Яша и Абраша

Глава из неопубликованного романа «Ида»
Яша и Абраша.
Абрам Цукерман был сапожником, а его недруг, так это в детстве, а сейчас самый близкий друг, если быть уж совсем точным, то больше чем друг и больше чем родственник, грек Яша Пападаки был парикмахером. На Староконном базаре стояло добротное одноэтажное здание, разделенное кирпичной перегородкой. В одной половине трудились родители Абраши, Цукерманы. Трудились они от зари до зари, шили добротную обувь и тут же ее сдавали партиями или мелким оптом заезжим купцам. Могли шить обувь и на заказ, но только большим господам и за большие деньги. Семья Цукерман считалась в Одессе сильным средним классом, как сказали бы сейчас. У Абраши была прекрасная старшая сестра Роза. Действительно, девушка была необычайной красоты.
На другой половине дома располагалась парикмахерская семьи Пападаки. Это предприятие было менее  прибыльным, чем сапожная мастерская. Вот у Яши был старший брат Александр, нельзя сказать, что он был уродом, но красавцем его назвать было трудно. Когда Розе исполнилось семнадцать лет, ее родители начали искать ей жениха. Красота Розы могла принести серьёзную прибыль семье Цукерман. Но этого не случилось. Любовь зла. Роза влюбилась в Александра, тот ее любил с самого детства. Скандал был грандиозным, когда Роза сказала маме, что она беременна. Войны не случилось. Роза и Александр собрали вещички и уехали, то ли на Дальний Восток, то ли в Мелитополь, это уже значения не имеет. Любовники уехали, а скандал остался. Если Абраша и Яша раньше играли вместе, то теперь они били друг другу морду, благо они были одного возраста и одной комплекции. Когда у них распухали лица и болели кулаки, они на время зализывали раны, тогда их родители, при встречи, а встречались они как раз, два раза в день, при открытии и при закрытии своих предприятий, ругались между собой. Тут до кулаков не доходило. Чета Цукерман при встрече не здоровалась, а кричала – вонючие греки. В свою очередь Пападаки, так же не говорили, доброго дня, а отвечали, жиды проклятые, что б вам сгинуть. И все это происходило на протяжении многих лет. У Розы и Александра уже пять детей было, а родня их все не успокаивалась. Это стало достопримечательностью Староконного рынка, поначалу собиралась толпа зевак, а когда все привыкли, то стали сверять свои часы по скандалу.
Однажды, что было крайне редко, дед Бурмака по каким-то серьёзным делам попал в центр города. По такому случаю он надел на себя брезентовый выходной костюм пожарника. Удалось ли ему его деловая поездка в город, дед Бурмака ни кому не докладывал. А вот как он попал в русский драматический театр, это он рассказал охотно.
- Вот прохожу я мимо театра, афиши разглядываю. Смотрю, сегодня дают Шекспира, «Ромео и Джульетта», значит.
Рассказывал он этот как большой эстет. Было такое впечатление, что дед Бурмака был большой театрал. Откуда он набрался таких слов, ни кто не мог понять, хотя все знали, что ни когда в своей жизни дед Бурмака не был в театре, а тут такой пассаж. И он продолжал.
- Я, еще стоя у афиши, когда ко мне выбежал человек во фраке и потянул меня в театр со словами. Давно вас ждем и без вас не начинали. Побыстрее, пожалуйста, уже прозвенел третий звонок.
Тут все стало ясно, Бурмаку спутали с брандмейстером театра, но ему об этом ни кто не сказал. Все хотели узнать, о чем писал Шекспир в «Ромео  и Джульетте», ибо ни кто из слушателей деда Бурмаки не только, не видели трагедий Шекспира, они вообще ни когда не были в театре. Но Бурмака о трагедии ни чего не рассказывал, а собирался уйти к себе домой. Тут Валька Пилихатая, тогда еще совсем молоденькая и симпатичная девушка задала Бурмаке вопрос.
- И чего вы там слышали и видели?
Бурмака тут же возгордился, хотя ответ его был простым и коротким.
- Вы историю жизни семьи Яши и Абраши знаете? Так вот, там то же самое, только вместо Розы и Шурика, которые рванули в Мелитополь, Ромео и Джульетта. Одна разница. Роза и Шурик остались живы, а эти дурни взяли и отравились.
