Лучше гор могут быть только горы...

Как хорошо, что у человека есть память, пусть и цепляющая иногда все отрицательные моменты твоей жизни. Но  ведь есть и хорошее!
 Нет, скорее всего нужно сказать  так:  хорошего значительно больше.  Но отрицательные моменты твоей жизни задевают тебя сильнее и поэтому стираются из памяти очень и очень долго.
 Иногда ты бессознательно цепляешься за это «плохое» и продолжаешь проигрывать его в своей памяти, мучая себя бесконечным «если бы не….».
 Но, лучше вспоминать хорошее и переживать вновь и вновь все счастливые моменты жизни, впуская солнечные воспоминания в свою жизнь.

В моей семье все решения о поездках – дальних или ближних особо не планируются. Все решается спонтанно, практически за один вечер.
 Вчера еще не думали, а сегодня уже сидим в самолете и летим в другую страну .
 А что? Так интереснее жить!
 Бесконечная жизненная рутина  сменяется новыми впечатлениями. Это как глоток свежего воздуха.

Вот и в этот вечер, сидя за ужином, разговорились и сошлись на том, что никогда не были в горах.

- А что? друзья давно приглашали в поездку на Домбай! Включай компьютер, посмотрим.. – вынес свой вердикт муж.

- Да ну, далековато это – немного испугалась я, но послушно включила компьютер
 
Когда долго не планируешь, все решается значительно проще. Это я уже давно заприметила. За какой то час мы списались с друзьями, обменялись телефонами, забронировали билеты.

Сборы прошли в уже привычном темпе, когда до самолета оставалось каких то четыре часа. Ничего лишнего, только самое необходимое.
 Оставив  ключ от квартиры соседке, чтобы за две недели  отсутствия иногда поливала наши многочисленные экзотические растения, мы направлялись в аэропорт.

Всегда вспоминаю, что очень боюсь летать, когда уже сижу в самолете.
 Страх приходит не сразу, в самом аэропорту всегда приподнятое настроение и ожидание полета. Но стоит только  сесть в кресло, пристегнуть ремни и вот…. начинается непонятное беспокойство. Я бесконечно смотрю на часы и начинаю жалеть, что согласилась на эту очередную авантюру.

 Самолет набирает скорость и, мы взлетаем!  Уже там, в небе страх проходит и нарастает  ожидание радости от предстоящего путешествия.
   
В Минеральных водах, не смотря на вечер, стояла такая жара, что плавился асфальт.  Мы стояли под большим раскидистым деревом, ели мороженное и ждали обещанное такси.
 Через минут пятнадцать к нам подбежал парнишка :

- Здравствуйте, я Таулан, вы на Домбай?

-Да, да это мы – обрадовалась я

Парнишка, сын хозяина отеля где мы забронировали номер, был небольшого роста, смуглый с восточной внешностью и красивыми черными как большие сливы, глазами.
 Все горцы наверное не любят тихо ездить, поэтому, только выехав за пределы города мы практически парили по трассе. Он лихо выкручивал руль на крутых горных поворотах и при этом умудрялся рассказывать нам о всех достопримечательностях Карачаево-Черкесии.
 Мы слушали, успевая крутить головами по сторонам. Уже позже, в номере, хохотали над собой, что у нас с мужем были такие большие глаза в машине не  от изумления от увиденного, а от лихости нашего водителя.

В горах ночь наступает неожиданно, будто кто то выключает солнце. Нет такого понятия, как поздний вечер. Еще несколько минут назад солнце касалось лучами гор и темнота… Не видно ничего, только огромные звезды на небе,  шум горной реки.

Постояв несколько минут на балконе, я попыталась разглядеть в темноте очертания гор, но, темнота скрыла от меня эту красоту, которую я обязательно увижу... Но только вместе с рассветом. 

Уснули мы быстро, сказалось наверное, что практически весь день были в дороге.

И вот оно утро!
Первые лучики солнца показались из за гор. Я, тихонечко, чтобы не разбудить мужа, на цыпочках выбежала на балкон.
 И ахнула!!!!

