Человек предприимчивый. Часть 3

        Пожалуй, самая высокая доля предприимчивых людей находится в составе населения США. Эта великая держава возникла и развивалась на девственных просторах Северной Америки, прежде всего, благодаря многим тысячам простых людей, чаще всего бедняков, имевших смелость эмигрировать из Европы.

        В поисках лучшей жизни, часто с большими семьями, эти отчаянно-предприимчивые люди (их называли пионерами) продвигались вперед через леса, степи, пустыни и горы, постоянно подвергаясь опасности нападения индейцев. И здесь тоже были погоня за богатством и грабеж, были даже рабство и истребление коренного населения.

        Но со временем предприимчивость переселенцев, в соответствии со сказанным выше, корректировала направление своего действия, и страна продолжала развиваться. Сейчас США – богатейшая держава, нынешнее положение трудящихся в которой, опровергает революционные измышления Маркса-Ленина. И все это – благодаря наличию такого качества в характере у переселенцев, как предприимчивость!

        В передовых странах Европы предпринимательство (как одно из проявлений предприимчивости) вышло за рамки ремесла и торговли в конце средневековья. Далее, благодаря энергии и таланту предпринимателей, здесь, а также и в США, ну, а позже и в ряде других стран, было создано крупное машинное производство, а затем и гигантские акционерные общества.

        В наше время способность людей к предпринимательству в большинстве стран мира служит мощным двигателем экономического и социального развития. И всегда, с момента своего зарождения, предпринимательство, пусть даже невольно, действовало именно в этом направлении.
 
        А мы, бывшие советские люди, далеко не все понимаем, что без предпринимателей (и их предприимчивости) потребности людей не могут быть удовлетворены в полной мере.

        Не признают этого и с тоской вспоминают советские времена скорее всего люди, начисто лишенные предприимчивости, то есть, склонные к иждивенчеству. Они просто не осознают того, насколько существование человечества зависело и зависит сейчас от деятельности предпринимателей. Кто, например, создает рабочие места?

        Ну, а Маркс и Ленин, как всем известно, вообще, стремились уничтожить предпринимателей: как кто-то метко выразился – курицу, несущую золотые яйца! И подвели под это свое стремление мощную, как они полагали, научную базу.

        Я признаю, что классики марксизма-ленинизма имели серьезнейшие основания для такого праведного гнева. В те времена процветала жесточайшая эксплуатация рабочих, широко использовался детский труд. Но ведь, в принципе, как явление, эта жестокая эксплуатация человека человеком зародилась не с появлением капиталистов и не они были ее создателями или причиной.

        Она появилась тысячи лет назад – с момента возникновения разделения труда и зарождения предпринимательства. Фактически, как, в какой-то мере, необходимое (для развития) зло. Вспомните, читатель, к примеру, о важнейшей роли хищников в развитии живой природы.

        И присваивать результаты чужого труда в те жестокие времена было в порядке вещей. Тогда и жизнь простого человека ничего не стоила! Ну, приблизительно так же, как сейчас мы, не задумываясь, отбираем жизнь у домашних животных, пуская их на мясо.

        А безжалостные эксплуататоры – рабовладельцы и помещики-крепостники – тоже ведь были своеобразными предпринимателями, поскольку им приходилось исполнять, по крайней мере, некоторые предпринимательские функции.

        Таким образом, эксплуатация (как разновидность субъективных человеческих взаимоотношений) объективно существовала еще за тысячелетия до появления капиталистов. И устранять, а скорее – постепенно смягчать ее, наверное, следовало не уничтожением самих капиталистов-предпринимателей, а, какими-то другими средствами.

        Какими? Я не Маркс и не Ленин, поэтому изыскивать эти средства (тем более, задним числом) не берусь.

        Да и капитал, сам по себе, злом не является. Все зависит от того, как он создается и как используется. К тому же, для развития предпринимательства он просто необходим. А разве плохо, используя банковский капитал, купить для себя квартиру в кредит и жить (и плодиться) в ней лет двадцать, постепенно его погашая?