После рассказа деда Бурмаки Молдаванка охладела полностью к творчеству Вильяма Шекспира.
 Потом, как говорят в Одессе, все умерли. Остался Яша и Абраша. Скандалы прекратились. Теперь Яша и Абраша трудились в своих лавках вместе со своими женами. Жены и у них умерли. Дети, как-то разлетелись по всей России и остались два старика вдвоем. От былого величия уже ни чего не осталось. У Яши была маленькая парикмахерская, на одно кресло, а у Абраши небольшая каморка, где он тачал сапоги. Кто из них первый пошел на примирение, тут вопрос открытый, иногда они вступали в спор, кто первым попросил прошения. Тогда старики ругались, правда, без мордобоя и два дня не разговаривали друг с другом. Вот в таком состоянии они встретили Советскую власть. Советская власть им не была нужна, естественно и Советской власти они не были нужны. В эпоху военного коммунизма Абраша и Яша, как-то быстро постарели, хотя им было лет по шестьдесят, наверное. Для того, что бы узнать каков их возраст, надо было сходить в одесскую синагогу, что на Еврейской улице, либо сходить в греческую православную церковь, что на Екатерининской улице. Но ни кто, ни куда не пошел, так как возраст этих людей, ни кого не интересовал. Вот при НЭПе ребята резко помолодели, они, даже двух молоденьких сестричек себе завели, которые сбежали от них по окончанию новой экономической политики, прихватив с собой, то не многое, что у них осталось. А все началось с Жоры Лома. Семейная жизнь у него складывалась великолепно, а вот Циля, теща его в последнее время взбесилась. После утомительного рабочего дня Жора приходил домой. А что должен сделать первым делом женатый мужчина, у которого есть жена и тёща, когда он только зашел в дом? Нет, не поцеловать жену и сказать тёще добрый вечер, тут вы ошибаетесь. Мужчина должен снять свою обувь. Жора так и делал, он снимал свои огромные кирзовые башмаки, которые он носил, уже лет десять и им сносу не было.  И только он хотел поцеловать свою Галочку, как он называл ее нежно, Имя Галатея ему явно не нравилось. Тут Циля поднимала скандал.
- Жора, убери свои ботинки, иначе я их выкину к едрени фени.
Куда она их выкинет, тут понять трудно.
- Они воняют так, как будто месяц назад у нас в передней сдохла собака мадам Клоцман. Хотя мадам Клоцман должна была сдохнуть еще пять лет назад, вместе со своей собакой.
К кому Циля в это время обращалась, к Жоре или мадам Клоцман, которая жила в квартире напротив, и с которой Циля дружила лет сорок, до данного эпизода,  Жора не понимал. Все его страдания начались после того, как собачка мадам Клоцман нагадила у двери Цили. Когда Циля выходила из квартиры, она наступила на то гавно, что оставила собака мадам Кацман и, поскользнувшись, нырнула с лестницы на первый этаж. Тут мадам Клоцман сильно повезло, Циля ни чего себе не сломала, а могла. Тогда мадам Клоцман ни кто бы, ни завидовал, как говорила Циля. Она отделалась сильными ушибами, но не было уже доктора Гойхмана, а его сыну  она не доверяла. Молодой еще, что бы прикасаться к ее роскошному телу, опять-таки, она так говорила. Циля пролежала на диване месяц, и после этого у Жоры появилась головная боль в виде его ботинок. Видимо Циля не только получила ушибы своей роскошной задницы, она еще ударилась и головой, после чего у неё открылся собачий нюх. Этот диагноз Циле поставил дед Бурмака, когда Жора пожаловался тому на свою горькую судьбу. У Жоры был хронический насморк, но эта болезнь не мешала ему работать в депо. Жора таки дал понюхать свои башмаки деду Бурмаки, как третейскому судье. Дед Бурмака сдуру и нюхнул, во всю грудь, засосав воздух из ботинок, которые Жора держал возле его лица. Недолго Бурмака просидел на своем стуле, очнулся он на земле, когда его окатили холодной водой из ведра. Другой реанимации на Молдаванки не знали, хотя и слово – реанимация появилось через лет пятьдесят. Тут Жора понял, тёща права, хотя теперь и он в душе проклинал мадам Клоцман. Столько лет ни кто не замечал запах, который издавали его башмаки, а тут на тебе, такая проблема появилась. И чего теперь делать Жора не знал, не выбрасывать же эти роскошные ботинки, таких ботинок уже не делают. Эти ботинки Жоре сшил на заказ Абраша Цукерман, ибо таких размеров ни кто не выпускал. После размера такого ботинка, шел размер чемодана. Вот тут-то Жора и сообразил, надо обратиться к прародителю ботинок, может тот чего и придумает. Нашел он Абрашу в удручающем состоянии. Тот сидел на лавке вместе с греком Яшей и мирно разговаривал. Оба старика сильно похудели и ели ли они сегодня Жора не знал. Жора не искал редких слов, а так как старика все звали Абраша с его малолетства, то он так и обратился.
