Сказ об острове Буяне и мятежном атамане

А то было на Дону-реке,                Что на прорве - на урочище.                Богатырь ли то, удал казак                Хоронил в земле узорочье
То узорочье арменьское,
То узорочье бухарское –
Грабежом-разбоем взятое,
Кровью черною замарано,

Клад денег на Дону не отрицается даже консервативно настроенными академиками от исторических наук.

 В начале XX века российская имперская пресса обеих столиц захлебывалась сенсационными материалами о преддверии открытия грандиозного клада, и… отчего – то дело, связанное с моментальным улучшением своего материального положения при помощи поисков потаенных сокровищ, традиционно (как обычно) снизошло на нет. Чаще всего последние происходит в тот момент, когда удачливый кладоискатель вдруг изъявляет желание остаться инкогнито, неизвестным. Или… или, мы не знаем настоящую судьбу казачьего клада образца 1669- 1670 года.

Было ли узорочье бухарское?

Всем известный донской атаман Степан Разин (1630-1671) был не просто вождем классовой борьбы с эксплуататорами, даже не столько знаменем крестьянской войны семнадцатого века, сколько одним из самых удачливых предводителей заграничных «походов за зипунами», иными словами, разбойных набегов на страны бассейна Каспийского моря (да и не только этого самого бассейна). Стеньке, как его обычно величали и при жизни и после, необыкновенно везло. Он в короткий срок стал обладателем такого дувана, части военной добычи, что, пожалуй, стал наиболее влиятельным и богатым человеком на Дону в свое время (в советской исторической науке о материальном состоянии атамана не принято было упоминать и говорить, и для эпохи СССР это понятно). Сам же Разин роскошь любил, одевался броско, дарил нужным людям серебряные подносы и собольи шубы, кубки и невольниц, возил с собой южных царевен для любовных приключений (судьба их была незавидной, ибо при необходимости красавиц кидали в волжскую круговерть)  пил дорогие по преимуществу царские вина. Но… справедливо будет сказать, что основа захваченной добычи Степаном так и не была ни потрачена, ни пропита, ни захвачена служилыми людьми тогдашнего «рассейского» царя Алексея Михайловича. Свидетельств о богатстве донского атамана много, а вот информации о растратах как нарочно нет. Огромное состояние  в масштабах 17 века попросту сгинуло… 

Братская тайна

В 1671 году было все кончено, в тот момент, когда удалого казака Степана Разина предательски пленили и увезли в Москву на дыбу и лютую казнь, произошло значительное событие.

Иоганн Юстус Марций (жил во времена Разина в России) в своей малоизвестной и неизданной на русском языке диссертации 1674 года написал в подробностях про то, что сам увидел на Красной площади Москвы на месте казни мятежного атамана: «Ему сначала отрубили руки, а затем ноги. Он с такой стойкостью перенес эти удары, что не проронил ни стона, не высказал какого-либо знака боли на лице. Он был так непреклонен, что не только не пожелал смирить свою гордыню, но и не побоялся и более тяжких мучений. Лишенный рук и ног, он увидел своего закованного в цепи брата, приведенного на место казни. И он выкрикнул, сохранив выражение на лице и голос, как у обычного человека: «Молчи, собака…»» Какая такая тайна была важна Степану даже в момент собственной смерти? За что так досталось Фролу Разину – родному брату атамана?

 Секретарь Нидерландского посольства Бальтазар Койэта скрупулезно, как это принято у европейцев, записал  в своих бумагах (документы обнаружены Романом Пересветовым лишь в 1960-ые годы): «Фрол, сломленный пытками, выкрикнул перед казнью «государево слово». Так поступали в то время, люди  извещавшие, о том, что им ведома государственная тайна, открыть которую можно лишь царю. Исполнение казни было приостановлено, и Фрол выдал властям тайну Разиных. Он рассказал, что его брат перед походом на Царицын (ныне Волгоград) собрал «воровские («прелестные») письма» и ценности. «…поклал в кувшин в денежный и, засмоля, закопал в землю на острову реки Дону на урочище на Прорве под вербою, а та-де верба крива посередке, а около ея густые вербы, а того-де острова вкруг версты две или три». Так, так, так… не будем спешить. О чем говорит Фрол, сделаем справочку. А имя «Прорва» запомним!

Удача Стеньки Разина

 В начале апреля 1667 году Разин на четырех стругах, так и не добившись разрешения разграбить города в низовьях Дона (они были подданными турецкого султана, а российский царь не желал осложнений с сильным южным противником) поплыл вверх по Дону. 1667 год оказалось редкостным на наводнение. В таких случаях, сам Дон нередко меняет русла, заполняет ранее полупустые ерики. Наводнение 1667 года мы еще упомянем, а пока запомним этот факт. Степан Разин вышел из Черкасска и… обратно (в октябре 1669 года) вернулся казацким героем, обладателем славы и пухлого дувана. Удачный предводитель казачьего воинства смог прорваться через царские заставы под Астраханью, разграбил города давнего союзника России Персидского шаха,а так же восточное и западное побережье Каспийского  моря. Стенька, шумно разгромив  шахский флот, положив добрую половину своего воинства (на 1668-1669 год оно превысило несколько тысяч бойцов) вернулся на Дон. А с весны 1670 года Степан затеял новый поход по Волге (с захватом богатых городов Царицына и Астрахани), который вошел в историю как крестьянская война Разина. Но  это нас касается постольку поскольку. Если верить показаниям Фрола Разина, Степан к этому времени (к 1670г.) клад на Дону уже зарыл.