        Нам известно, что Ленин относительно быстро понял то, что экономика СССР без частной инициативы (а, следовательно, без использования таланта человека предприимчивого) и наличия капитала – неэффективна и отступил, внедрив в стране НЭП. Но Сталин, снова вернул страну к той диктатуре (уж никак – не пролетарской), которая эксплуатировала ее население не на много менее жестоко, чем прежний, дореволюционный капитализм.

        Понятно, что жестокость – это пережиток, доставшийся нам от первобытных людей. А вот – от чего родилось неуемное стремление к наживе, которого у дикарей не было?

        Если считать, что богатство развращает, тогда что же развратило тех новоявленных нуворишей, воспитывавшихся на коммунистических догмах, но в быстром темпе разграбивших страну во времена президентства Ельцина?

        И откуда у человека (тем более, советского) такая готовность к стяжательству? Вспомним, разорившегося олигарха Бориса Березовского, в советское время грешившего мелкими правонарушениями (фарцовкой), а позже нажившегося на хищническом присвоении народных богатств.

        Можно привести и другие примеры, когда это качество (стяжательство) наличествовало у людей, совершенно не обладавших предприимчивостью.
 
        Тогда, почему-же Маркс и Ленин решили, что стяжательство, как качество натуры, присуще лишь предпринимателям, а пролетарии и простые крестьяне его лишены и поэтому именно они способны построить справедливое общество? И это – несмотря на более низкий уровень их образования и культуры?

        Приведу еще один, и к тому же очень яркий, пример из советской действительности. Так, всем известная певица Лидия Русланова и её муж – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Владимир Крюков – происходили из простых семей и были выдающимися, чрезвычайно деятельными и талантливыми личностями, много сделавшими для нашей страны.

        Каждый из них свою, вполне заслуженную, карьеру сделал при советской власти и был, естественно, безраздельно ей предан. Тем не менее, влечение к стяжательству оказалось присуще и им, и притом – в весьма существенной мере. Сведения об этом можно найти во многих источниках.

        А как бы в этом отношении повели себя мы с вами, уважаемый читатель, имея такие же возможности?

        Скорее всего, в характере человека между такими качествами, как предприимчивость и стяжательство прямой корреляционной связи и не существует. И, возможно, широко развитая на Западе благотворительность, как раз на это и указывает. А вспомним кодекс чести российского купечества и, вообще, деловых людей конца XIX века?

        Еще вопрос: что станет с предприимчивостью людей, когда эксплуатация человека человеком, в конце концов, исчезнет, а производительные силы общества разовьются настолько, что в нем сможет реализоваться коммунистический принцип распределения по потребностям, зафиксированный в деяниях апостолов: «…И каждому давалось, в чём кто имел нужду»?

        Не отпадет ли в указанном случае у человека необходимость в таком важнейшем качестве, как предприимчивость, и он просто-напросто обленится и выродится? Например, станет похожим на тех сытых, не в меру пухлых темнокожих американок, которых мы иногда можем видеть на телеэкранах.

        А может быть направленность действия этого ценнейшего качества человека в нужный момент, как это было и раньше, скорректируется и его энергия будет расходоваться на решение новых, уже глобальных и даже космических задач?

        Вопросов гораздо больше чем ответов.

        Но сейчас нас должно радовать хотя бы то, что двести тысяч лет назад в единственной и совсем небольшой африканской популяции Homo sapiens, оказавшейся тогда на грани вымирания, не нашелся какой-нибудь ведун-ортодокс, типа Маркса, и не вмешался в процесс естественного отбора.

       Ведь такой теоретик первобытного коммунизма вполне мог призвать свою послушную паству извести человека предприимчивого – в то время, быть может, единственного в мире носителя гена предприимчивости (шутка!).

        Так будем же, уважаемые читатели, благодарны несокрушимому и созидательному  Процессу  Естественного  Отбора  и  его  детищу  –  Ч е л о в е к у   П р е д п р и и м ч и в о м у! 