- Послушай Абраша сюда. Циля, теща моя, ну это ты знаешь, хочет выкинуть мои башмаки, говорит, что они падлой воняют. Нет, нюхать их не надо, а то дед Бурмака нюхнул, так его полчаса холодной водой отливали. Помоги Абраша, не выбрасывать же такой товар.
Свою работу он сразу узнал. Действительно, из такого товара можно было пошить прекрасный дорожный чемодан, но Абраша не шил чемоданов и он сшил Жоре ботинки. Шикарная дубовая кожа и шикарные подметки. Абраша и не думал нюхать Жорины башмаки, он поверил ему на слово.
- Жорик, ты оставь обувку на денек, может Яшин одеколон, сделает чудо. Ты же знаешь, какой у Яши одеколон собственного производства, он убивает запах, лошади от цыганского седла или запах цыганского седла, от запаха лошади, тут значения не имеет. И вообще, когда Яша сдуру решил постричь Якута, то он на Якута вылил целый флакон своего одеколона. Жена Якута подслеповата, ибо какая девушка может позариться на Якута. Так вот, она мужа разыскивала целую неделю и нашла, только тогда, когда выветрился шикарный одеколон Яши. Иди себе с Богом Жора, завтра придешь. Мадам Циле огромный привет, был бы золотой у меня, то зашел бы к ней лично и передал бы привет, но не от себя, а от Яши.
Тут сказывалась старая вражда между стариками, и Абраша так подколол Яшу. Яша намек понял, но сделал вид, что не понял, решил потом отдать сдачи Абраше. Жора покинул стариков.
- Тащи свой одеколон, сказал Абраша. Будем проводить испытания. Яша хотел сказать колкость по поводу изделия Абраши, но впервые в жизни передумал. Ссориться с Абрашей ему не хотелось, хватит, и он пошел в свою парикмахерскую. Протирать ваткой башмаки не имело смысла, на это бы ушел целый день. Пол флакона ушло на правый башмак, другая половина, естественно, на левый.  Жидкость бултыхалась как в ванной, но всасываться в кожу не желало, для этого потребовались почти сутки. То ли жидкость испарилась, то ли всосалась, старики не знали, но нюхать башмаки после их процедуры они не решались. Тут был нужен доброволец. Но где его найти. После того, как эксперимент провел на себе дед Бурмака, знала вся Молдаванка, а Жорины башмаки, тем более, знали все. Возникла огромная проблема. В это время на Староконный рынок заскочила собака, там она решила укрыться от гицелей, которые хотели лишить ее жизни. Ошиблась собака. Она думала, что Яша и Абраша хотят спасти ей жизнь и подбежала к ним, когда они ее позвали, предложив кусочек жареной котлеты. Собака котлету съела, после чего ей пришлось нюхнуть из ботинка. Вместе с тем запахом, который уже там поселился, добавился запах Яшиного одеколона, видимо, он в разы усилил первый запах. У собаки начались судороги, потом она затихла. Гицеля забрали уже мертвое тело животного. Как заметил Яша, собаке повезло, она не мучилась на живодерне. Начались мучительные поиски из создавшейся ситуации. Жора обещал хорошо рассчитаться, а старики нуждались в деньгах. Мало кто теперь заходил к Абраше, разве только сапоги почистить, на этом много не заработаешь. У Яши начали дрожать руки, и когда он брал в руки бритву, словно кавалерийскую шашку, что бы побрить клиента, то клиент тут же понимал, что жить ему осталось всего, ничего и с ужасом покидал парикмахерскую. Абраша все же был еврейский мальчик, хоть и вески его были седы. Когда-то он учился в еврейской гимназии и учился не плохо. Тут он и вспомнил, что некоторые вещества убивают запахи. Этим пользовалась старуха Гусятница, она себе под юбки засовывала целый веник сушеного чабреца и при этом