Путь в глубины

                П У Т Ь      В      Г Л У Б И Н Ы.

Рабочий  день  начальника  Минных  офицерских  классов  в  Кронштадте – капитана  1  ранга  В. П. Верховского  был  напряжённым. Настоящей  головной  болью  стали  участившиеся  доклады  о  утерянных  и  затонувших  во  время  практических  занятий  на  Транзундском  рейде  минах  Уайтхеда. Каждая  такая  потеря  обходилась  флоту  в  «копеечку»  -  около  4000  рублей. Необходимость  поиска  и  подъёма  мин  становилась  поэтому  первоочередной  задачей, а  без  помощи  опытных  водолазов  её  не  решить.

Владимир  Павлович  Верховский  с  особым  вниманием  прислушивался  к  тому, что  скажут  на  этот  счёт  прибывшие  к  нему  два  молодых  офицера – А. Кононов   и  доктор  Н. Есипов.
«Если  я  вас  правильно  понял, то  создание  офицерских  водолазных  классов, подобных  уже  имеющимся  Миннным  и  Артиллерийским, вполне возможно.»
«Так  точно, Владимир  Павлович,  -  чётко  отвечал  лейтенант  А. Кононов, - я  полностью  беру  на  себя  организацию  таких  классов, а  чтобы  поставить  всё  дело  на  научную  основу, уже  выписал  из – за  границы  всю  имеющуюся  по  водолазному  делу  литературу. В  вопросах  медицины  мне  будет  помогать  доктор  Н. Есипов.»
«Ну, что  же, прекрасно. Я  верю  в  вас, дерзайте»,  - с  облегчением  произнёс  капитан  1  ранга.

Владимир  Павлович  знал, что  желающих  пройти  водолазную  подготовку  будет  немало – это  и  Р. Вирен, И. Бострем, М. Иванов  и  другие  молодые  офицеры.

Вскоре  на  столе  начальника  Минных  классов  лежал  готовый  проект  создания  Водолазной  школы, тщательно  проработанный  лейтенантом  Анатолием  Александровичем  Кононовым, предусмотревшим  необходимость  проведения  летних  практических  занятий  вблизи  острова  Биорке  (Койвисто). Благодаря  настойчивости, стараниям  и  хлопотам  капитана  1  ранга  В. П. Верховского  Главный  Морской  штаб  в  Петербурге  выделил  штаты  и  средства  на  претворение  в  жизнь  этого  проекта, а  для  будущей  Водолазной  школы  были  получены – помещение  на  Якорном  дворе, около  Артиллерийских  офицерских  классов  и  блокшив  «Самоед»  для  проведения  летних  практических  занятий.

В  1895  году  лейтенанту  А. Кононову  присвоили  звание  капитана  2  ранга  и  назначили  начальником  Водолазной  школы.
Энергия  и  решительность, с  которой  взялся  за  создание  Водолазной  школы  молодой  офицер  А. Кононов, достойны  восхищения. Он  стремился  поставить  её  на  уровень  Минных  и  Артиллерийских  классов  и  ему  это  удалось. Главный  Морской  штаб  разрешил  поступление  в  школу  строевым  офицерам  флота. Она  получила  вместо  блокшива  учебное  судно  2 ранга  «Опричник»  и  миноносец  № - 77. Сам  Кононов  подготовил  чертежи, по  которым  построили  28  морских  водолазных  бота. Таким  образом, в  распоряжении  будущих  водолазов  оказался  целый  отряд  судов  для  выполнения  практических  занятий.

Однако, техническое  снаряжение  водолазов  того  времени  (1896  г.)  позволяло  им  погружаться  только  на  малые  глубины, порядка  10  -  12  сажен. Неутомимый  А. Кононов  изобрёл  совершенно  новый  водолазный  костюм  и  помпу  для  спуска  под  воду  на  глубину  до  36  сажен, с  возможностью  связи  с  поверхностью  по  телефону.
В  1896  году  А. Кононов  составил  учебник  по  водолазному  делу, он  был  переведён  на  ряд  иностранных  языков  и  явился  серьёзным  руководством  для  водолазов  других  флотов.

Первой  ответственной  и  трудной  работой  для водолазов  школы  А. Кононова  стало  снятие  с  мели  Кронштадского  рейда  зимой  1896 – 97  годов  крейсера  «Россия», который  ещё  осенью, разворачиваясь  во  время  шторма  и  снежной  бури, сел  на  грунт, и  никакими  усилиями  буксиров  снять  его  не  удалось. Водолазы, работая  подо  льдом , в  прорубях, вызволили  крейсер.
Не  менее  трудным  явилось  снятие  с  камней  острова  Гогланд  в  Финском  заливе  эскадренного  броненосца  «Генерал – адмирал  Апраксин», пришлось  даже  взрывать  камни  у  днища  корабля. За  эти  вызволения  кораблей  А. Кононов  получил  Высочайшую  Благодарность.