Такой красоты еще не видела в своей жизни. Везде конечно есть свои прелести. Но то, что предстало перед моими глазами простыми восклицаниями не выразить. Горы, покрытые снегом в такую то тридцати градусную жару! А внизу бежала горная река, которая была необыкновенного хрустального цвета. Я стояла и любовалась этой красотой.

- Юра, Юрочка, проснись, иди посмотри на это! – подбежала я к мужу

-Да , что я там не видел – недовольно пробурчал муж и наотрез отказался просыпаться раньше восьми.

А я , как маленький ребенок, прыгала и периодически бегала на балкон любоваться видом этих могущественных гор.

-Да, не зря говорят, что «лучше гор, могут быть только горы!» - шептала я сама себе, сидя в кресле и составляла план наших действий, первым пунктом в котором был поход именно в горы.

Погрызывая кончик ручки я посмотрела на мирно спящего мужа.
 И так стало смешно, что вот спит он, тихонечко посапывает и даже улыбается во сне и не подозревает, что  я , как диверсант, уже составила план действий  на сегодня.   

- Ну, выкладывай, балаболка, что напридумывала? – спросил муж

Я даже вздрогнула от неожиданности. Оказывается, он все это время не спал, а наблюдал как я грызу ручку, смотрю - то в телефон, то в потолок и записываю старательно свои мысли  в блокнот.

- Ах ты обманщик! Притворялся значит!!! –  засмеялась я.

- План уже у нас есть, так что осталось только его выполнить ! – ответил муж и стал бодро одеваться.

Впереди у нас был целый день. Целый день в окружении красоты.

Через несколько минут мы уже спускались по деревянным ступенькам нашей гостиницы. Здесь все было продумано до мелочей и наша уютная трехэтажная гостиница  вписывалась в горный пейзаж. На территории даже был бассейн, любовно выложенный не кафелем, а камнями. Но купались в нем только мальчишки, не боящиеся холодной, обжигающей  тело, горной воды. Летняя кухня с мангалами, печью и большим деревянным столом, за которым мы еще не один раз будем сидеть в компании наших друзей.

А сейчас мы шли в еще незнакомый нам Домбай!

Еще дома, в далеком северном городе, с бесконечными дождями, мы даже и не могли представить, что здесь будет так уютно и солнечно.

Позавтракав в ближайшем кафе, направились в сторону гор. Конечно, это был не совсем обдуманный шаг с нашей стороны. Но так хотелось туда, в горы!

-Ну, рискнем подняться до «Чертовой мельницы»? – спросила я у мужа.

-Пошли, почему бы и нет – согласился Юра.

На деревянном мосту задержались, смотрели вниз , как две бурные реки сливались с грохотом в одну, разбивались об огромный валун и мчались дальше.

Здесь же успели сделать несколько снимков с горной орлицей. Эту птичку я видела только по телевизору или на снимках в журналах. А здесь, огромная орлица, ростом в половину меня и когтями с мою руку, гордо восседала сейчас на моем плече и периодически заглядывала мне в глаза. Ощущение конечно не для слабонервных! От ее коготков на плече вечером у меня красовались два огромных синяка, но сделанные снимки  этого стоили.

Не знаю почему мы не поехали в первый день на подьемнике и, как все нормальные отдыхающие , не полюбовались видом гор северного Кавказа без особых усилий.
 Нет, нужен был экстрим! И, мы его естественно  получили.

В самом начале   подьем был не особенно крутой, мы шли и весело болтали, успевая фотографироваться на фоне горной реки и могучих деревьев.
 Но затем наши разговоры закончились сами собой, сил хватало только на то, чтобы карабкаться вверх по склону, который становился все круче и круче. А мы  поднимались, тяжело дыша,  вверх по протоптанной туристами тропинке, цепляясь за привязанные в некоторых местах  веревки. Красоту замечать перестали и, мысли были только одни – «Зачем?» и « Кому пришла в голову эта дурацкая идея?»

Но возвращаться никто из нас не хотел. Периодически мы останавливались, набирали в бутылку родниковую воду, садились на ближайший камень  и молчали. Сил говорить не было.

Так и  ползли все выше и выше.