приговаривала – Что бы дух свежий шел. Веник с чабрецом влез бы в этот башмак, а вот Жора ходить бы не смог. Тут и Яша вспомнил, что его родители мешочки с крахмалом клали в шляпки, что бы отбить старый запах духов. Идею они быстро воплотили в жизнь. Ботинки Жоры с крахмалом простояли до утра. Утром встал серьёзный вопрос, кто будет нюхать? Даже пьяный Гришка Кожухарь, который судорожно искал деньги утром, на опохмел не согласился рискнуть жизнью. Он уже знал о попытке деда Бурмаки и о судьбе дворняги. Кончить жизнь на живодёрне он не желал. Собственная шкура ему была дорога. Старики решили кинуть жребий. Орёл или решка, решал судьбу Яши и Абраши. Думаю легко догадаться, кто проиграл, еврей или грек. Естественно нюхать первому пришлось Яше. Яша не крестился лет сорок, не меньше, но тут он трижды перекрестился. Поднес со страхом башмак к носу и легонько потянул воздух. Тут Абраша тонким голоском, словно раввин на похоронах правоверного еврея запел.
- Не, не, ты нормально нюхни, чего филонишь.
Яша еще раз перекрестился и вдохнул полной грудью. Жизнь такая ему давно надоела. Произошло чудо, и Яша остался в сознании.
- Ну, чего там, спросил Абраша, как оно там?
Яша почесал лысый затылок, после чего заявил и не по теме.
- А ты знаешь Абраша, почему у еврея лысина на лбу, а у православного лысина на затылке?
Тут Абраша понял, что Яша сошел с ума от этого запаха. Теперь этот запах не лишает сознания, а забирает ум. И он почесал свой лысый лоб. Пауза была не долгой.
- Так ответь Яша сам на свой вопрос и не морочь мне голову, я же не нюхал этот башмак и так с ходу ответить трудно.
- Так вот Абраша, что я тебе отвечу. Еврей, прежде чем обмануть православного чешет себе лоб, а православный, после того, как его обманул еврей, чешет себе затылок, мол, опять обманули. Это происходит так часто и у того и у другого, что там и образуется лысина. У тебя на лбу, а у меня на затылке. И не смотри на меня так, как будто я сошел с ума. Это чистая, правда.
- Фу ты, старый дурак, напугал меня, хотя мысль у тебя правильная. Видать запах Жориного башмака прибавил тебе мозгов. Я тебя спрашиваю. Чем пахнет?
- Хорошо Абраша, я тебе отвечу и на этот вопрос. Башмак почти ни чем не пахнет, слегка отдает моим шикарным одеколоном. Но теперь появилась другая проблема, куда деть крахмал.
Абраша не сразу поверил Яше, но по их уговору и Абраша должен был нюхать вторым номером обязательно. Абраша слегка потянул своим достаточно большим носом. Креститься он не умел, но и он жив остался. Видимо, действительно из башмака шел целебный дух, так как решение, куда деть крахмал тут же пришло к Абраше.
- Чего тут думать, сошью чехольчик и под стельку сунем крахмал. Можно менять хоть каждый день, хоть каждую неделю. Все зависит от того, когда появится сам запах Жориных ног.
Жора появился к вечеру, когда его начищенные до блеска башмаки стояли на лавке, на которой сидели Яша и Абраша. Ботинки были как новенькие.
- Ну что братья, ботинки я вижу готовы. Нюхать я их не буду, все одно ни чего не чувствую и башкой об ступеньки я не бился, как моя тёща. И вот, что я вам скажу, но это при том, что дед Бурмака останется жить при повторном эксперименте, ибо нюхать придется ему, он у меня первопроходец в этом деле. Вот вам денежка, и если какая сволочь вас тронет, зовите меня. Хотя, вас не тронет ни одна собака на Молдаванке, я лично всех оповещу. Абраша и Яша относятся к касте неприкасаемых. Моё слово верное.  Ни лавки, ни двери можете больше не запирать, вы меня знаете.
