Воспоминания о казачестве Забайкалья

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЕСТВО.
               
В июле 1990 года из  Германии я был направлен для дальнейшего прохождения дальнейшей службы в Забайкальский военный округ под Улан-Уде (Верхнеудинск).

В Забайкалье (1990-1994гг) служба моя в основном проходила на Дивизионке (станица Нижняя Берёзовка). Когда то здесь  в 1917 году  атаман Семёнов назначеный на должность командира монголо-бурятского конного полка, который ему предстояло сформировать.

Там между двух сопок располагался ПТАРЗ - полевой танко-агрегатный ремонтный завод, на котором я служил в должности заместителя начальника завода по качеству. 

Уже с 1991-92 года  плановый ремонт танковых двигателей и других танковых агрегатов резко сократился. Главной задачей завода становилась разборка и разрезка на металлолом объектов бронетанковой техники, в основном БМП, БМД и БТР.

Можно представить, какие чувства обуревали мной, когда вместо ремонта и восстановления танков, приходилось заниматься их уничтожением.  Сердце обливалось кровью при виде бескрайних полей с расставленными по линейке танками, БМП и другими объектами бронетанковой техники. От Германии до Забайкалья я был свидетелем уничтожения тысяч и тысяч танков, боевых машин пехоты, бронетранспортёров.
      
Помнится, в этих же краях под Читой в 70-х гг..мне – молодому лейтенанту, доводилось участвовать гарантийных  пробегах объектов БТТ. В наиболее тяжелых для техники(и людей)  зимних условиях эксплуатации проводился её пробег. 

На таких испытаниях выявлялись конструктивные недоработки, уточнялись эксплуатационные  особенности данного вида техники. Никогда не мог предположить сто такую дорогостоящую технику придётся когда-то порезать на металлолом.

Сколько труда было положено на её изготовление, производственники и ремонтники микроны считали, а тут не десятки танков, а целые танковые дивизии – под нож.

Чтобы представить масштаб трагедии, можно привести хотя бы такую цифру: 1 танк = 1 деревня.

Именно такова подлинная себестоимость танка. И, если, в СССР было после войны построено 67 тысяч танков, то у народа изъято было столько денег, сколько бы хватило на постройку 67 тысяч(!) деревень. Русских деревень!

Поскольку львиную долю государственного бюджета собирались с российских предприятий и колхозов, находившихся на исконно русских территориях, где проживало преимущественно русское население.Армия, флот, космос, наука – всё содержалось преимущественно за счёт русского народа, средства изымались из русского кармана. 

Помнится, в 1973 году ездил на экскурсию в село Константиново – на  родину Сергея Есенина. Так вот, по пути видел, что многие избы в  деревнях частенько были ещё с соломенными крышами.   


Так вот, примерно с начала 90-х годов в Забайкалье стало возрождаться казачество. Предпосылкой тому послужили ряд обстоятельств. 

Так, с ослаблением влияния государственных правоохранительных структур в Бурятии стали возникать политические партии, националистские движения, стали поднимать голову разного толка бурятские самостийники, помышлявшие воссоздать независимое государство Бурят-Монголию. Наряду с этим стал распоясываться хулиганский элемент.

Рынки наводнили китайцы и монголы. Они вытеснили уже не только русских, но и бурят. Это обстоятельство послужило отрезвляющим фактором для националистически настроенных бурят, которые до этого момента, уже в открытую говорили: «Бурятия для бурят!», и «Русским здесь делать нечего!».

Все такие «нацмены» как-то сразу вдруг поняли, что они - полтора миллиона бурят, если  вытеснят из «своей» республики полтора миллиона русских, то вряд ли они в одиночку выдержат напор пятидесяти миллионов китайцев и миллиона монгол, подпирающих их границы.

С этого момента русские вновь стали для большинства бурят братским народом. С другой стороны с ослаблением политического гнёта на русский народ  и забайкальское казачество стало  активней проявлять себя, как оплот российской государственности.  Стали возрождаться исконные казачьи станицы, возникать казачьи объедтнения.


В Улан-Удэ (Верхнеудинске) казачье движение возглавил  Касьянов, работник железной дороги,  впоследствии он стал атаманом ОВО ЗКВ. Так уже в июне 1991г. казаки установили памятный крест на месте первого поселения казаков,  которое впоследствии превратилось в город Верхнеудинск.

Этот крест хорошо виден при переезде  через реку Уду по новому мосту в восточную часть города.  В   это же время началось восстановление собора, расположенного в самом центре города. 

Собор и колокольня были сильно разрушены, но православный люд во главе с молодым настоятелем храма отцом Игорем с энтузиастом принялись его восстанавливать. Вскоре в нем регулярно стали проводиться службы.
 


Рецензии