Транзундский  рейд, где  обычно  проходили  учебную  подготовку  корабли  Балтийского  флота, имел  хорошее  укрытие  от  ветров, но  с  увеличением  размеров  и  осадки  крейсеров  и  броненосцев, грозил  новым  кораблям  мелями  и  подводными  камнями, хотя  и  отличался  большими  глубинами.
В  1897  году  на  рейде  затонул  броненосец  «Гангут». Водолазам  А. Кононова  была  поставлена  задача  поднять  его. Водолазный  бот  прибыл  в  предполагаемое  место  гибели  корабля. Глубины  там  оказались  значительными, и  подчинённые  А. Кононова, переговариваясь  между  собой, сочли, что  на  дне, где  лежит  «Гангут», очень  большое  давление, способное  раздавить  спускаемого  водолаза.

«Ну, что, братцы, есть  желающие  пойти  на  поиск?» – спросил  Кононов  окруживших  его  водолазов.
……………………………………………………………………………………………………………………...... «Вы  считаете, большое  давление  на  дне? Тогда  одевайте  меня. Сам  пойду. Посмотрим!» - с  готовностью  произнёс  Анатолий  Алексеевич, и  уже  задумал, как  развеять  сомнения  и  страхи  подчинённых.
Он  спустился  на  дно, обнаружил  «Гангут», лежащий  на  правом  борту, осмотрел  его. Затем  вынул  нож, предварительно  подав  знак  поднимать  себя, перерезал  воздушный  шланг, телефонные  провода  и  подъёмный  конец. Все  решили, что  произошла  страшная  катастрофа, когда  вместо  своего  начальника  наверх  вытащили  обрезанные  концы  и  шланг. Поднять  тело  Анатолия  Алексеевича  уже  вызвались  некоторые  водолазы – смельчаки, но  тут  ко  всеобщему  удивлению  на  поверхность  всплыл  сам  Кононов.
Этот  смелый  поступок, скорее  опасный  опыт  начальника  над  самим  собой,  окончательно  развеял  все  слухи  о  верной  смерти  на  глубине  20  -  22  сажен.
 
На  очередной  Всероссийской  ярмарке  в  Нижнем  Новгороде  А. Кононов  оборудовал  специальный  водолазный  павильон  с  большим  баком  глубиной  4  сажени  для  показательных  погружений  водолазов, а  публике  читались  лекции  о  водолазном  деле. Здесь  иностранцы  могли  познакомиться  с  тем, как  Россия  штурмует  морские  глубины.

В  1899  году  А. Кононов  в  Морском  музее  Петербурга  создал  водолазный  отдел.

Наверно, надо  было  очень  любить  дело, которому  всецело  посвятил  себя: Анатолий  Алексеевич  не  останавливался  на  достигнутом. Ещё  в  1890  году  он  сконструировал  подводную  лодку  и  сам  лично  испытал  её  в  Биорке. Она  имела  привод  типа  велосипедного  и  двигалась  с  помощью  мускульной  силы  шести  матросов. Сам  Кононов, стоя  в  рубке, управлял  горизонтальными  и  вертикальными  рулями.
Думы  и  мечты  о  подводном  плавании  легли  в  основу  подробного  доклада, представленного  в  Управление  Морского  министерства. Он  ходатайствовал  о  создании  Специального  отряда  подводного  плавания  и  водолазно – спасательной  партии, прообраза  ЭПРОНа.   

К  сожалению, Анатолию  Алексеевичу  не  удалось  полностью  посвятить  себя  подводному  плаванию  и  дальнейшему  развитию  водолазного  дела. Наступило  время, когда  пришли  новые  назначения  командовать  кораблями, занимать  другие  важные  должности. Анатолий  Алексеевич  Кононов  дослужился  до  контр – адмирала, но  вклад, который  он  внёс  в  становление  и  развитие  водолазного  дела  в  России, трудно  переоценить, ведь  он, по  сути, проложил  русский  путь  в  глубины  морские!
P.S.  А. Кононов – один  из  создателей  «Энциклопедического  словаря  Брокгауза  И  Ефрона».

Примечания: Блокшив  -  старое  судно, оставленное  в  гавани  в  качестве  помещения  или  казармы.
                Биорке  (Койвисто) – ( от  шведск. Bjorko – «берёзовый», «keivu» - финск. «берёза» - остров  у  северо – восточного  берега  Финского  залива, близ  входа  в  Кронштадскую  бухту.
                Гогланд  -  остров  у  восточной  части  Финского  залива.
                Сажень – старорусская  единица  измерения  соответствующая  213,36  см.
                Транзундский  рейд -  назван  по  проливу  Транзунд, сам рейд  находится  в  10  км  от  Выборга.

1  августа  2018  года                Вячеслав  Прытков.


Рецензии