Дед Бурмака категорически отказался проводить на себе эксперимент повторно, но Жора его быстро уговорил. То ли кулак, то ли бутылка первача, что гнала Мацепудра с Валькой Пилихатой, но факт остается фактом. Бурмака нюхнул со всей силы, видимо, дед Бурмака плохо делать ни чего не умел, так как ничего и не делал в своей жизни. Дед Бурмака приготовился падать со своего стула, и было приготовлено полное ведро холодной воды, но вода не понадобилась, Бурмака остался на своем стуле и с наслаждение обнюхивал уже второй ботинок, от туда шел нежный запах одеколона, который изобрел Яша. Бурмака хорошо знал этот запах, так как стригся два раза в год у Яши.
- И что тебе сказать Жора? Кроме запаха парикмахерской Яши я больше ни чего не чувствую и остался жив. Циля тебя снова полюбит и вернет к себе в подруги мадам Клоцман вместе с её собачкой. Можешь смело надевать свои щеблеты и щеголять по Михайловской улице.
Дед Бурмака произнес эти слова в эпохальном стиле, и они стали пророческими. Жора надел башмаки и прошелся несколько метров. Ботинки издавали замечательный скрип. Некоторым это звук не понравился, а собралось лицезреть это зрелище пол Михайловской улицы. Нет, они не пришли посмотреть на ботинки, они их видели ежедневно, они пришли посмотреть, как дед Бурмака будет терять сознание и к нему будет применено реанимационное пособие. Народ с удовольствием ходит на публичные казни, а тут как раз была почти казнь, только без виселицы и топора. Вместо казни деда Бурмаки, оказался скрип. Жора нашелся, что сказать.
- А мне нравится. Хай, себе скрипят. Это даже хорошо. Ни один болван на меня не наткнется ночью, и когда я буду идти по улице, все будут знать, тут идет Жора.
И он со страшным скрипом пошел к себе домой. Вот на счет, тут идет Жора, Жора сильно ошибся. Через несколько дней вся Одесса, что проживает на Молдаванке и Пересыпи стала носить со страшным скрЫпом башмаки. Вот откуда взялась эта крылатая фраза из знаменитой песни за Костю рыбака. Секрет такого скрЫпа знали только Яша и Абраша. У них не было отбоя от заказчиков. Весь одесский крахмал ушел на стельки, которые шил Абраша и которому помогал Яша. Брамс по этому случаю написал стихи и положил их на музыку, после чего и родилась знаменитая народная песня, про портного Абрашу и парикмахера Яшу. Брамс хотел о сапожнике, но у него не было рифмы. Абраша не возражал, он так и говорил.
- Сапожник и портной, это где-то рядом. И тот и тот занимаются кройкой. А кто кожу кроит, кто ткань, значения не имеет.
Вот так, одни ботинки Жорика произвели на свет две великие песни.
Абраша был на высоте и подтрунивал над Яшей.
- Вот так, ты кушаешь мой хлеб Яша.
 Но теперь это было без злобы. Старикам не чего было делить, хотя Абраша быстро забыл, что сама идея принадлежит Яше.
У Яши так же было образование, и он посещал в детстве гимназию. В Одессе в моду вошел перманент. Дамы желали быть в кудряшках и эти кудри должны долго держаться. Теперь идея пришла к Абраше.
- Послушай меня Яша, хватит седеть тебе у меня на шее. Я тебе скажу за сегодняшнее одесское пиво, его сегодня отказываются пить жеребцы перед заездом на одесском ипподроме. Гавно пиво, правда, пролетарии его пьют и хвалят. Они ни когда не пробовали дореволюционного пива. Но политика нам ни к чему. Я тут случайно разлил пиво на паклю, так пакля стоит так, как у меня стоял в молодости, когда я впервые увидел нашу уборщицу Глашку без трусов. Она мыла полы, задрав подол, и делала она это без швабры.
Яша чесал себе затылок. Теперь он делал это часто, после того как понюхал ботинок Жоры, от этого его лысина была розовой, как попка у младенца.
