Часть 2

Мария, как и все, соглашалась, что в жизни есть действительно белая и черная полоса, но еще можно попасть, например, вдоль по черной. Есть, наверное, люди идущие всю жизнь вдоль по белой, но Мария таких пока не встретила и свою жизнь она сравнивала с идущим вдоль по черной. И снова нахлынули воспоминания о детстве и юности.
   Родители Марии были трудяги: все своими руками. Марии казалось, что они умели все, и хоть прошли десятки лет, также думает и сейчас. Мама вязала, шила , даже на выпускной вечер у Марии было платье от мамы; мазала, белила и даже сложила русскую печь в летней кухне. Над обрывом речки, а жила семья Марии у небольшой речки, отец из плетней построил летнюю кухоньку и чтобы летом дома не было жарко, мама пекла хлебы именно в кухне, в русской печи. А плетни мама аккуратно обмазала. побелила и получилась очень даже приличная кухня. Жили бедновато. Отец ходил на охоту, приносил зайцев, ловил сусликов, ловил рыбу. Сусликов тоже ели: отец и Мария, мама не ела: брезговала, а шкурки отец сушил и куда-то сдавал: цена им была пять копеек, но радовались и этому. Было небольшое хозяйство: корова, овцы. Сено отец косил косой, там же в поле оно сохло и отец часто брал Марию с собой сгребать самодельными граблями это высохшее сено. Когда набиралось прилично, ночью ехали за этим сеном, днем было некогда. Но иногда отец срывался, начинал пить, становился злым, неуправляемым; мама Марии говорила, что это сказалась война. Отец прошел всю войну, был ранен. В это время дома прятались ножи, топоры, отцовское охотничье ружье и мать с Марией убегали из дома. Они прятались где-то под заборами и выжидали, когда дома погаснет свет и отец уснет. Марию трясло от страха и она плакала, и все время думала. быстрее бы вырасти и уехать из дома. Даже по прошествии десятков лет, воспоминания о детстве были страшными. Тогда же , сидя под забором, ей очень хотелось спать и она говорила матери:"Давай уедем от него", на что мать отвечала:"Вот вырастишь и все поймешь".
     Но Мария не поняла этого до сих пор. Она думает, почему же ради спокойствия своего ребенка, мать ничего не хочет изменить в своей жизни. Может любовь такая была у матери: всепрощающая?
      Родители ушли рано: отцу было 61, он умер скоропостижно от остановки сердца; мама умерла в 64, у нее всегда было высокое давление, часто вызывали врачей.
       Марии казалось, что к ней всегда были равнодушны, она не чувствовала любви не от кого, но она до сей поры ездит на кладбище и чтит память родителей. Она никогда не держала обиды, просто воспоминания, но только порой ей хотелось , чтобы мама была жива и она, Мария, ей бы объяснила все: и о любви к отцу, и о любви к ней, ее дочери.
Мария прервала воспоминания; съезжу на кладбище к Андрюше. Совсем недавно была годовщина его гибели: 10 лет. "Совсем бы взрослым был, мой дорогой сынок. Ах, если бы ты был рядом, мой родной, не было бы у меня такой жизни. Каждый день думаешь, чем накормить Ванечку, дать денег на дорогу" Пенсия небольшая, себя Мария все время обделяла, все растила Ванечку, а родители пьют и когда же вспомнят о сыне.
                (Продолжение следует)


Рецензии