Из материалов следственного дела Бухарина-34

Допрос подсудимого Бессонова

Вышинский. Для чего они были предоставлены?
Бессонов. Я так полагаю, что они были предоставлены для так называемых представительских расходов.
Вышинский. То есть расходов, связанных с его официальной работой?
Бессонов. Да, конечно. Но эти деньги были использованы для организации первоначальной связи с Троцким.
Вышинский. Как вы можете это квалифицировать в соответствии с нынешней обстановкой на языке Уголовного кодекса? Как можно квалифицировать такое использование чужих средств в преступных целях?
Бессонов (молчит).
Вышинский. Может быть, я вам помогу?
Бессонов. Я думаю, что вы это сделаете лучше меня. То, что у меня может звучать сейчас не искренно и неубедительно, у вас будет звучать по-настоящему.
Вышинский. Выходит так, что Пятаков крал государственные деньги? Воровал их и направлял эти деньги на помощь троцкистской организации?
Бессонов. Да, совершенно верно.
Вышинский. А вы ему помогали в этом деле?
Бессонов. Да.
Вышинский. Он воровал, вы ему помогали, передав от Пятакова 2000 марок, принадлежащих Советскому государству.
Бессонов. Да, это так, но на этом денежные отношения с Седовым кончились, потому что, насколько я помню, в тот период через Седова было отправлено и получено не больше трех писем.
Вышинский. А вообще денежные отношения с троцкистами на этом кончились?
Бессонов. Я предпочитаю коснуться этого позже, потому что имею показать по этому вопросу целый ряд фактов. Должен сказать, что, конечно, денежные отношения с троцкистами на этом отнюдь не закончились.
Вышинский. Они продолжались и дальше?
Бессонов. Я бы не сказал, что было прямое финансирование из советских денег...
Вышинский. Но что имело место?
Бессонов. Но имело место использование ситуации, создавшейся в Германии, и советского служебного положения для широкого получения средств на нелегальную троцкистскую работу. Это не подлежит никакому сомнению.
Вышинский. Финансирование троцкистской организации за счет интересов Советского государства продолжалось и дальше?
Бессонов. Безусловно.
Вышинский. Продолжайте.
Бессонов. Во время первого свидания с Седовым он поставил вопрос о том, чтобы для постоянной связи с Троцким выделить специального человека.
Вышинский. Это была инициатива Седова?
Бессонов. Да, я говорил об этом с Пятаковым. Он считал это совершенно правильным и вскоре (это было в начале июля или в конце июня 1931 года) познакомил меня с инженером Райхом, в то время работавшим в отделе черной металлургии Берлинского торгпредства, человеком, который очень хорошо знал Европу, в частности европейскую металлургию, бывал в разных странах, говорил на нескольких европейских языках.
Вышинский. А главное?
Бессонов. И самое главное, с 1923 года был троцкистом.
Вышинский. Вы его до этого момента не знали?
Бессонов. Я его до этого момента не знал.
Вышинский. Совершенно?
Бессонов. Совершенно.
Вышинский. И не встречались с ним?
Бессонов. Я видел его иногда в коридорах торгпредства.
Вышинский. Если вы его видели в торгпредстве, значит знали?
Бессонов. Я не знал его фамилии.
Вышинский. Хорошо, но знали этого человека в лицо? Знали, что есть такой Райх, но не знали его лично?
Бессонов. Да, до тех пор пока меня не познакомил с ним...
Вышинский. До тех пор пока вас с ним не познакомил, как с троцкистом, Пятаков, вы Райха знали?
Бессонов. Как сотрудника торгпредства.
Вышинский. Это не был для вас новый человек?
Бессонов. Нет.
Вышинский. Вы только не знали, что он связан с Троцким?
Бессонов. Нет.
Вышинский. И вас связал с ним как с троцкистом Пятаков?
Бессонов. Да.
Вышинский. А когда Райх стал Иогансоном?


Рецензии