- Я так понял Яша, что ты ни чего не понял. Повторяю для православных. Из этого пива получится превосходный перманент, волосы будут стоять дыбом после завивки неделю, ручаюсь, две не гарантирую. Надо ж иногда и голову мыть.
Эксперимент был проведен на Маньке Сопле, к тому моменту она уже была вдовой, но очень красивой и фигуристой женщиной. И Маня мечтала о женском счастье, по тому и согласилась на перманент. Кудряшки получились идеальные и на загляденье. Реклама, она двигатель прогресса. А реклама была шикарной, на одесский «Привоз» ходит вся Одесса. Мане перманент был сделан совершенно бесплатно, с одним условием, Маня не будет носить косынку, и не будет мыть голову неделю. Спать на подушке ей, так же воспрещалось.  Теперь пробиться к Абраше и Яше было невозможно. Запись к Абраше была на три дня вперед, а у Яши на две, а то и три недели вперед. Дам было гораздо больше, да и время на завивку требовалось больше. Бизнес процветал. Вот тогда и появились две сестрички молоденькие молдаванки в жизни Яши и Абраши. Они их одели как рождественские ёлки. У Яши, даже было желание жениться, Абраша отговорил его от сего поступка.
- Яша, нам и так хорошо, не гневи Бога. Эти две молоденькие сучки одеты и обуты. У них в ушах золотые сережки, где ты видел такое, что бы у молдавской девушки были такие серьги. Нам хорошо, а дальше, как Бог даст.
Однажды Яша чуть не пострадал из-за своего перманента. К нему привели молодую особу, немного страшнее первой мировой войны и хорошо уплатили. Яша сделал ей дивную завивку и применил все свои знания в области макияжа, как делали его родители. Тут в ход пошли белила и румяна. Видимо Яша был художником в душе. Из его парикмахерской вышла прекрасная особа. Яша не знал, чем та особа занималась целую неделю, но факт остается фактом. В понедельник рано утром, когда Яша спал, обняв за грудь свою молодую пассию, к нему грубо в квартиру без стука ворвался молодой человек. Дверь своей квартиры Яша не запирал, потому что, существовал закон Жоры Лома, по которому ни одна сволочь не могла ворваться в квартиру Яши. Закон был грубо нарушен, еще и с таким скандалом. Он орал и махал руками. Через час несвязанной речи стало ясно, в чем вина Яши. Оказалось, что этот молодой человек увидел прекрасную девушку и решил немедленно на ней жениться, что бы, так сказать, другим не досталось. Через три дня, после первого свидания, он сделал ей предложение руки и сердца, получил сразу – Да, и тут же сделался женихом. На следующий день, чего там откладывать на два дня, они расписались в ЗАГСе. В субботу была свадьба, на которую жених не поскупился и потратил все деньги из заводской кассы взаимопомощи, которой он и заведовал, как член заводского профкома. В воскресенье, невеста, теперь уже жена выглядела не менее обворожительной, так как директор этого же завода все время пытался залезть ей под юбку, на что жених, теперь уже муж возражал, но делал это не очень убедительно, так как полностью зависел от своего директора, который тут же пообещал ему повышение в должности. Стал ли муж рогоносцем, этого Яша не понял. Хотя, все, кто слушал рассказ мужа, скорее, крик, а в квартире Яши народу собралось не мало, почитай пол Староконного рынка, хотя сегодня и был понедельник и не рабочий день на базаре, поняли, что муж таки стал ходить с рогами. Но дело не в этом. Второй день свадьбы прожили без драки и побоев директора. Жена приняла ванну после свадьбы и отправилась, нет, не к директору завода, а к мужу под одеяло. Было темно, и муж ни чего не увидел, кроме тела своей супруги. А вот утром, когда расцвело, на подушке оказалось чужое лицо, похожее на ведьму. Муж чуть не лишился дара речи и теперь вот он требует полного возмещения убытков со свадьбы. Развестись-то он может хоть завтра, сегодня ЗАГС не работает, как и Староконный рынок, а вот как пополнить кассу взаимопомощи, обманутый муж не знает. Стало ясно, что Яшу сейчас будут бить и срочно на извозчике, за счет того же Яши, послали за Жорой. Главное, что бы Жора ни ушел на работу, в свое депо. Как раз в понедельник депо-то работает. Жора появился быстро и в своих знаменитых ботинках, так как Жору еще не было видно, а скрип ясно слышали все. У Яши отлегло от сердца при замечательном скрипе. Но помощь Жорика не пригодилась. На автомобиле прикатила милиция, видимо растрата была обнаружена общественниками. Мужа, который не успел развестись со своей женой, отправили в кутузку. Он таки не развелся со своей женой, так как та исправно носила ему передачи в тюрьму, больше носить передачи было не кому. Сослуживцы гневно клеймили его вместе с директором завода, хотя все деньги, которые потратил жених на свадьбу, они вместе и пропили. Вот так Яша осчастливил жениха и создал новую ячейку общества. Жениха выпустили через год, и молодая чета прожила вместе долго и счастливо.
