Из материалов следственного дела Бухарина-32

Допрос подсудимого Бессонова

Бессонов. Вместе с другими эсерами я не принимал Октябрьской революции. В августе 1918 года я порвал с эсерами и в октябре 1918 года об этом заявил официально.
Вышинский. Но до 1918 года?
Бессонов. До 1918 года разделял целиком и полностью установки эсеровской партии за исключением военного периода, когда я был пораженцем.
Вышинский. В этот период времени ваше отношение к Октябрьской революции, к Коммунистической партии было какое? Положительное или отрицательное?
Бессонов. Отрицательное.
Вышинский. В чем заключалось ваше отрицательное отношение?
Бессонов. Я выступал по поручению вологодского городского и областного комитетов эсеровской партии в качестве докладчика на собраниях, развивая и обосновывая позиции эсеров в отношении Октябрьской революции и по событиям текущего дня. Последним моим публичным выступлением было выступление по поводу Брестского мира.
Вышинский. В чем выражалось это ваше выступление?
Бессонов. Я резко и отрицательно относился к заключению Брестского мира.
Вышинский. В 1919 году?
Бессонов. В 1919 году я стоял целиком и полностью на платформе поддержки Советской власти, пошел добровольцем в Красную Армию.
Вышинский. Когда вы вступили в Коммунистическую партию?
Бессонов. В 1920 году, в мае месяце.
Вышинский. Когда вы вступили на путь троцкистской деятельности?
Бессонов. Я просил бы разрешения дать мне возможность рассказать об этом подробнее.
Вышинский. Это дело суда.
Председательствующий. Изложите только основные факты.
Бессонов. Моя троцкистская деятельность началась в 1931 году в Берлине.
Вышинский. При каких обстоятельствах?
Бессонов. Я работал в 1931 году в Берлинском торгпредстве СССР и заведывал отделом торговой политики. В процессе переговоров, которые Советское правительство вело в 1931 году с германскими промышленниками относительно предоставления кредитов, я оказался одной из наиболее активных фигур в переговорах. И на этой почве тесно связался с Пятаковым, который и вовлек меня в троцкистскую организацию.
Вышинский. В чем выразилась ваша подпольная троцкистская деятельность в тот период времени?
Бессонов. Основная задача, которую передо мною тогда поставил Пятаков, независимо от моего участия в переговорах с германскими промышленниками,-переговорах, которые, конечно, заслуживают того, чтобы на них остановиться несколько более подробно позже,-основной задачей, которую поставил передо мною Пятаков, было установление постоянной, регулярной связи с Троцким.
Вышинский. Почему именно к вам обратился Пятаков с предложением организовать эту связь?
Бессонов. Насколько я понимаю, Пятаков находился в связи с Троцким и до того. Но эта связь носила нерегулярный характер, страдала целым рядом дефектов. А между тем, обстоятельства требовали от Пятакова и от всей троцкистской организации установления регулярной, постоянной связи, при которой получение директив Троцкого и информации о деятельности троцкистов в СССР было бы постоянным. Это был основной мотив, который привел к созданию в Берлине постоянного пункта связи, функционировавшего вплоть до моего отъезда из Берлина в феврале прошлого года.
Вышинский. По каким же обстоятельствам выбор остановился на вас?
Бессонов. Я представлял из себя одну из наиболее, я бы сказал, прочных фигур в составе Берлинского торгпредства.
Вышинский. Какую должность вы там занимали?
Бессонов. Я занимал должность члена советского торгпредства.
Вышинский. В Берлинском торгпредстве?
Бессонов. Да, в Берлинском торгпредстве, которое было тогда наиболее центральным торгпредством, через которое велись торговые переговоры с десятью европейскими странами. Работа эта требовала очень длительных навыков, и, совершенно естественно, существовало определенное мнение о том, что в этой обстановке я, вероятно, останусь и наиболее длительно буду сидеть в Берлине.
Вышинский. Следовательно, ваше служебное положение представляло значительное удобство для выполнения обязанностей связиста?
Бессонов. Совершенно правильно.
Вышинский. Вы согласились на эту роль?
Бессонов. Да, я согласился.
Вышинский. Почему?
Бессонов. Я уже сказал, что Пятаков вовлек меня в троцкистскую организацию...
Вышинский. Следовательно, согласились как троцкист?
Бессонов. Пятаков вовлек меня в троцкистскую организацию, следовательно, я принимал на себя тем самым и определенные обязательства в отношении этой организации. Если мне давалось поручение, в частности, организовать с Троцким связь, то я это поручение выполнял.
Вышинский. В то время вам было известно, что троцкистская организация под руководством Пятакова как представителя Троцкого в СССР и самого Троцкого, ведет уже определенную заговорщическую конспиративную подрывную работу?
Бессонов. Да.
Вышинский. Каким образом это вам стало известно и при каких обстоятельствах?
Бессонов. Пятаков, когда он вел со мною один из решительных разговоров в этой области, дал мне картину состояния оппозиции внутри СССР. Кроме того, он обрисовал положение в СССР в совершенно ложном, клеветническом виде. Картина, которую он нарисовал, была достаточно выразительной, чтобы повлиять на меня определенным образом. Кроме того, сам Пятаков, как личность, не мог не импонировать мне. Из среды людей, с которыми до сих пор сталкивала меня жизнь, он великолепно ориентировался в европейских делах и импонировал мне как хозяйственник.
Я стал слушать Пятакова со значительно большим вниманием, чем при других обстоятельствах. Я, как и многие другие сотрудники за границей, широко знакомился с иностранной, нелегальной в наших советских условиях, литературой, в частности, с выпускавшимся Троцким бюллетенем. И, наконец, Пятаков, когда он пришел для того, чтобы меня организовать - завербовать - он дал мне картину состояния оппозиционных сил внутри СССР. Прежде всего он отметил факт общения троцкистов и зиновьевцев на общей платформе. Он указал далее на то, что предприняты шаги, установлен контакт с правыми, шаги, которые обещают быть очень успешными. Говорилось о фактическом недовольстве среди широких слоев нелегальных объединений троцкистско-зиновьевских организаций, к которым потом предполагалось привлечь и правых, с которыми в действительности контакт был установлен. Пятаков ставил довольно решительно вопрос о том, что идет речь о смене руководства.
Вышинский. Вы тогда из разговоров с Пятаковым узнали, что существует оформленная организация?
Бессонов. Да.
Вышинский. Под чьим руководством эта организация действовала?....

Продолжение следует...


Рецензии