Творческий кризис

Хотела бы немного рассказать вам о творческом кризисе, о том, который я видела у других, и о том, который случился со мной.

1) Творческий кризис может случиться, когда вы полностью исчерпали себя и вам в этом творчестве больше, нечего сказать.

2) Творческий кризис может случиться, когда ваш источник вдохновения исчез или иссяк.

3) Творческий кризис может случиться, когда вы бесконечно от всего устали и ваша жизнь стала похожа на череду повторяющихся дней.

Начну я с того кризиса, который произошёл у меня.
В школе я начала вести личный дневник, потому что находила его лучшим вариантом, чтобы выплеснуть эмоции: людям, как правило, всё равно, а вот сядешь, напишешь, разложишь всё по полочкам, и становится легче.
Сложилось так, что было тяжело везде: в школе, дома - и писала я исключительно о плохом. Постепенно из дневниковых мыслей начали рождаться стихи, вдохновлялась я также только плохими событиями, что естественно, ведь ничего хорошего со мной не происходило; это было прекрасно и ужасно одновременно.
Я могла лечь спать, проснуться и понять: нужно писать, срочно нужно писать, иначе, если я сейчас ничего не запишу, то непременно потеряю что-то важное, что не выскажу, словно моя жизнь закончится, если я сейчас просто лягу и усну.

В темноте я выискивала блокнот и ручку, свет включать ночью было нельзя, подходила к окну, высматривая самое светлое место. Наутро я пыталась прочитать эти каракули, строчки набегали одна на другую крест-накрест, первая строчка могла оказаться в конце, а последняя - в начале.

Текст сложно читался и не был понятен никому, кроме меня, но это было мне на руку. Получались очень яркие произведения, полные чувств, эмоций и страданий. Дневников у меня было огромное количество, а когда их накапливалось слишком много, я шла их сжигать.

Может быть, кощунственно, но это прекрасное чувство, когда горит твоя глупость. Ты смотришь на этот огонь и думаешь: «Я пережила это и стала лучше, это мой опыт, уложенный в странички, сейчас он обратится в ничто и перестанет лежать на мне тяжким грузом».

Прошло время, и я решила переехать, вот тогда-то и начался мой творческий кризис. Я два года ничего не писала, иногда выходила лишь пара строчек, но не хватало эмоций, чтобы развить их во что-то большее.

Как же это произошло?

Резко сменилась атмосфера вокруг. Резко всё стало хорошо, спокойно, тихо, никто не кричал на меня за малейшую провинность. А самое главное - меня любили, впервые в жизни меня любили, мне было с кем поговорить, кому всё рассказать, и отпала необходимость в дневнике.

Стало слишком спокойно - да, это прекрасно, когда у тебя всё хорошо, но никаких сильных эмоций, которые хотелось бы выразить, я не испытывала. Оттого я и погрязла в этом кризисе.

Как я с этим боролась?

Начала с того, что читала литературу, которая совсем не характерна для меня, пытаясь сменить направление и вдохновиться чем-то иным. Это были мифы народов мира (сохранилось несколько стихотворений на эту тему).

Но вдохновения всё равно не было, я просто сидела и заставляла себя писать, насколько хорошо выходило - не знаю. Я стала заниматься другими вещами и уходила с головой в них, возможно, я просто устала, передохну и вернусь, думала я.

Я читала книги, смотрела фильмы, пытаясь вдохновиться ими, слушала музыку, которая мне нравилась, старалась гулять подольше в то время суток, которое было мне близко.

Кончилось тем, что в какой-то момент я села в вагон метро и увидела прекрасную девушку с розовыми волосами. Мне показалось, что она похожа на розу. Хотелось чего-то, но я не знала, чего; хотелось подойти и что-то сказать, но я не понимала, что именно хочу сказать.

Что она прекрасна?

Но это ли?

Выйдя на своей станции, я долго смотрела вслед поезду: как он уходит, как от него остаётся пустота. Я чувствовала, что что-то теряю.

Я пришла домой, погружённая в непонятные мысли, села за стол, и возникло желание описать это чувство. Так я написала свою первую полноценную малую прозу и на некоторое время ушла в неё.

Так у меня появилось новое направление, и я потихоньку выбралась из кризиса. Конечно, уже нет этого яркого порыва вскочить с кровати ночью и писать, но самым страшным для меня было не это, а то, что я вовсе разучусь писать.

Сейчас я пишу прозу, иногда стихи, всё как-то само вернулось на круги своя.
После всего произошедшего я нашла интересную историю одной девушки, которая рассказала о том, что в школе она писала замечательные стихи и однажды пришёл момент, когда ей больше нечего было сказать этому миру, она исписала себя, но не расстроилась из-за того, что больше не может так писать.

Это было для меня удивительным.

Смогла бы я так?

Девушка нашла другое хобби - шить чудесные игрушки - и ушла в него с головой. Сейчас она рисует, шьёт игрушки, лепит из глины и не грустит о прошлом. «А почему бы грустить мне?» - подумала я.

Теперь выделю основные правила, как вытащить себя из рутины творческого застоя.

1) Делайте то, что вам нравится, слушайте музыку, которая вам нравится, гуляйте в то время суток, которое вас вдохновляет, радуйте себя вкусняшками и тщательно вглядывайтесь в каждую деталь.

2) Смотрите на людей, которые вас окружают, считайте их родинки, разглядывайте их волосы, их шею, их губы. И, быть может, кто-то из них вас вдохновит.

3) Отвлекитесь от того, что вы делали, займитесь чем-то новым, может быть, именно это увлечение станет вашим счастьем. Я убеждена, что нельзя зацикливаться на чём-то одном, нужно давать себе отдохнуть от одного занятия и переключиться на другое.

4) Попробуйте сделать что-то новое для вас, почитайте литературу, которую вы никогда не читали, посмотрите фильмы, которые вы никогда не смотрели, попробуйте еду, которую вы никогда не пробовали; если вы сова, попробуйте погулять утром.

Такие вещи часто помогают увидеть прекрасное в том, что вы всей душой ненавидите. Я вот, например, терпеть не могу рано вставать, но один раз мне не спалось, я встала и пошла на улицу. Густой утренний туман окутывал всё вокруг, трава исчезала и растворялась в нём.

Я увидела на кусте розы прекрасного бражника, он был цвета дикой орхидеи, бутоны только начали распускаться, а листья были покрыты капельками росы. Бражник быстро-быстро перелетал с розы на розу, сливаясь цветом с бутонами. Утро я до сих пор не люблю, но этот случай мне запомнился.

Разнообразьте свою реальность, я верю, у вас всё получится!


Рецензии