Реклама, это прекрасно, но в данном случае, как говорят в Одессе, за над-то.
Во вторник пришел финансовый инспектор. НЭП набирал силу, а молодая Советская страна остро нуждалась в деньгах. Тут Жора был бессилен чем-то помочь Яше. У Яшиной парикмахерской толпилось море народу, состоящих из не самых красивых девушек города Одессы. Все они рвались замуж. Фининспектор пересчитал всех этих особ и умножил на число дней в году. Не буду вам рассказывать про всю бухгалтерию, но Яшу обложили таким налогом, а заодно и Абрашу, там чуть меньше была очередь, что Яша и Абраша остались еще должны государству огромную не подъёмную для них сумму. В результате сей арифметики, оба старика лишились всего, а заодно и двух молоденьких сестер, которые, как я уже говорил, исчезли вместе с имуществом Яши и Абраши. Люди говорили, что тех девиц потом видели в Кишинёве, но это мало радовало Яшу и Абрашу. Яша перебрался в каморку Абраши, а Абраша соорудил себе деревянную будку возле каморки Яши. Кой чего они еще творили, но размах уже был не тот, так как фининспектор постоянно наведывался к Яше и Абраше. К тому же их секрет был раскрыт другими умельцами, а предъявить права на свое изобретение они не могли, не было у них патента на изобретение.
Ушел НЭП в небытие, они пережили его, а так же пережили и строительство социализма. Пришла война. Яша и Абраша к тому времени жили в одной комнатке вдвоем, рядом со Староконным рынком. Кто-то добился для них небольшой пенсии, на это они и существовали. Пришли румыны. На Яшу и Абрашу ни кто не обратил внимания. На какие деньги они жили при румынах, ни кто не знает. Вот и вышел указ о сборе всех евреев в гетто.
В этот день рано утром Абраша в последний раз в своей жизни взял иголку в свои руки. На свой лучший пиджак старик пришил желтую звезду Давида. Он надел и посмотрел на себя в зеркало.
- Ну, как Яша красота? Ладно, не поминай лихом, я пошел. Пора. Хочу первым выйти на улицу. Абрам Цукерман ни когда не был хезлом, об этом все знают. Я еврей и этим горжусь.
- Вот так я тебя отпущу старого дурака, ты без меня пропадешь. Я тут так же себе звездочку припас на свой пиджак.
Яша надел пиджак, на котором так же желтела звезда Давида. Два глубоких старика, обнявшись, вышли на улицу. Тут раздался чей-то окрик.
- А ты, куда собрался Яша, ты ведь православный грек?
На что Яша ответил. Скорее всего, это были последние слова Яши.
- Ну, да, отпущу я этого старого еврея Абрашу самого в Палестину, что бы он там, на земле обетованной, на солнышке грелся без меня. Не выйдет у еврея обмануть старого грека.
Оба они прекрасно знали, что жить им осталось всего, ничего, в лучшем случае до утра. Они не взяли с собой ни еды, ни запасного белья. Шаркающей походкой Яша и Абраша направились в свой последний путь, по маршруту указанному румынами в листовке. За ними стали идти и другие евреи, которые выходили из своих дворов. Ни кто, ни куда не торопился и Яшу с Абрашей, ни кто не обгонял, пока не появились румыны, полицаи и немецкие солдаты. Немцы не доверяли румынам и решили контролировать весь процесс сами. Яша и Абраша затерялись в толпе.
Всегда ваш. Я люблю тебя Россия.


Рецензии