Из материалов следственного дела Бухарина-33

Допрос подсудимого Бессонова

Бессонов. Пятаков нисколько не скрывал, что организация в целом руководствовалась директивами Троцкого.
Вышинский. Что конкретно вам говорил Пятаков относительно правых и кого он называл?
Бессонов. Пятаков говорил, что предпринимаются шаги для установления организационного контакта с правыми.
Вышинский. С кем именно?
Бессонов. С Бухариным, Рыковым и Томским.
Вышинский. А эти последние - Бухарин, Рыков и Томский - со своей стороны делали какие-либо шаги в этом направлении?
Бессонов. До 1931 года таких разговоров я не знаю.
Вышинский. А были ли такие разговоры?
Бессонов. В 1932 году Пятаков об этом говорил, правда, не останавливаясь на этом подробно.
Вышинский. Что говорил?
Бессонов. В 1932 году Пятаков говорил о том, что контакт установлен.
Вышинский. В 1932 году, следовательно, задача налаживания такого контакта удалась?
Бессонов. Да.
Вышинский. При каких обстоятельствах?
Бессонов. В 1932 году я виделся с Пятаковым несколько раз. Он очень длительное время был в Германии по делам торговых переговоров. Я видался с ним очень часто, и в один из разговоров он мне сказал об этом.
Вышинский. Словом, троцкистская группа организована под руководством своего центра, к ней примыкают зиновьевцы и в этот период времени ведутся, по вашим данным, переговоры с бухаринцами?
Бессонов. Да.
Вышинский. Позвольте спросить у Бухарина.
Председательствующий. Пожалуйста.
Вышинский. Обвиняемый Бухарин, вы можете подтвердить показания Бессонова, что в этот период ваша группа вела переговоры с зиновьевской организацией о вашей работе?
Бухарин. Я подробно показал в своих показаниях на предварительном следствии, что попытки контакта правых с зиновьевцами, а потом и с троцкистами были и раньше.
Вышинский. Вы - обвиняемый Бухарин, а также Рыков и Томский - вели переговоры с Пятаковым и другими троцкистами об объединенных действиях против Советской власти?
Бухарин. Да.
Вышинский. Вы это подтверждаете?
Бухарин. Я это подтверждаю.
Вышинский (к Бессонову). Продолжайте ваши объяснения.
Бессонов. Пятаков поставил передо мной задачу - организовать систематическую, постоянную связь с Троцким.
Вышинский. Что же реально вы сделали в этом отношении?
Бессонов. После нескольких разговоров с ним на эту тему (это было в начале мая 1931 года) и по его совету я с рекомендательной запиской Пятакова разыскал в Берлине сына Троцкого - Седова и через него передал первое письмо Пятакова к Троцкому.
Вышинский. Скажите, где, когда, в какое время и при какой обстановке вы вручали ему письмо?
Бессонов. Седов стоял тогда в центре внимания германской, я бы сказал, бульварной прессы, ибо перед этим с его сестрой - дочерью Троцкого - произошло одно происшествие, в результате которого германская печать очень много писала о самом Троцком, об его детях и, в частности, о Седове, который в то время учился в Берлинском политехникуме. Разыскать Седова не представляло для меня никаких трудностей, точно также как не представляло трудностей разыскать любого человека в Берлине, потому что я располагал в Берлине очень многими связями. Я мог установить связь с Седовым любым образом, но по совету Пятакова для того, чтобы не очень афишировать это дело, воспользовался адресом, который он указал в одной из дневных берлинских газет...
Вышинский. ...и по этому адресу?
Бессонов. ...и по этому адресу в конце мая 1931 года с рекомендательной запиской Пятакова я разыскал Седова и имел с ним краткий разговор.
Вышинский. Седов вас знал до этого?
Бессонов. Нет, не знал.
Вышинский. Вы для него были совершенно новый человек?
Бессонов. Да, новый человек.
Вышинский. Почему же Седов согласился вести с вами, с незнакомым ему человеком, разговор на эту тему?
Бессонов. Я передал записку Пятакова - этого было достаточно.
Вышинский. И после этого?
Бессонов. После этого он со мной разговаривал довольно подробно по вопросу об организации этой переписки. Он сразу сказал, что речь идет не об одном-двух письмах, которые можно взять для переотправки, а об установлении систематической связи.
Вышинский. Чем кончился разговор с Седовым?
Бессонов. Он считал, что необходимо, если ставить перед собой задачу постоянной связи, выделить специального человека, не столь стоящего на виду, как стоит он, Седов. Через некоторое время, встретившись с Седовым заранее условленным способом-на одном из берлинских вокзалов, я ему передал письмо от Пятакова к Троцкому, которое Троцкий и получил и на которое в сравнительно непродолжительном времени был получен ответ. Вместе с тем были переданы и первые деньги, которые дал мне Пятаков.
Вышинский. Какие деньги?
Бессонов. Он дал мне 2000 марок для передачи Седову специально на расходы, связанные с переотправкой первых писем.
Вышинский. Что это были за деньги?
Бессонов. Я не знаю. Пятаков располагал довольно большими суммами.
Вышинский. Какие это были суммы, ему лично принадлежащие?
Бессонов. Я думаю, что они не принадлежали Пятакову.
Вышинский. А чьи же они были?
Бессонов. Это были деньги Советского государства, предоставленные Пятакову как председателю комиссии по переговорам...


Рецензии