Полтава еврейская

               
В окошке узком догорела свечка…
И уж давно всё в запустении тут,
Мы родом из еврейского местечка               
отсюда корни наших душ растут…


БОЛЬШАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА ПОЛТАВЫ

Большая хоральная синагога — самое крупное культовое сооружение в Полтаве, была  построена в 1856 г. на Ивановской улице.
Архитектура двухэтажного здания Большой синагоги была решена в неоклассическом, модернистском стиле, фасады лаконичны, плоскости стен прорезаны сочетанием прямоугольных и арочных окон. Главный фасад со сдержанным декором и пластикой, образованной пилястрами коринфского ордера, поддерживающими лепной фриз и многопрофильный карниз, значительного выноса. Двухсветный молитвенный зал был перекрыт куполом сферической формы.
Синагога сгорела в 1911 году, но вскоре была восстановлена. При пожаре огонь уничтожил 46 свитков Торы — святыни еврейской общины. Пепел святой Торы был захоронен на еврейском кладбище.
В какую сумму обошлось восстановление Большой Хоральной синагоги — неизвестно, а первоначальная стоимость ее составляла 40 тысяч рублей.
Функционировала синагога до конца 1930-х годов, затем была закрыта, а национализированное здание переоборудовано под клуб. При отступлении немецко-фашистских оккупантов в сентябре 1943 года клуб был ими сожжен.
В послевоенные годы бывшая синагога была реорганизована под Дворец культуры промкооперации, потом в здании находился Дом Культуры профсоюзов.
Вот как описывает Большую Полтавскую синагогу Г. Б. Слиозберг, в своей книге «Дела минувших дней»: «Полтава обладала монументальной хоральной синагогой. Довольно большое здание в три света с высоким куполом; одно мужское отделение вмещало в себе больше тысячи человек. Стены, потолок и купол внутри были разрисованы священными эмблемами и надписями. Большая люстра освещала это обширное помещение. Особенно богато был разукрашен святой киот (арон-койдеш), занимавший большое пространство в восточной стене (мизрах). Широкая, с резными перилами и позолотою лестница вела к площадке перед киотом. Занавес киота блистал золотом и серебром, а внутри покоились многочисленные свитки с богатыми серебряными укpашениями. Воображение возбуждалось каждый раз, когда при соответствующих молитвах киот раскрывался, и, казалось изнутри его на тысячи склоненных голов невидимыми легкими облаками неслась Б-жья благодать- Шехина. Такую богатую синагогу полтавское население, немногочисленное и бедное, не могло бы соорудить без Ильинской ярмарки. В этой синагоге пел, вернее изливал свою душу перед Б-гом, кантор рабби Ерухим-Гакатон».

ПЕРВАЯ КАМЕННАЯ СИНАГОГА

Первым историческим документом с обозначением места нахождения синагоги является план части г. Полтавы 1847 года, где на Ивановской улице, в доме № 6, здание обозначено. Следует отметить, что этот план указывал и места расселения евреев в этом районе. Так, на углу Ивановской и Дворянской улиц обозначен дом еврея Сотника, а на углу Ивановской и Александровской, показан дом и лавки Моисея Зеленского, сын которого с 1820 по 1823 гг. был городским головой. Здесь же, неподалеку, показана усадьба и дом Островского.
Можно предположить, что при выделении земельных участков для молитвенных домов в первой четверти XIX. столетия активное участие принимал городской голова  Авраам Зеленский.
На купленном земельном участке площадью 1924 кв. м. полтавская еврейская община возводит деревянную, а в 1850 году первую каменную синагогу. Она и положила начало целому ряду культовых сооружений в квартале на Ивановской улице.
Прямоугольное в плане здание синагоги главным фасадом выходило на улицу.
Имя автора проекта до нас не дошло, но, вероятнее всего им был один из архитекторов чертежной, основанной губернским правлением еще в 1802 году и руководимой первым полтавским архитектором Михаилом Амвросимовым.
Внешний облик здания синагоги отвечает направлению архитектурного творчества зодчих первой половины XIX века с применением элементов и форм классического стиля. Небольшие жилые и общественные здания того времени создавались в пропорциях указанного стиля: здесь и рустованные пилястры, четкий ритм арочных окон, завершенных ложными сандриками, широко развитая фризовая часть стен, карнизы с модульйонами и т.п.
Впоследствии, по мере возведения на соседних участках еще трех культовых сооружений (Большой Хоральной синагоги, Дома Раввина и синагоги Миснагдим), первая каменная синагога использовалась как молельный дом, школа, и служила другим потребностям еврейской общины.
В 1930-х годах  здание было национализировано и подверглось различным перестройкам. До 1941 года в бывшей синагоге был Дворец пионеров и Аэроклуб, в послевоенные годы здесь размещалась поликлиника, а затем одно из отделений Полтавского медицинского училища.

