Тарас Бульба Н. В. Гоголя

МИХАИЛ АБЛАЕВ. "НЕЯВНЫЙ СМЫСЛ ПОВЕСТИ  НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ  "ТАРАС БУЛЬБА"".

Повесть "Тарас Бульба"   по привычке трактуют исключительно в "патриотическом" ключе, видя в ней "борьбу за Родину", "борьбу за Православие", "борьбу за нравственность". Гоголь действительно заложил это во  "внешней" плоскости этого произведения:  симпатии к главным героям-казакам действительно на стороне Гоголя. Но как реалист, он,  изображая жизнь, чётко обозначил ещё одну,  на наш взгляд , главную, "смыслоносную" линию.
Вспомним, кто такие запорожские казаки того времени. Вольные, непослушные христианским властям, гордые, гулящие, самовластные люди! Но - Бог им судья! Как началась война? Некий "вестник" сообщил, что где-то на Украйне поляки "убили" православных. Может это бес крикнул, может "пьяный злодей", желающий  войны или ищущий для себя выгоды (например, соучастия в казацкой власти), может  просто гулящий дурак и подонок, каких у казаков было множество. И что же решили эти "православные"? Разорить, выжечь страну, истреблять христианский (!) народ, самим погибнуть за свою  бредовую идею - идею того, что так поступать "хорошо"! Но немаловажное и - награбить добычи, для казаков это было далеко не последним!
Сама идея воевать со своим братским (!), хоть и "проклятым" христианским народом - ересь (!) и заблуждение. Это же "Ледовое побоище" наоборот, в обратном  направлении!
Что же Андрий? Он попал в плен, но влюбился в полячку-католичку, которая убедила его в неправедности дел его "друзей" и сродников! Они убийцы, грабители,  еретики!
Да, он потерял голову, по-младости увлёкся своими чувствами в пику "духу" - но в его измене "прорисовалась" великая правда о праведной и неправедной войне, вражде, розни  между христианами. Каким  красивым  он  "написан"  в своей любви (он променял иллюзорную верность к своей "казацкой родине" на настоящую (!), видимую, ощутимую любовь к жене - "да оставит муж родителей своих и да прилепится к жене своей"!),  в сверкающих латах, прекрасным, то ли перед смертью, то ли  от любви своей и мужественного (!)  поступка своего.
А дальше - ужас: "Я тебя породил, я тебя и убью!" Языческая тьма,  жестокая горечь, судьба-обречённость "самостийного" человека, горько обижавшего жену ради иллюзий своей героической жизни. Потом - поражение! Вот она,  праведность Божия! Вот она,  правда  реалистического искусства!
И - костёр! "Зажегший город, от огня и погибнет!"

Конечно, симпатичны Гоголю соплеменники, эти русско-украинские люди, мнившие себя  "православными", но тогда,  в 16 веке,  правда Божия ещё гнула "бычьи выи",  ещё соответствовала молитве "креста Моисеева". Но ведь великий Гоголь написал "Тараса Бульбу"  перед самым концом христианской правды в мире, перед самым восторжествованием Антихриста, его колдовства,  его клеветы и лжи, его кровожадности, перед самым началом власти "казаков", закончившейся годами их "шашек"  (вспомним: по-итальянски "шашки" - "даме").
Вот такой реализм, урок которого следует уяснить современному человеку!






 


Рецензии