Дело полковника Павленко. Афера времён Сталина

       После Великой Отечественной войны в СССР, для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, были организованы компании по подписке на государственный заём денег у населения.               

   Так называемые подписки на облигации носили добровольно – принудительный характер, они затрагивали каждого работающего. Подписка на облигации государственного займа вызвала патриотический подъём у населения и даже приобрела характер соревнования и в газетах тех лет публиковались самые активные подписчики…               

   В октябре 1952 года в военную прокуратуру города Кишинёва  поступило анонимное заявление о том, что командир воинской части «УВС-1» (Управление военного строительства) Прикарпатского военного округа инженер - полковник Николай Максимович Павленко плохо организовывал подписку на государственный заём: собрали деньги на облигации, а облигаций выдали на меньшую сумму.

   Работник военной прокуратуры города Кишинёва, получивший письмо, не поленился направить запрос в Министерство обороны в отношении воинской части «УВС – 1». Вскоре пришёл ответ: «Запрашиваемая часть в министерстве обороны не значится".

   Военная прокуратура Кишинёва предположила, что возможно на территории Прикарпатского военного округа строится особо секретный объект и обратилась в Министерство Госбезопасности, но от туда пришел ответ, что Министерство Госбезопасности никакого отношения к этой организации не имеет.               

   Главная военная прокуратура в срочном порядке провела следствие, при этом  выяснилось, что воинская часть существует легально. «УВС – 1» занималась строительством военных объектов и имела обширную структуру, её стройучастки располагались в Молдавии, Белоруссии, на Украине и прибалтийских республиках. Воинская часть «УВС – 1» ничем не отличалась от других воинских частей: здесь было и знамя части с часовыми возле него, оперативный дежурный, начальники различных служб и вооруженная охрана.               

   Командир части инженер - полковник, коммунист Павленко Николай Максимович был хорошо известен городским властям и партийным органам города Кишинёва. Стройный, подтянутый, крепкий, среднего роста человек в очках часто стоял в дни праздников на трибунах, сидел в президиумах рядом с партийным и городским руководством.

   14 ноября 1952 года была проведена широкомасштабная спец операция по одновременному захвату и аресту штаба воинской части «УВС – 1», который находился в Кишинёве, и всех  её подразделений, расположенных в западных регионах страны, на Украине, Молдавии, Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии. Операцию провели бескровно, было арестовано 350 человек, в том числе 50 офицеров сержантов и рядовых. Командир воинской части Николай Павленко скрылся, но 23 ноября был так же арестован.               

   В "УВС -1" было изъято: 3 ручных пулемёта, 8 автоматов, 25 винтовок и карабинов, 18 пистолетов, 5 гранат, более 3000 боевых патрон, 62 грузовых, 6 легковых автомашин, 4 трактора, 3 экскаватора и бульдозера, печати, штампы, бланки, удостоверения… 

   Коля Павленко, сын мельника, был родом из села Новые Соколы Киевской области. В 1928 году в шестнадцатилетнем возрасте ушёл из дома, приписав себе четыре года устроился на работу в Главдортрансе (Белоруссия), где проработал несколько лет. Затем поступил в Белорусский политехнический институт на  инженерно – строительный факультет, где отучился два года и бросил.               

   Хотя Николай Павленко имел не законченное высшее образование, но показал себя способным руководителем, преданным советской власти гражданином и поэтому органы НКВД рекомендовали его на работу прорабом в Главвоенстрой. Хорошо себя зарекомендовав, Павленко вскоре стал заведующим стройучастка.               
   
   Июнь 1941 года Николай Павленко встретил в форме воентехника 1 ранга. Корпус, где служил воентехник Павленко, с тяжелыми боями отходил на восток, умирать не хотелось... Весной 1942 года Николай Павленко получил назначение на работу в отдел аэродромного строительства. Но на новое место назначения он не прибыл, а подделав командировочное удостоверение, Павленко и его верный  шофер сержант Щеглов, исчезли.               

   Миновав посты заградотрядов, дезертиры добрались до Калинина, казалось бы, они должны были «лечь на дно», но Павленко поступил непредсказуемо: у него возникла идея создать собственную воинскую часть.            

   В марте 1942 года, собрав компанию из ближайших родственников и друзей, которые уклонились от призыва армию, Николай Павленко приступил к подготовке документов для своей воинской части. Профессиональный мошенник Рудниченко вырезал из каблука сапога отлично сработанную гербовую печать и штампы с надписью «Участок  военно – строительных работ Калининского фронта УВСР – 5».