Любовь атамана к островам

Острова в жизни атамана Степана Разина чрезвычайно часто встречаются. И в песнях про атамана, и реальной исторической хронике есть масса свидетельств об островной жизни Тимофеевича. Где не становился лагерем разинские приятели находясь в походе, везде на островах: у Паншина городка, у Кагальницка, у Царицына, у Астрахани, в Каспийском море, наконец, на неизвестном острове на Дону, у Прорвы. Остров стратегически удобен в смысле обороны и в смысле бегства в случае военной неудачи, в случае схорона важных документов и вещей. На островах и в стругах проходила походная жизнь атамана, им он доверял, их предпочитал, не случайно там, скорее всего, зарыл клад.

Октябрь 1669-ого

В октябре указанного года воинство Разина триумфально вернулось на свою базу в Паншин городок. Но отчего-то там не задержалось, а спустилось в Кагальницк (где еще в 1667 году разбивало укрепленный лагерь). Но вот загадка!  Спустившись еще ниже, казаки высадились на пустынном острове, на необжитом месте и разбили новый лагерь. Зачем? Другая загадка, коей дивились казаки, воинства Разин не распустил, обустроился городком и с острова никуда не отлучался! Воли себе вовсе не дал, нет, чтобы гулять веселиться и распутничать, нет! Удумал что-то атаман. В Черкасск к семье не поехал. К зиме казак Иван Болдырь получил от островного атамана приказ тайным обычаем вывезти жену Алену с пасынком, и брата Фрола с Черкасска. Болдырь спустился вниз по Дону, остановившись в Маныче, и, вскоре поручение Разина выполнил. Здесь интересная деталь! Фрол Разин наконец-то присоединился к Степану (он знал о тайнике, значит, участвовал в захоронений сокровищ) лишь к зиме 1670. А в мае 1670 воинство атамана уже хозяйничало на Волге. Потому клад, если он существовал, имел происхождение в зиму с 1669 на 1670гг, скорее в октябре-ноябре 1669 года…  Именно в это время в облике мятежного предводителя голутвы произошли странные изменения. По словам очевидцев, человек, что оставил на произвол судьбы, вернее, на гибель своих товарищей в Дагестане, тот, что вершил лютое в Яицких городах, в Царицыне и Астрахани, вдруг оделся в простое платье, стал величать и приголубливать бедных и нищих, а сам начал вести жизнь весьма скромную, напрочь непохожую на всю предыдущую, гулящую и сребролюбивую. Мы полагаем вслед за Фролом Разиным, что богатая добыча Разина в канун 1670 года уже была схоронена в надежном месте. Наше размышление подтверждается сообщением, что к весне 1670 Степан уже снялся с острова и перебрался в Кагальник (клад же согласно показаниям остался на острове). Но сделаем поправочку. Вряд ли Разин, тот, что мало кому доверял всерьез после Персидского похода, станет сберегать сокровища именно на том острове, где стояло все его многолюдное воинство. Вряд ли! Потому, мы полагаем, для схорона, ему нужен был какой-то другой остров, не тот, на котором он стоял лагерем, а какой-нибудь неподалеку, менее приметный - Буян к примеру! Достоверно же лагерь Разина до сих пор не найден. К месту будет сказать, что как только вскрылся лед на Дону в весну 1670г. Разин двинулся вниз к Черкасску, через Багаевскую и Маныч, а уж потом обратно через верхние донские городки на Волгу.

Что было в ларце?

Зачем человеку с именем, на гребне славы с большими деньгами и кучей сторонников зарывать клад? А затем, что подобная ситуация у Степана в его разбойничьей жизни уже была. В 1663году, он, будучи молодым предводителем казаков, удачно совершил набег на крымцев, вернулся самодовольным, богатым и славным. И что? Уже через небольшое время, состояние его сгинуло, сам он был вынужден выйти на царскую службу под Киев, где потерял любимого старшего брата Ивана Разина, к тому же Степан попал в списки неблагонадежных лиц Российского государства.  Более того, врагов у него к 1669 году оказалось хоть отбавляй! Кроме конкурировавшего с ним Корнилы Яковлева Разина ненавидели все те, кого он пограбил на пути к Каспию в 1667 году. Не те люди, что жили где-то за морем, а здесь на Дону, под самым Черкасском! Их имущество он тоже подсократил.  К тому же идти в новый поход с обузой было не к чему, потому клад стал необходим. Мне полагается, что тайник стал не обычным схороном сокровищ, а кладом многоразового использования. И вот почему. Каспийские денежки были первым вкладом, а уже летом 1670 года нам известный Фрол получает поручение от атамана Разина на 15 одноконных подводах увезти на Дон от Царицына личную Степанову добычу. Уже  7 августа того же года есаулы Фрол Минаев и Якушка Гаврилов во главе огромного обоза повезли 40 тысяч рублей царской казны (захваченной под Астраханью) на Дон по личному указу Степана Тимофеевича. Куда делись деньги, и первого и второго обоза ни кто до сих пор  не сказал. Некоторый историки твердят, что денежки ушли на открытие «второго фронта» Фролом Разиным под Воронежем, но тут же вскользь упоминают, ни каких активных боевых действий Фрол так и не начал, за что  был неоднократно нарекаем Степаном. Так, что в кладе разбойном могли статься не только каспийское золотишко, но и царицынские пожитки и астраханская казна.

