Из материалов следственного дела Бухарина-40

Допрос подсудимого Бессонова

Крестинский. Мне нужно только принять таблетку и я могу продолжать.
Вышинский. Вы просите вас пока не допрашивать?
Крестинский. Несколько минут.
Вышинский. А вы можете слушать, как я буду допрашивать других?
Крестинский. Могу.
Вышинский. Обвиняемый Розенгольц, какие у вас данные, что Крестинский троцкист и, следовательно, он говорит здесь неправду?
Розенгольц. Это подтверждается теми переговорами, которые были у. меня с ним как троцкистом.
Вышинский. Когда были эти переговоры?
Розенгольц. Эти переговоры были, начиная с 1929 года.
Вышинский. До какого года?
Розенгольц. До последнего периода.
Вышинский. То есть?
Розенгольц. До 1937 года.
Вышинский. Значит, переговоры велись с 1929 до 1937 года. 8 лет вы "переговаривались" с ним как с троцкистом? Правильно я вас понимаю?
Розенгольц. Да.
Вышинский. Обвиняемый Гринько, что вам известно о Крестинском как о троцкисте?
Гринько. Известно.
Вышинский. Что же вам известно?
Гринько. Я в своей заговорщической работе имел с Крестинским связь как с заговорщиком-троцкистом, как с членом право-троцкистского заговорщического центра по вопросам весьма серьезного свойства, о которых я должен буду давать показания.
Вышинский. Кратко можете сказать, по каким вопросам? По вопросам поддержки Советской власти или борьбы с ней?
Гринько. По вопросам борьбы с Советской властью, установления связи с враждебными Советской власти иностранными государствами.
Вышинский. А вам известно, был ли Крестинский связан с другими иностранными разведками?
Гринько. Он помог мне установить связь с одной из иностранных разведок.
Вышинский. Значит, Крестинский вам помог установить связь с иностранной разведкой. Вы слышите это, обвиняемый Крестинский? Это правда?
Крестинский. Нет.
Вышинский. А вы дали показания, что это правда.
Крестинский. О том, что я помог Гринько установить связь?
Вышинский. Больше того, что вы сами были иностранным разведчиком.
Гринько. У меня есть еще один факт, о котором я хочу здесь сказать. Это то, что я помогал Крестинскому как бывшему заместителю Наркоминдела использовать те валютные средства, которые накапливались в курсовых разницах за границей и которые нужны были ему для целей финансирования троцкистов.
Вышинский. Скажите, пожалуйста, не было случая чтобы Крестинский просил вас не производить ревизию валютного фонда?
Гринько. Об этом я и говорю.
Вышинский. Подсудимый Крестинский, у вас был валютный фонд?
Крестинский. Да, был.
Вышинский. Вы просили Гринько, бывшего Наркомфина, не ревизовать этот фонд?
Крестинский. Не просил.
Вышинский. А он ревизовал?
Крестинский. Не лично он, а его аппарат.
Вышинский. Подсудимый Гринько, вы ревизовали?
Гринько. Нет.
Вышинский. А вот Гринько говорит - нет. Вы его ревизовали?
Крестинский. Нет, я не ревизовал его.
Вышинский. А кто же ревизовал?
Крестинский. Аппарат Наркомфина.
Вышинский. Назовите, кто.
Крестинский. Я знаю, что каждый год производилась ревизия.
Вышинский. Кто именно по поручению Гринько, бывшего Наркомфина, ревизовал ваш фонд?
Крестинский. Работники Наркомфина, ведающие валютой.
Вышинский. Кто?
Крестинский. Там были Каган, Мартенсон. Каждый год при обсуждении сметы проверялись наши расходы за предыдущий год.
Вышинский. Гринько, правильно это?
Гринько. Нет, это неправильно. Крестинский говорит не о том, о чем я говорю. Конечно, когда рассматривалась официальная валютная смета Наркоминдела на очередной год, то проверялись расходы предшествующего года. Я говорю не об этой смете, а говорю о том, что благодаря колебаниям валютного курса в разных странах в распоряжении Наркоминдела накапливались средства от валютной разницы.
Вышинский. Правильно это?
Крестинский. В распоряжении Наркоминдела не накапливались, но у отдельных полпредств получались суммы.
Вышинский. Значит, накапливались?
Крестинский. Нет, не накапливались. Мы переводили меньше валюты.
Вышинский. Значит, правильно говорит Гринько?
Крестинский. Нет, дается неправильная картина положения вещей. Дело было в следующем: отпускалась известная сумма.
Если бы полпредство производило размен валюты по официальному курсу, то оно получало бы валюту на большую сумму, если бы по неофициальному курсу, то надо было бы перевести меньше денег. Мы переводили меньше денег, а остальное оставалось у Гринько.
Вышинский. Вы Гринько, как бывшего Наркомфина, просили не ревизовать ваш валютный фонд?
Крестинский. Не просил.
Вышинский. А что вы скажете, Гринько?
Гринько. Я подтверждаю, что он просил, и я эту просьбу выполнил.


Рецензии