О Достоевском

МИХАИЛ АБЛАЕВ. "О ДОСТОЕВСКОМ".

Главное ключевое слово в подходе к Достоевскому является "странность". Центр его творчества - роман "Подросток", где встречаются Божий странник и "светский святой" - отец Подростка,  якобы "носивший вериги под одеждой", возникает их любовь. Странник, отец Подростка по крови, умирает в доме у своего благодетеля. Такое вот отражение божественного, священного в светском, его воплощение в человеке. Такое "сейсмоопасное" явление выражается  в странных выходках, странных образах, странных текстах, странных людях, странных  историях, странных диалогах. Смотри однокоренные слова: странник ("Подросток") - странный ("Идиот") - сторона ("Записки из подполья") - страна ("Записки из мертвого дома", "Игрок"). Именно странность. Даже "стороннесть" (наблюдатель - "Бесы"). Конечно же, полное воплощение "светской святости" (странности) - в образе князя Мышкина.
Странность - это тот инвариант, который писатель даёт рассматривать с разных сторон, даёт осмысливать, если даёт, а не закрывает. Достоевский издевается над читателем этой своей "странностью". Чего ищете? Чего-то ищете? А я о странности пишу!

О "Записках из подполья".

В чём смысл этого произведения? В том, что загнанным в подполье персонаж оказался под давлением окружающего мира. Детские травмы и порча, не дающая ему покоя и вызывающая вспышки злобы ("мы рождаться будем от идеи", "от мёртвых отцов рождаемся" (как егиепский бог Гор - смотри ниже "Кьерке Гор"), "мне бы успокоиться", "покоя бы мне"), злой мир, давящий злой мир (злобные люди на улицах, порча, лежащая на мире и России силами Канта, Гегеля, Кьеркегора (!),  Наполеонов (смотри наши работы об этих а(А)нтихристах)), привычки к "книжной жизни" ("упаси Боже от столкновыения с "живой жизнью""). Ответная реакция  - навык тиранства в любви - это корень несчастья парадоксалиста в жизни. Такое противостояние с окружающим загоняет его в подполье, в котором он "успокоенно" прозябает, исповедуется в своей  злости. Это произведение - яркое свидетельство порчи, лежащей на мире, наведенной Кьеркегором и Наполеоном 3, начала безбожности мира. Другое такое ярчайшее свидетельство - декадентство "проклятых поэтов" Франции, рождавшихся в период написания книг Кьеркегора и воцарения Наполеона 3.
Но главный смысл, "экзистенциал" душевно-духовной жизни персонажа - корень произведения - тиранство в любви (с другом, с Лизой). Это его уводит из "живой жизни" и загоняет в подполье. Но это, напомним - тоже феномен указанного выше.


Рецензии