   Все бланки, продатестаты, командировочные удостоверения за взятку Павленко напечатал в типографии. Обмундирование закупали на базарах а также на швейной фабрике и Калининской облкооперации. Из своих проверенных людей Павленко сделал офицеров, себе присвоил очередное звание военного инженера 3 – го ранга.               

   Добился, чтобы ему из военной комендатуры города Калинина и воекомата, для прохождения дальнейшей службы направляли не строевых и отставших от своих частей выписанных после ранения из госпиталя рядовых. Обзаведясь техникой, новое воинское подразделение приступило к работе.               

   По подрядным договорам  с различными организациями «УВСР – 5» стало выполнять всевозможные дорожно – строительные работы. Все заработанные деньги Павленко делил между своими офицерами и на питание рядового состава.               

   Для надёжного прикрытия, выполнив бесплатно ремонтные работы, добился от начальника эвакопунктов врача Биденко, взять под покровительство «УВР – 5» с обеспечением всеми видами довольствия.          

   После ликвидации Калининского фронта, «УВР – 5» перешла под крыло «РАБ – 12» (Район авиационного базирования). Немцы отступали, на запад двигалась и воинская часть Николая Павланко, по пути заработав около миллиона рублей. Воинская часть «УВР – 5» пополнялась солдатами отставшими от воинских частей, шоферов брали вместе с машинами.               

   Когда «УВР – 5» подошла к советской границе, в её составе было 200 человек,  половина были дезертиры и скрывающиеся от призыва в армию. Воинская часть Николая Павленко прошла всю Польшу и закончила свой путь под Берлином.               

   Здесь военные строители в основном занимались хищением трофейного имущества и даже грабили население, по существу воинская часть превратилась в вооруженную банду в форме советских военнослужащих, Павленко даже пришлось расстрелять трёх наиболее алчных мародеров.               

   Глава «УВР» Павленко обманом и с помощью взяток  получил в своё распоряжение 30 железнодорожных вагонов для возврата на Родину личного состава и техники и загрузил в них награбленное. Он вывез из Германии 10 грузовых и несколько легковых автомобилей, 5 тракторов и прицепов, несколько мотоциклов и велосипедов, радиоприёмников, аккордеонов и швейных машин тонны муки, сахара и круп, а так же несколько коров и лошадей.               

   На родину банда возвращалась не только с богатой добычей, но и наградами. По липовым документам Павленко получил свыше 230 орденов и медалей, которые раздал наиболее отличившимся. Наградил и себя орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.      

   После возвращения в 1946 году в Калинин, Павленко в торжественной обстановке раздал всем подчинённым премии и демобилизовал всех, кто не знал о преступном характере «УВР». После продажи награбленного он каждому своему солдату выдал до 12 тысяч рублей, офицерам до 25 тысяч, себе взял скромно 90 тысяч.               

   Технику, вывезенную из Германии, Павленко использовал для создания строительной артели «Пландорстрой». Но размаха дело не получало, поэтому, как только он получил весточку из Львова от бывшего ближайшего помощника, Павленко, похитив из артельной кассы 300 тысяч рублей, скрылся.               

   Во Львов съехались все его друзья – офицеры, явился и умелец Рудниченко, который быстро изготовил новые печати и штампы. Появилась «УВС – 1» с филиалами в западных областях страны. С 1943 по 1052 год «УВС – 1» заключило 64 договора на сумму 38.717.600 рублей (в те годы зарплата была около 300 – 1500 рублей).               

   Через отделения Госбанка Павленко получил свыше 25 миллионов рублей. Николай Павленко был вхож во все органы власти, он обнаглел до того, что для личной охраны ему подбирали людей местные органы МГБ.         

   Суд рассматривал это беспрецедентное дело больше полгода, Павленко был спокоен, он был готов к любому исходу, кроме самого страшного. В марте 1953 года умер Сталин и Павленко надеялся, что суд не предъявит ему политические обвинения, но обвинение было одно – враг народа. 4 апреля 1954 года трибунал московского военного округа приговорил полковника Павленко к высшей мере – расстрелу, а 16 его подельников – офицеров получили срока от 5 до 25 лет.


  Статья опубликована в Костромской Народной газете 13 сентября 2023 года.
 


Рецензии
Какой изумительный рассказ, Николай! Всегда были такие умные и предприимчивые люди, но не повезло им жить в СССР. Удивительно, что Павленко сумел так долго и так успешно работать,но в конце концов сгубила его наглость...А сколько пользы он смог бы принести, если бы был оценен по достоинству и работал бы легально... Наверное, где- нибудь в США он с такими рабочими качествами очень многого смог бы добиться... Удачи вам и здоровья.

Лидия Нарицына   09.10.2023 17:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.