Экспедиция царского стольника-полковника.

Уважаемый читатель, никаких тайн Степан Тимофеевич ни кому не выдавал, и не делился своими тайнами ни с кем (может с братом только родным), а после 1669 года и вовсе стал, замкнут, недоверчив. Вся та информация, что разнесена по книгам и по народу это отголоски тех слухов и домолвок, что все-таки имелись на самом деле у людей государевых. Внушительная территория ниже Новочеркасска претендует на наличии в своем чреве бухарских золотых. Почему? Да потому, что царские люди, которых Алексей Михайлович, отец Петра I, заслал на Дон, искали золото повсюду, отчаявшись искать в каком – то одном месте. Они произвели раскопки на всех имеющихся в округе островах, привлекая местных казаков. Вот эта грандиозная кладоискательная экспедиция и вошла в народную память и сохранилась в качестве местного предания. Что за экспедиция?... Как только показания Фрола Разина были приняты к сведению, на Дон с особым поручением выехал царский стольник полковник Григорий Косогов и дьяк Андрей Богданов. Крестный      отец Степана Разина, он же главный предатель своего крестника Корнила Яковлев Ходнев – атаман Войска Донского ехал с ними. Летом 1671 года их предприятие направилось к месту, что указал как место клада царской казны и воровских писем Фрол Разин. Разрядный приказ в Москве сохранил запись за номером 17 по этому поводу: «тех писем искали накрепко с выборными донскими казаками и под многими вербами копали и щупали, но не сыскали». Сколько вы думаете, работала сыскная экспедиция? Год? Все лето? Нет! Целых шесть лет! А почему так долго? Да потому, что дело было не только в письмах Разина (по ним можно было изобличить «врагов Отечества и воров»), дело было даже не в золоте, что прибрал к рукам Разин на Каспии, дело было в пропавшей царской казне, оценочная стоимость коей была весьма внушительной. Пока клад искали, Фрола Разина миловали, а когда не сыскали (по официальной версии)  свернули  экспедицию Косогова, а Фрола, брата Разина, казнили.

Почему Буян?

Клад Разина официально до сих пор не найден. Искали его помногу и везде (большей частью на островах Дона). Но почему-то именно в предреволюционные годы прошлого столетия в момент, когда получили развитие печатные издания и стали открываться тайные документы,  всплыло имя острова Буян у станицы Багаевской. Почему? Непонятно! Спелеолог И.Я Стеллецкий в 1904 г. обнаружил подлинную «кладовую запись» более того где-то, нашел сеть подземных галерей, но… поиски закончились из-за начавшейся русско-японской войны. 1910 год принес вместе с 62-летним есаулом войска Донского сенсацию о якобы найденном месте разинского клада, но концов у этой истории опять таки не обнаружилось! Казак Очупенков из Аксайской станицы указывал археологам приметы клада, но, как и в предыдущий раз, поиски не увенчались успехом. Но схвати любого коренного багаевца за грудки, расспроси его про разинский клад, твердо ответит багаевец: «Разин клад зарыл на Буяне!»

 

О том, почему вы клад не найдете, или о том, почему найдете не сразу…

Как это ни антиромантично, но найти вам клад Степана Разина будет проблематично на острове Буян и вот вам пять первых причин на это.

1)Честно сказать, вероятность складирования Разиным сокровищ на острове велика, но все же не стопроцентна;
2)А вот вероятность того, что экспедиция Косогова и Богданова, все-таки нашла разинский тайник по горячим следам велика;
3)Остров Буян на сегодняшний день уже в достаточной мере перекопан туристами, черными и белыми археологами и прочими любителями Островов Сокровищ за последние несколько столетий (вы должны быть уверены в том, что вы более удачливей);
4)
5)Поиски такого рода старинного клада требует современной и дорогостоящей технической оснастки;
И, наконец, все выше перечисленное, в конечном счете, не так уж драматично, если вы, человек влюбленный в родную землю, если вы бережете ее, если вы черпаете энергию от того, что знаете, что-то о прошлом этой земли, если вы аккумулируете жизненные силы, наблюдая ее красоты!!!


Рецензии