После двухчасового подьема наши труды были вознаграждены! Спустившись по огромным валунам  оказались на большой плоской горной платформе. Снизу раздавался шум падающей воды. Я первая подошла к краю и заглянула вниз.  Не один, а целых три горных водопада падали с середины скал. Внизу весь бурный поток закручивался, создавая иллюзию водяной мельницы и устремлялся вниз к реке.

Стоять долго на краю не было сил. Казалось будто  что-то неведомое подхватывает тебя и опрокидывает в жернова этого потока.

- Боже, не зря водопад называют «Чертова мельница» - восхищенно воскликнула я и отошла от края обрыва.

 - Да, так и тянет вниз – выдохнул Юра, заворожено смотревший вниз.

   Передохнув несколько минут, мы двинули выше.  Пройдя еще метров пятьсот  спустили еще к одному маленькому водопаду. И я решила непременно искупаться в этой хрустальной водичке. Юра сидел на камне и довольно морщился под лучами жаркого кавказского солнца. А я медленно прошла по каменистому берегу и встала под обжигающую холодом воду.

Прозрачные, как хрусталь, струи быстро стекали по моему телу, обжигая своим ледянящим холодом. И мне в этот момент казалось, что все плохое также уходит с моей жизни, вместе со струями, стекающими по моему телу .

-Водичка, убери все плохое из моей жизни, пожалуйста! – шептала я.

- хватит, заболеешь, вода же холодная – забеспокоился муж.

 Как послушная жена я мигом выскочила из под струи водопада и запрыгала по горячим камням. Тело горело, а душа просто светилась от счастья!


- Юра, как хорошо! Мне кажется у меня даже крылья выросли! – засмеялась я


- Не улети ! – улыбнулся муж.

 Назад мы шли уже весело болтая, напрочь забыв о негативных мыслях, посещавших нас на подьеме.   

Вернувшись в отель практически не чувствовали усталости. Никогда бы не поверила в то, что после похода в горы ты  не  уставший, а  переполнен сил и  желания  увидеть еще.

Но вот то, что мы очень голодные поняли лишь вернувшись в отель.

- Куда пойдем ужинать? – спросил муж

Я не успела ответить, как в дверь постучали. Наши друзья в наше отсутствие сьездили в Тиберду за бараном и приготовили плов и шашлык из  карачаевского барашка, которые известны по всему Кавказу необычайно вкусным и нежным мясом. Как это оказалось вовремя!

Все кухонные принадлежности были любовно предоставлены для нашего застолья сыновьями хозяина гостиницы. Таулан лично помогал готовить шашлыки, принес свои овощи.

- Шашлыки без зелени не едят – заявил он.

От оплаты и приглашения он категорически отказался. Но просил нас обращаться к нему в любое время по всем вопросам. Вообще культура гостеприимства здесь нам, приехавшим с центральной России, кажется немного необычной. Тебя встречают, как самого дорого гостя , делятся последним.  Но для самих жителей Кавказа это является естественным, позволяющее путешествовать путнику по опасным горным дорогам и останавливаться в горных селениях где и в помине не знают что такое гостиницы. Каждый гость, по кавказскому обычаю, обретал в доме хозяина защиту и покровительство. 

На летней кухне за огромным казаном колдовал Дмитрий и Наталья. Запах разносился по всей округе.  А мы сидели в нашей дружной компании за большим  столом, разливали в бокалы грузинское вино и закусывали хычинами. Живущий здесь, в горах Карачаево-черкесии, народ создал свою национальную разновидность  лепешек – хычины. Плов и шашлыки также пошли в дело. Наевшись вдоволь мы дружно пели песни и слушали долгие и увлекательные  рассказы нашего «мастера разговорного жанра» Алексея.  Разошлись уже далеко за полночь, сытые и довольные сегодняшним днем и особенно вечером.

Я засыпала очень довольной! Жизнь для меня сегодня удалась на «пять».

- Боже, как же хорошо здесь! Разве бывает такая красота! – думала я.

