страничку.

Наталья Швец   04.01.2019 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.