На законной основе

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 10. Сдавайте валюту

10.3. На законной основе

     Поставить обменный бизнес на законную основу без банка невозможно. При наших с Санчесом поначалу редких встречах в разговорах начали мелькать важные имена. В частности, упоминались некий банкир Кивелиди (1) и два разных Орлова (2,3). Этих непохожих людей объединял южный город Сухуми, в котором все трое родились в разные годы. Честно говоря, всё это я пропускал мимо ушей, так как ни эти персонажи, ни их дела меня совершенно не интересовали. Однако Санчес продолжал исподволь вводить меня в курс дела.
     Каким образом ему удалось завязать знакомства в банке, мне было неведомо. Но, как известно, зубы могут болеть у каждого. Поэтому не исключаю роль навыков, приобретенных благодаря основной специальности, то есть стоматологии.
     «Возрождение» был создан на обломках Агропромбанка СССР и, по сути, оставался типичной государственной конторой, несмотря на слово «коммерческий» в официальном названии. Ничего удивительного или необычного в этом не было, учитывая, что вся команда во главе с Дмитрием Львовичем Орловым перешла из предыдущей казенной организации. Ностальгия по старым временам нет-нет да проскакивала даже в беседах, непосредственно не связанных с деятельностью обменного пункта.
     Однажды Алексей Сергеевич Кольбе, заместитель начальника валютного управления, ударился в воспоминания и с удовольствием, смакуя подробности, объяснил нам, дилетантам, как ему удалось вывести на чистую воду кассиршу обменного пункта в одной из интуристовских гостиниц. «На размене», как он выразился. Зачастую иностранцы просили обменять на рубли не всю купюру, а только её часть, чтобы получить ровно нужное им количество советских денег. В таких случаях возникала необходимость дать сдачу вплоть до монет в той же скв (свободно конвертируемой валюте). Поэтому каждому кассиру выдавался возобновляемый запас мелочи. Рассказчик с гордостью поведал, что именно он обратил внимание на аномальное явление: одна сотрудница по какой-то причине долгое время не запрашивала о пополнении. А секрет был прост. Некоторые туристы оставляли мелочь в качестве чаевых или просто не желая обременять карманы. Мало того, что нечистая на руку гражданка не докладывала об излишках, она еще и меняла их по мере накопления на бумажные купюры. Вот по этой причине расход монет у нее был заметно меньше статистически выверенной величины. Очевидно, дальнейшая судьба этой женщины была предсказуемо незавидна. Но на такие детали повествование не распространялось.
     Как бы то ни было, руководство банка взяло курс на расширение розничной сети и придание своему учреждению «человеческого лица», то есть стремилось расширить объем банковских услуг для населения. Поэтому в соответствии с модными веяниями было решено создать сеть пунктов обмена валюты. В схеме, которая использовалась, чтобы открыть обменный пункт, ничего нового не было. В этот период самым ходовым был договор о совместной деятельности. Так удавалось соединить новые, гибкие, но еще не окрепшие, рыночные структуры с бюрократическим опытом и административным весом прежних управленцев.
     Банк «Возрождение» предоставлял «крышу» в виде лицензии на валютные операции и так называемое финансовое подкрепление в размере от 300 до 500 миллионов рублей (около 100 тысяч долларов). Найти подходящее помещение, оборудовать его в соответствии с требованиями, организовать текущую деятельность обменного пункта - всё это должны были обеспечить вновь испеченные коммерсанты.
     Работу своего подразделения валютное управление банка контролировало, как водится, исключительно по бумагам. Поначалу это были заполненные от руки реестры покупки и продажи валюты за операционный день. После приобретения компьютера удалось существенно упростить их подготовку. Введенная затем форма отчета тоже не представляла больших сложностей, так как на компьютере он составлялся автоматически благодаря программе, написанной по заказу одним из знакомых умельцев. Гораздо сложнее стало работать после того, как на каждую операцию потребовали заполнять справку в двух экземплярах: оригинал выдавался клиенту, копия передавалась в банк. Именно в этой бумаженции кассирши постоянно делали мелкие ошибки или допускали описки. Если удавалось найти в мусорном ведре выброшенный клиентом оригинал, аннулировать операцию (на бумаге) было не сложно. Но такая удача выпадала не часто. И это давало возможность кураторшам из банка продемонстрировать, кто есть настоящий начальник, а кто должен вести себя как подобает подчиненному. Вряд ли они доверяли цифрам наших отчетов. Но, как и положено контролерам, руководящие дамы следили только за соблюдением буквы закона. То есть их заботило только одно: внешне работа обменного пункта должна выглядеть безупречно.
     Но в целом они относились к нам вполне терпимо. Главное, надо было смиренно принимать любые самые глупые придирки и ни в коем случае ни в чем им не перечить. Должность Валентины Михайловны Еременко я не помню, визитки она не оставила. При мне в обменный пункт она явилась с проверкой только один раз. Вместе с Ольгой Зиновьевной, своей подчиненной. Естественно дело ограничилось чаепитием с тортом и каким-то дамским горячительным. Для таких случаев Митя был незаменим. У меня истинные чувства, несмотря на все старания, всегда просвечивают сквозь вежливую мину.
     Валентина Михайловна хорошо осознавала свою значимость и с упоением вспоминала, как на недавнем вечере встречи умыла своих бывших одноклассниц. В школе ей была уготована роль Золушки из-за косоглазия, явно чересчур сильного, чтобы считаться просто пикантной изюминкой. А тут вдруг обнаружилось, что из всех сверстниц она оказалась наиболее успешной в карьере и самой обеспеченной материально. Да еще имела мужа-спортсмена на пятнадцать лет моложе себя.
     Всего лишь заняв ее сторону в вечном женском соперничестве, можно было не беспокоиться о результатах выездной инспекции.

Мышецкое, май 2018

 (1) Иван Харлампиевич Кивелиди (1949-1995) – банкир, председатель президиума объединения «Круглый стол бизнеса России». Отравлен таинственным веществом вместе с секретаршей задолго до Скрипалей и Литвиненко.
(2) Дмитрий Львович Орлов (1943-2014) – основатель, главный акционер и председатель совета директоров банка «Возрождение».
(3) Александр Сергеевич Орлов (с 2008 года Орлов-Кретчмер), род. в 1947 г. – секретарь Сухумского горкома КПСС (1976-1980); заместитель председателя исполкома Сухумского городского Совета (1983-1990); ответственный секретарь и генеральный директор (с 1995 г.) объединения «Круглый стол бизнеса России»; заместитель министра труда и социального развития РФ (1997-1999).


Рецензии