Утро следующего дня обещало продолжение моего все возрастающего восхищения. Мы нашей группой усаживались в машины и собирались ехать на Форелевое озеро. Ну и заодно посмотреть весь заповедник Гоначхирского ущелья.
  Выехали мы  из Домбая рано утром, чтобы не попасть в самую жару. Не доезжая Тиберды повернули в сторону заповедника. Само ущелье вызывало восхищение своей мощью.
 Я это видела в своей жизни впервые! Начинается оно рядом с местом где сливаются две реки Гоначхир и Аманауз  в одну и грохоча, несли свои шумные воды дальше, вырываясь из тесного коридора.  Сами горы нависали над дорогой, на вершинах которых красовались величественные пихты. Мы бродили по скалам, фотографировали всю эту красоту. Потом рассматривали сделанные снимки и восторгались пейзажами.
 
- Ну чем не картина, а? – восхищался Юра

Наш гид из местных, имя которого мне так и не удосужилось запомнить, подробно рассказывал нам о строительстве Военно-Сухумской дороги, о реках и  отвечал на все задаваемые нами вопросы.

Позавтракать мы остановились на поляне Косыгина. Так ее назвали еще в советское время, говорят даже, что сам Косыгин любил отдыхать в этом месте и бывал здесь очень часто. В нескольких метрах от поляны  две бурные реки Бульген и Клухор сливались в одну. Я есть не захотела, а уселась на камень  на берегу и с удовольствием слушала шум горной реки.

- Вот это мощь! – выдохнул из себя подошедший ко мне муж.

Вся наша группа оживленно болтала, все пили воду прямо из реки. Вода ледяная, вкусная.

Кто- то из женщин насобирал шишек, совершенно с непонятной целью. А мы побрели к машинам, испытывая настоящее чувство блаженства и умиротворения.

 Впереди нас ждало купание в горном озере.

Это пожалуй самая знаменитая достопримечательность ущелья – «Туманное озеро», его раньше называли форелевым. Наш гид, пока мы ехали в машине, обьяснил почему –
- раньше в этом озере «Туманлы- кель» разводили форель, но в этих местах во время весенних паводков или сильных дождей  часто случались сходы селей. Поэтому идею с разводом форели забросили. Но форель в озере осталась, живет так сказать вольной жизнью. Рыбалка то запрещена в заповеднике.

К Озеру мы подьехали в самый разгар жары. Так , что никого приглашать на купание долго не пришлось. Все практически выскочили из машин и помчались к берегу.
Первое впечатление, когда разгоряченный заходишь в озеро, что тебя обжигает водой. Но , покупавшись несколько минут начинаешь  ощущать  будто  тело «пьет» эту чистейшую ледняковую воду и не может насытиться.  Да, да именно так!!! Я долго не могла подобрать слова к возникшему у меня ощущению. Выходить из воды совсем не хотелось!

Вернулись в наш отель мы только вечером с памятными фотографиями увиденной красоты и массой впечатлений.

Следующие два дня мы с мужем решили провести как говорится «дома». Никуда выезжать не стали, а поднимались на подьемниках на самую высокую точку Домбая. Я там, высоко в горах на высоте три тысячи метров, впервые так близко увидела Зубров, и даже погладила красивую кудрявую мордочку! Да забыла сказать раньше, что, Домбай переводится , как «Зубр», так что он здесь как сам символ этого чудесного места.

Мне иногда во сне снится, что  летаю.  Но когда я подошла к краю и глянула вниз – у меня просто захватил дух!!! Так захотелось взмахнуть крыльями и полететь! Как во сне!

 Горы с ледниковыми шапками, водопады, пихтовый лес и все это замыкает  уютно расположившийся у подножия горы сам Домбай.

Ну как тут не сказать известную фразу – «Лучше гор могут быть только горы!» В завершение всего мы даже послушали песню Высоцкого «Если друг оказался вдруг…..»  Ну совсем , как дети!

- Ну что в номера? – засмеялся муж

- Хорошего нужно получать маленькими порциями, а то привыкнем!!!! – смеялась я и вприпрыжку побежала к канатной дороге.

На следующий день с утра лил дождь, настроение естественно соответствовало погоде. Все намеченные прогулки отменялись сами собой. У меня была паника, что еще целых пять дней, а прогнозы начали сбываться. Это я про погоду. Нам вообще то говорили, что нас ждут только дожди!  Поэтому я как ребенок радовалась каждому солнечному дню.

