Чернянка. Путь к истоку. В поисках имени 3
< На правах гипотезы © >
Глава IX. ЦВЕТООПТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ
<< Изложение версии >> Цветооптическая версия встречается только у одного автора - в сборнике Тупицына Павла Ивановича «История Чернянского края». Вот как это звучит в книге:
>>> «…название деревня получила от леса. Лес в устье реки издали казался черным, и первые поселенцы назвали свою деревню Чернянкой. Эта версия является более правдоподобной».
<< Суть версии >> Согласно этой версии название деревни Чернянка (Чернянская) произошло путём трансформации прилагательного «чёрный» в имя собственное «Чернянка». Прилагательное «чёрный», при этом, характеризует видимый цвет одного из элементов ландшафта в устье реки Халани - леса, неподалёку от которого наделили землю первым поселенцам.
<< Анализ версии >> Для оценки предложенного Тупицыным П.И. объяснения придётся немного углубиться в физическую природу цвета и ответить на казалось бы простой вопрос: - А мог ли действительно лес казаться первопоселенцам издали чёрным? Не будем гадать - обратимся к науке. Наберитесь терпения – будет немного заумно.
>>> Что такое цвет? Цвет - это свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого (или испускаемого) телом излучения. Для изучения «цвета» существует специальная наука – «цветоведение». Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая в себя анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии.
Ни одно цветовое пятно не может быть взято и рассмотрено без учета воздействия на него окружения и пространства. Земная атмосфера (воздух) представляет собой среду, в которой содержатся мельчайшие частицы (пыль, влага, копоть и сами молекулы воздуха), препятствующие прохождению света и изменяющие его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нём инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной. Таким образом, расстояние до предметов и состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов.
У предметов, которые расположены на близком расстоянии от наблюдателя, хорошо видна их величина, форма, объём, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. И точно определить цвет сильно удалённых предметов нередко бывает крайне трудно.
>>> При наблюдении с больших расстояний цвета тёмных объектов светлеют и голубеют, цвета же светлых объектов становятся более тёплыми. В результате общий тон массы тёмных предметов, например, массы деревьев, вдали кажется значительно светлее, чем у аналогичной группы деревьев, находящихся рядом с наблюдателем.
Рисунок 9.1 – Пейзаж. Фотоснимок.
Это наглядный пример свойства воздушной перспективы: теневой участок куста на переднем плане является самой тёмной областью изображения, а лес, по мере удаления, становится более светлым и обесцвеченным.
Источник фото: http://www.mareev.su/rubric29/entry448/
Такой вот беспристрастный вердикт выносит наука по вопросу цветовосприятия объектов, удалённых от наблюдателя на значительное расстояние. Лесной массив на большом удалении выглядел как тёмно-зелёное размытое пятно в сизой дымке. Следовательно, лес в устье реки Халани не мог казаться (в обычное время) поселенцам издалека «чёрным». И добавить к этому, в общем-то, нечего.
<< Ненужные фантазии>> Можно конечно «подыграть» смысловому направлению цветооптической версии и предположить, что «чёрным» лес мог казаться в сумерках («ночью все кошки серы») или зимой, без листьев, на фоне белого снега.
Но даже в случае такого нашего предположения мы не сможем получить результата, подтверждающего достоверность рассматриваемой, опирающейся на цвет, версии.
Во-первых. При таком ходе мыслей следует учитывать, что в описанных условиях (сумерки, зима) лес должен казаться «чёрным» не только в устье реки Халани, но и повсюду на много вёрст вокруг. Это была обыденная и повсеместная картина. Чёрный цвет лесного массива (сумеречный или зимний) не являлся необычным, выделявшимся из общего фона признаком окружающего ландшафта, и не казался особо приметным, присущим исключительно только этому месту (устью реки Халани). Соответственно такой порядок вещей не мог служить достаточным побудительным мотивом к «увековечению» цвета ближнего к деревне леса в названии самой деревни.
Во-вторых. Все эти мои рассуждения и фантазии о сумерках и заснеженных лугах есть не что иное, как беспочвенная отсебятина, потому что у Тупицына П.И. в изложении смысла версии нет никаких указаний ни на конкретное время суток, ни на конкретное время года. Додумывать же за автора какие-то вариации его версии – занятие неблагодарное и не правомерное.
<< Допустим >> В обсуждаемой версии настораживает и ещё один странный нюанс. Логично и закономерно было бы предположить, что имея желание отразить особый цвет ближнего леса, первопоселенцы постарались бы соединить в названии своей деревни два понятия: прилагательное «чёрный» и существительное «лес». К примеру - деревня «Чёрный Лес». [АК-8] Однако, никаких словообразующих фрагментов от слова «лес» в конечном названии «Чернянка» (Чернянская) мы не наблюдаем – о лесе забыли и он где-то «потерялся». И объяснить причину потери «леса» не представляется возможным ни с точки зрения логики, ни с точки зрения целесообразности.
________________ << Авторский комментарий >> ________________
[АК-8] Как образчик подобного мышления:
Беларусь: Чёрный Лес - деревня в Логойском районе Минской области.
Чёрный Лес - деревня в Смолевичском районе Минской области.
Украина: Чёрный Лес - село в Луцком районе Волынской области.
Чёрный Лес - село в Збаражском районе Тернопольской области.
__________________ << конец комментария >> __________________
А если, даже, отбросив все наши доводы, допустить маловероятное и признать возможным чью-то попытку образования ойконима «Чернянка» (Чернянская) от прилагательного «чёрный», то и тут мы натыкаемся на непреодолимое обстоятельство, которое уже рассматривалось в предыдущей главе «Фамильная версия»:
>>> нельзя напрямую «перекроить» слово «черной» (так в 17-м веке писалось и произносилось слово «чёрный») в название деревни «Чернянка» (Чернянская). Неоткуда взять ударную букву «Я» в середину слова «ЧернЯнка». Поэтому название населённого пункта получается как деревня Черная, Черновка, Чернавка и т.п. А вот «Чернянка» - не складывается.
<< Заключение >> Цветооптическая версия не может быть использована для объяснения происхождения названия «Чернянка» (Чернянская). Соответственно она должна быть удалена из общего списка. Остаток к дальнейшему анализу – 6 версий.
Рисунок 9.2 – Диаграмма «Версии происхождения ойконима «Чернянка» (Чернянская). Осталось шесть версий.
Источник иллюстрации: архив автора.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №218080401086