Статья. Экономя время

Вахта Победы – вахта мира
Накануне выхода из датского порта на борт судна поступила радиограмма из Северного морского пароходства. В ней предлагалось подать теплоход к причалу грузового района Бакарица в Архангельске в ночь с 19 на 20 ноября. Только в этом случае, говорилось в радиограмме, будет выдержан напряжённый график продлённой навигации на дудинском направлении.
Засели за расчёты всем экипажем: ведь от нас требовали почти невозможного – все пять суток пути до Архангельска идти со скоростью минимум шестнадцать миль в час. Только при этом условии мы успевали к нолю двадцатого на Чижовку, где суда берут комиссию для выполнения приходных формальностей.
На партийном собрании приняли решение – объявить рейс ударным в честь 40-летия Великой Победы и тут же составили текст радиограммы в адрес портовиков Бакарицы с предложением организовать социалистическое соревнование за досрочную обработку судна.
Уже за утреннюю вахту третьего штурмана С. Догадайло прошли 66 миль. В Норвежском море хорошо помогал попутный ветер. Всё Баренцево отмахали с максимальной скоростью, успешно проскочили ледовую кашу Белого моря. Придя на акваторию Архангельского порта, поняли, что нас действительно очень ждут – судну разрешили идти прямо под мост, а комиссию принимать на рейде Бакарицы. Даже старожилы экипажа не припомнят подобного случая.
Успели мы под развод моста и ошвартовались, имея экономию времени за переход 15 часов. Теперь от  портовиков зависело, потеряем мы эти часы на стоянке или умножатся они экономией на погрузке. Утром пришёл начальник района П. Брешковский и сообщил, что портовики вызов наш приняли. Только просил помочь в раскреплении груза, потому что не хватало рабочих рук. Мы согласились и включили это отдельным пунктом в договор.
Нелегко складывалась обработка судна. На следующий день случилась заминка: среди двенадцати мест второго трюма был двадцатитонный барабан для цементного производства длиной более 15 метров. Предполагалось грузить его на палубу, но тогда обеспечить сохранную перевозку было бы сложно. Докеры бригады И. Стукова, произведя расчёты, предложили попробовать поместить барабан в трюм. Они вместе со вторым штурманом С. Струниным буквально до миллиметра измерили громоздкую деталь со всех сторон, а затем провели филигранную грузовую операцию.
Оперативно сработала на раскреплении груза палубная команда во главе с боцманом А. Раслановым. Восемь долгих часов на морозе и ветре опутывали, стягивали найтовыми ящики, технику, детали.
Дружная работа с портовиками позволила пополнить копилку эксплуатационного времени ещё сутками. Покинули родной порт, вышли в Белое море, и судно ощутимо затрясло на ледовых перемычках. Затем уже в Баренцевом налетел жестокий шторм. Огромные волны одели в ледяную броню палубу, надстройку, груз, и в это нагромождение выходили моряки, чтобы надёжнее подкрепить груз, обтянуть заново, расклинить.
За Карскими воротами нас взял на «усы» ледокол «Красин». В пути встретились атомные богатыри «Леонид Брежнев» и «Сибирь», выводившие теплоходы «Поморье» и «Плесецк» - днём и ночью трудится суровая Арктика. Между островами Белым и Вилькицкого наш тандем стало затирать. Дружно на полном ходу пятились, разгонялись и пробивались через перемычки.
Как и планировали, утром четвёртого декабря пришли в Дудинку, где за разгрузку судна энергично принялась бригада М. Васильохи.
В этом рейсе экипаж проявил лучшие свои качества – высокую профессиональную выучку, сплочённость, настойчивость в достижении цели, новаторскую смекалку. Можно с уверенностью сказать, что коллективу по плечу самые сложные задачи. Здесь в Дудинке приняли новые социалистические обязательства на 1985 год- год подготовки к XXYII съезду КПСС. Они отличаются особой напряжённостью. Намерены перевезти сверх плана 200 тонн груза, сэкономить семь суток эксплуатационного времени, 215 тонн условного топлива и 700 килограммов масел, двое суток работать на сэкономленных горюче-смазочных материалах. Предстоящий ремонт завершить на двое суток раньше директивного срока, выполнив своими силами ремонтных работ на 12 тысяч рублей. Сегодня работать лучше, чем вчера – главный принцип экипажа.
Ю. Комболин,
первый помощник капитана теплохода «Пионер Литвы»
Архангельск
Передовая статья газеты «Водный транспорт», Москва, 17 января 1985 года.
История этой публикации такова: редакция взяла мой очерк "Последний рейс года", опубликованный в нескольких номерах "Моряка Севера", сократила раз в 5-6, вставила несколько фраз для связки, дописала концовку, дала свой заголовок, рубрику и напечатала. "Водный транспорт - это наша отраслевая газета. Даже для нашего пароходства это было честью. Но не для журналиста Ю. Комболина. Постфактум со мной согласовали.


Рецензии