- Грустненько, Юрочка как то – почти со слезами вздохнула я.

- Ну значит сегодня будем сидеть в кафешке и есть шашлык – не унывал муж

Вот так и прошел этот практически пустой для новых впечатлений наш день. Мы прикупили на местном рынке  плащи и через некоторое время сидели с друзьями в кафе. Пили пиво, ели шашлыки и…. как то жизнь стала приобретать совсем другие краски. Вновь забрезжила надежда на солнечное завтра!!!

 Утром, вскочив ни свет ни заря, я первым делом подбежала к окну и распахнула шторы.

На небе ни тучки и солнце! 

- Ура!!!! – шепотом прошептала на ушко мужу

- Ну, а я уже размечтался поспать сегодня часов до двенадцати – заулыбался муж
Через час наша дружная компания уже сидела в машинах. Еще вчера , там в кафе, мы решили посмотреть  Домбайскую поляну.  Вот и направлялись сейчас на юг Карачаево-Черкессии.

Через час   шагали по тропинке, только успевая вертеть головами в разные стороны, собирать букеты из целебных трав и восхищаться мощными пихтовыми красавицами.  Мы двигались к Алибекскому водопаду.

-Двадцать пять метров красоты! – крикнула я мужу, когда еще только послышался шум.

Я еще дома с удовольствием разглядывала фотографии этого водопада. А  теперь с важным видом знатока обьясняла друзьям. Что высота у этого красавца двадцать пять метров и он образован ледниками. А еще нам просто сказочно повезло, что вчера был дождь! И поэтому сейчас  водопад был просто мощным!!! Его струи тяжело падали на камни и  переливались всеми цветами радуги в лучах солнца.
А дальше с шумом неслись вниз бурной рекой!

Красотища, мощь и сказочная нереальность. Но говорить вблизи этого чуда было практически невозможно. Такой шум от падающей воды, что приходилось кричать.
Поняв это, мы перестали напрягать голосовые связки и просто иногда махали друг другу рукой, показывая направление нашего дальнейшего движения. Огромные валуны, обточенные потоками воды, напоминают огромные головы, не зря местные жители называют их «бараньи лбы»…

- Ну вот, у нас осталось прожить в этой красоте всего три дня – подумала я, встав как обычно на рассвете.

Больше большими и шумными компаниями мы решили не ездить. Просто захотелось побыть в этой красоте вдвоем.   

Но конечно без идиотских выходок с моей стороны  не обошлось. Взяв такси, мы поехали до следующего городка- Тиберды. Просто так поехали, посмотреть, так сказать, достопримечательности. Побывали в местном зоопарке, прошлись до озера, искупались.

И… в завершении дня несколько часов катались верхом на лошадях! Порода Карачаевских лошадей интересная, сидишь верхом, как в кресле. Походка у нее мягкая, даже при галопе. Так что последствий на следующий день мы не ощущали. Ничего не болело и никто из нас не хромал.

  Побывали на термальных источниках – «омолодились», купаясь в горячей  воде. И попили настоящей минеральной водички из источников.

Вода в источниках круглый год держится на уровне 6 градусов. По своим свойствам очень близка к воде источников Кисловодска. Пить эту воду надо сразу, на месте и наслаждаться. Мы набрали с собой в бутылку, но к вечеру она помутнела.  Чем вызвала у меня приступ жалости к самой себе, несшей эту тяжесть в своем рюкзаке.

За полных две недели мы так примелькались местным жителям , что они  перестали нас воспринимать за туристов и предлагать экскурсии. Мы были уже  «местными», что меня очень забавляло. И мы иногда подсказывали новичкам, как и куда добраться и что посмотреть в первую очередь.

В последний наш вечер у местной женщины  мы купили домашних хычинов с мясом и айрана. Устроили себе, так сказать, прощальный ужин на балконе, ели и любовались красивым пейзажем гор.

Утром нас Таулан отвез в аэропорт. 

Уезжать не хотелось. Совсем.

 Было грустно покидать это красивое место, похожее на Рай.


 
 


 


Рецензии
Здравствуйте, Злата!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2019/12/01/531 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   04.12.2019 10:24     Заявить о нарушении