Рецензии
Тема отношения к предпримчивости меня давно интересовала и я, вдохновленный этой Вашей рубрикой, наверное разряжусь какой нибудь статьей. Эта тема безбрежна.
А здесь сделаю некоторые ремарки к уже прочитанному.
Предприимчивость начинается с непримиримости. Кто-то считал, данные условия даны свыше и с ними нужно жить, а кто-то захотел улучшить свои условия а затем думать и осуществлять меры для улучшения. У каждого предпринимателя свой потолок -кто станет Гейстом, кто-то просто обеспечит благосостояние семьи, а кто то прогорит и впадет в нищету.

А вот помещиков-крепостников я предпринимателями никак не назову. Они получили свое богатство по наследству. Вообще в во сех бедах России я виню русское дворянство, додержавшее крепостное право до 1862 года. Хотя в Европе, где они прокучивали уворованные у крепостных средства, уже сотни лет лет крестьяне жили на аренде и из них воспитывались не рабы а хозяева.
Почему вы считаете, что у дикарей не было стремления к наживе. а разве один голодный отнял кусок у другого голодного не стремление к наживе, и не путь предприимчмвости. Думаю эти качество идет издревле и имеет место даже в животном мире.
Предприимчивость это поиск путей наживы. А стяжательство это желание урвать не прилагая самому усилий.
Человек в своей страсти никогда не насытится и всегда будет хотеть чего то еще лучшего.
По повду эксплуатации человека человеком. Это явления и сейчас уже незначительное, поскольку вкалывать приходится всем и рабочим и миллионерам, то есть это понятие политическое. ВОт такая у меня получилась скороговорка. Извините, если что-то не так

Артем Кресин   27.02.2019 17:46     Заявить о нарушении
Не стану возражать по ряду сделанных вами замечаний, кроме наличия у дикарей стремления к наживе.
Я уверен, что никакого первобытного коммунизма у первобытных людей не существовало. Согласен с вами, что добыв пищу или отобрав ее у более слабого, мужчина-дикарь наедался первым. Но остаток-то он отдавал более слабым членам племени, поскольку уберечь пищу от естественной порчи не было возможности. Следовательно, не было и возможности запасаться ею впрок.
Тогда как нажива – это легкий доход, обогащение, а, следовательно, и накопление.
А что в древности мог копить дикарь? Денег, золота, алмазов и произведений искусства люди тогда не знали и самым ценным, естественно, была пища. Звериных шкур на себя тоже много не нацепишь.
Вы, Артем, хотите писать о предприимчивости. Уверен, что у вас это, как и все остальное, хорошо получится. Только рекомендую сразу же отказаться от своего самодеятельного определения (как вы сами отметили, скороговорки): "Предприимчивость это поиск путей наживы".
На самом деле, для человечества предприимчивость – это гораздо более ценное качество. Например, один из словарей говорит, что предприимчивость это «волевое качество личности, проявляющееся в способности и умении находить нужные и оптимальные решения, использовать нужные действия в нужный момент». Согласитесь, что все эти качества необходимы не только предпринимателям!
С уважением,

Олег Ярошенко   27.02.2019 20:01   Заявить о нарушении
Полнотью согласен с Вашим замечанием - что предприимчивость поиск наживы - очень неуачная формулировка. Точнее - предприимчивость это поиск решений, направленных на повышение эффективности затраченных усилий. Тоже наверное неидеальное определение. Мы привыкли считать слово "нажива" отрицательным. Пример: перешел лесоруб с простой пилы на лучковую. Стал заготавливать леса вдвое больше. Стал больше зарабатывать, по существу выросла его нажива

Артем Кресин   27.02.2019 20:42   Заявить о нарушении
Нажива (согласно толковому словарю Ожегова) – это "нечестно полученная прибыль", а у лесоруба в приведенном вами примере, она, согласитесь, – вполне честная. Это означает, что у него просто возрастет доход.

Олег Ярошенко   27.02.2019 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.