Детдомовка

Равиля, уже немолодая особа, исколесив страну вдоль и поперёк, решила вернуться в Курск, где когда-то окончила факультет иностранных языков в университете и вышла замуж, и где, спустя два года после свадьбы, овдовела: муж её умер от острой пневмонии.

На руках осталась годовалая дочь Гуля. Рассчитывать Равиля могла только на себя. Родителей своих не знала  с рождения. Выросла  в  детдоме. В  надежде  заработать немного денег, уехала с дочерью в Красноярск. Работала переводчицей и в России, и за границей…
По возвращении в Курск сначала остановилась у давней знакомой, а когда устроилась в школу преподавать английский, как мать-одиночка получила однокомнатную квартиру.
Гуля выросла, окончила школу, институт с красным дипломом и уехала в Москву – учиться дальше.

Равиля осталась одна. И сама того не ожидая, обратила своё внимание на Саида, который был моложе её почти вдвое. 
Познакомилась с ним в магазине, где он работал грузчиком. Его неопрятный вид у одних людей вызывал брезгливость, а у других – жалость. Однажды Равиля решила расспросить его, как он жил раньше и где живёт сейчас.  Выяснилось,  что  прежде бродяжничал. Её удивило, что парень не предпринимает никаких попыток для того, чтобы изменить свою судьбу в лучшую сторону. Жил без цели, катился, как резиновый мяч, под горку. Но женщину нисколько не смутило его прошлое. Ей стало жалко этого человека, и вскоре она предложила ему:
– Саид, переходи жить ко мне. Хочу помочь тебе.
Молодой человек, от которого давно ушла жена, а сын не признавал его, опешил:
– А не боишься? Ведь недавно вышел из «академии». У меня ничего нет. Зачем я тебе?
– Ну, что такое твоя «академия», я догадываюсь. Как ты туда попал?
– Да вор я, спец по форточкам. И пью.
– Остановись. Молоток с гвоздями в руках удержишь? Кран починить сможешь?
– Что я, не мужик, что ли?
– Ну, вот и договорились.
Саид, собрав небольшой узелок с пожитками, в этот же день переехал к Равиле.

Поначалу знакомые, видя, как они по выходным с полными корзинами грибов возвращались из леса, под руку шли в театр или в кино, сидели в кафе за углом их дома, переглядывались и осуждающе качали головами. На эту пару многие смотрели с любопытством. Красавица Равиля, несмотря на свой возраст, рядом с Саидом выглядела королевой. Пышные, осветлённые волосы, умело подкрашенные губы, молодили её.
Добрые карие глаза, полукруглый овал лица, прямая осанка притягивали внимание прохожих. И хоть ей было за пятьдесят – давали слегка за сорок.
Саид, ростом ниже её почти на полголовы, рано облысевший, с угрюмым взглядом из-под густых чёрных бровей, казалось, находится рядом с ней по недоразумению.
Полгода он держал себя в руках. А потом ушёл в запой, валялся во дворе, на лестничной клетке, пока сердобольная подруга не затаскивала его в квартиру. Жильцы дома и знакомые стали открыто осуждать её. Однажды соседка по площадке, недоумевая, сказала:
– Что за бес тебя попутал? Зачем он тебе нужен? Ты – женщина другого круга, а этих алкашей и альфонсов сейчас хоть пруд пруди…
Равиля изменилась в лице и раздражённо фыркнула:
– Вам меня не понять! У вас семьи, а я всю жизнь тяну лямку матери-одиночки. Пожалела я Саида. По себе знаю, как тяжко жить без поддержки.
И через какое-то время приехавшая на выходные дочь тоже высказала:
– Мам, неужели ты не понимаешь, что своей жалостью только вредишь Саиду?
– Смотри, какая советчица нашлась! Не видела ещё жизни, а берёшься учить меня! – возмутилась Равиля.
Она верила, что сможет вытащить несчастного из запоя. Определила его в наркологический диспансер. Но и лечение не помогло. Тот напился через три дня. И пошло-поехало… Спустя неделю женщина не выдержала, указала ему рукой на дверь:
– Катись-ка ты от меня, куда подальше… Ничему тебя жизнь не научила, и я не справлюсь…
Равиля поняла, что на жалости счастье не построишь. Неумелая попытка создать семью провалилась.

Домой на каникулы приехала Гуля. Её обрадовало отсутствие странного кавалера матери. В один из вечеров, вернувшись с прогулки, она обняла её за плечи и сообщила:
– Мам, я выхожу замуж. Его зовут Арсений. Он тоже из Курска. А в Москве живёт в соседнем студенческом общежитии. Учится в пединституте на историческом факультете. Сейчас он придёт.
– Раньше не могла сказать? Я бы чего-нибудь вкусненького приготовила. Хотя бы твоего любимого хвороста к чаю, – засуетилась Равиля. – Ты же только что поступила в аспирантуру и сразу замуж!
Вскоре в дверь постучали. Сначала показалась густая рыжая шевелюра, потом в проёме выросла фигура парня ростом под два метра. Хозяйка, почувствовав слабость в коленях, присела. В госте она увидела своего одноклассника Савву.
– Твой отец жив? – спросила, не дав дочери представить гостя.
– Да, а что? – растерялся тот.
– Его зовут Савва?
– Откуда Вы знаете?
– Да вы как две капли похожи! Мы с твоим отцом в детдоме росли. Он ведь детдомовский?
– Да.
Савву она обожала. В юности играл на скрипке и никому не давал в обиду маленькую смуглую Равилю...
– А где он сейчас, чем занимается?
– Отец работает в музыкальной школе, живёт в коммуналке на Рахманинова. Они с мамой разошлись три года назад.
Женщина вздохнула:
– В жизни всякое бывает. Вот мне уже не терпится увидеться с твоим отцом. Надо же, как пути-дорожки пересекаются!

Перед свадьбой Савва зашёл к Равиле обсудить некоторые традиционные вопросы, и в конце беседы отметил:
– А ведь не зря судьба привела меня в твой дом.
Свадьба была в основном молодёжной. Лишь своего лучшего друга-детдомовца пригласил Савва на торжество – Глеба Аверина. С пятого класса мальчишка был влюблён в Равилю, всячески старался завоевать её внимание. Но она словно не замечала его усилий. Савва знал о страданиях друга, тот  только ему рассказывал о своих чувствах. Глеб так и не женился, потому что на всю жизнь хватило ему первой любви.…

Через год у молодожёнов родились двойняшки: мальчик и девочка. У мятущейся женщины появилась возможность излить свою нереализованную любовь на внуков. А надёжным помощником в её заботах стал Глеб. Они расписались вскоре после встречи, которой он ждал не один десяток лет.


Рецензии