Из материалов следственного дела Бухарина-36

Допрос подсудимого Бессонова

Вышинский. А вам откуда было известно, что Райх организовал встречу?
Бессонов. О существовании Райха, кроме меня и Пятакова, никто не знал.
Вышинский. А Крестинский знал о существовании Райха?
Бессонов. Он, вероятно, знал.
Вышинский. Почему вы так полагаете?
Бессонов. Крестинский работал в Берлине в качестве полпреда.
Вышинский. Райх был в полпредстве как официальное лицо. Это верно?
Бессонов. Безусловно.
Вышинский. Каким образом этот Райх организовал свидание Крестинского с Троцким?
Бессонов. Я, собственно говоря, технических условий этого свидания не могу рассказать суду, ибо их не знаю.
Вышинский. А что вы можете показать?
Бессонов. Когда Крестинский поздним летом 1933 года приезжал лечиться в Германию, он долгое время оставался в Берлине. Он имел со мной два раза разговор, который можно было характеризовать как разговор членов троцкистской организации. Первый разговор касался условий свидания между Троцким и Крестинским.
Вышинский. Кто же желал этого свидания: Троцкий или Крестинский?
Бессонов. Крестинский. Нужно сказать, что это была нелегкая задача в тот период. В этот период Троцкий стал, в известной степени, в центре европейского внимания, о нем много писали в газетах, и в этих условиях организовать свидание было нелегко. Я не сомневался, что Иогансон располагает широкими связями и это дело может без труда устроить. Я вызвал его в Берлин и, действительно, через некоторое время он вернулся и сообщил, что свидание может состояться в октябре 1933 года.
Вышинский. Когда?
Бессонов. В октябре 1933 года.
Вышинский. Следовательно, вы оказали Крестинскому содействие в организации встречи с Троцким?
Бессонов. Крестинский знал, что я организовал это дело, но как я организовал это дело, Крестинский не знал.
Вышинский. Технической стороны?
Бессонов. Да, технической.
Вышинский. Значит, мы можем установить такие факты: первое это то, что Крестинский проезжал через Берлин.
Бессонов. Я думаю, что это было в сентябре или в конце августа 1933 года.
Вышинский. Куда он ехал?
Бессонов. В Киссинген.
Вышинский. Зачем?
Бессонов. Он лечился. Он остановился в торгпредстве, и я с ним разговаривал. Дважды мы разговаривали на троцкистские темы.
Вышинский. А он говорит, что никогда троцкистом не был. Может быть, он порицал троцкистов? Вы слышали сами здесь, что он говорил, что он троцкистом не был. Как это, правильно или нет?
Бессонов (улыбается).
Вышинский. Что вы улыбаетесь?
Бессонов. Я улыбаюсь потому, что я стою здесь на этом месте, потому что Николай Николаевич Крестинский назвал меня как связиста с Троцким. И кроме него и Пятакова никто об этом не знал. И если бы в декабре 1933 года Крестинский со мной не говорил об этом обстоятельстве, то я бы не находился на скамье подсудимых.
Вышинский. Так что вы считаете, что вы обязаны ему в этом деле? Позвольте спросить подсудимого Крестинского. Подсудимый Крестинский, вы действительно проезжали в Киссинген в 1933 году в августе или сентябре?
Крестинский. В начале сентября.
Вышинский. Этот факт подтверждаете?
Крестинский. Подтверждаю.
Вышинский. С Бессоновым виделись?
Крестинский. Да.
Вышинский. Разговаривали?
Крестинский. Да.
Вышинский. О чем? О погоде?
Крестинский. Он был советником полпредства в Берлине, в это время исполнял обязанности поверенного в делах. Он информировал меня о политическом положении в Германии, о настроениях фашистской партии, которая в то время была у власти, об их программе и установке к СССР.
Вышинский. А о троцкистских делах?
Крестинский. Мы с ним не говорили. Я троцкистом не был.
Вышинский. Никогда не говорили?
Крестинский. Никогда.
Вышинский. Значит, Бессонов говорит неправду, а вы говорите правду. Вы всегда говорите правду?
Крестинский. Нет.


Рецензии