СИНАГОГА МИСНАГДИМ

С левой стороны от Большой хоральной синагоги, в доме под № 12 по Ивановской улице, с середины XIX столетия находилась синагога Миснагдим. Вначале она была деревянная, но к началу XX столетия перестроена в кирпиче.
По своим габаритам и архитектурному оформлению синагога Миснагдим представляла собой как бы типовое культовое сооружение средних размеров и вместимости. Архитектурное решение главного фасада составлено ритмом шести пилястр, разделяющих пять арочных окон, обрамленных наличниками, и завершающихся сандриками. На главном фасаде были созданы ложные ризалиты по краям, которые завершались на кровле невысокими парапетами. Цветовое решение осуществлялось за счет контраста стен из красного кирпича с белым цветом выступающих элементов декора.
Как и многие культовые сооружения, синагога Миснагдим была закрыта, здание национализировано и использовалось для хозяйственных целей. В послевоенное время здание синагоги, сохранившее свои габариты, планировку и несущие конструкции, было приспособлено под столовую-чебуречную. В середине обеденного зала, бывшего когда-то молитвенным залом, располагались четыре колонны — остатки неотъемлемой части всех синагог — бимы, возвышения, окруженного колонами, с которого читали Тору и оглашали благословения.
В  70 -е годы трест Общепит реконструировал здание бывшей синагоги под молодежное кафе, получившие у жителей города название «Трёшка» (там за вход взималась плата 3 рубля). После организации в бывшем здании синагоги столовой, был проделан дополнительный вход с улицы. При реконструкции помещений под кафе, наружные стены облицевали коричнево-красной керамической плиткой, после чего здание утратило первоначальный облик.

ХАБАДСКАЯ СИНАГОГА

Время постройки Хабадской синагоги. — начало 1870-х годов, когда после завершения строительства Харьковско-Николаевской железной дороги, проходившей через Полтаву и Кременчуг.
К семидесятым годам число евреев в Полтаве достигает семи тысяч человек. Мужское население занимается ремеслом, торговлей и предпринимательством. Значительная часть евреев расселяются в кварталах Новоселовки, в районе продолжения Почтамтской улицы, идущей от бывшей Скатной площади до городского кладбища, выходя на Кладбищенскую улицу. В районе Ново-Почтамтской улицы, по рассказам, располагались частные еврейские ризницы и многочисленные похоронные братства — Хевра Кадиша.
На купленном в городе участке площадью 2680 кв.м. в квартале Почтамтской улицы между Кузнецкой и Ново-Полтавской улицами городской общиной был выстроен дом Хабадской синагоги. Это было одноэтажное, прямоугольное в плане здание, площадью 345 кв.м., в котором фундаменты, стены и капитальные перегородки выполнены из кирпича, перекрытия и стропила деревянные, кровля железная. Стены отштукатурены. Архитектурный облик Хабадской синагоги отвечает классическому стилю позднего периода с членениями дорического ордера.
На главном фасаде четкий ритм прямоугольных оконных проемов, обрамленных наличниками, разделен в простенках и на углах пилястрами, поддерживающими небольшого выноса карниз с модульйонами. Пьедесталы пилястр с квадратными нишами завершены тягами на уровне подоконных карнизов, выполненых с небольшими кронштейнами.
После закрытия синагоги в 1930 годах, национализированное здание использовалось под различные хозяйственные цели. В послевоенное время здесь располагались различные промышленные артели, создаваемые Управлением промкооперации. Одна из таких артелей, еще в довоенное время, для своих нужд пристроила двухэтажную часть со стороны дворового фасада. До недавнего времени здание бывшей синагоги занимал картонажно-полиграфический цех Полтавской фабрики Химпластмасс.

СИНАГОГА МОЛДАВСКОГО

К числу частных синагог относится синагога, построенная купцом 1-й гильдии и предпринимателем Давидом Моисеевичем Молдавским. На Подоле, в Рождественском переулке, в 1873 году, он строит на свои средства небольшую синагогу для работающих на его предприятиях и живущих на Подоле евреев. До этого молитвенный дом располагался в частном доме мещанина Чериковера.
Одноэтажная синагога Молдавского по площади имела 255 кв. м. Архитектурный облик здания отвечал эклектическому стилю с элементами и формами ренессанса, широко применявшимся местными архитекторами при проектировании зданий Полтавы в конце XIX столетия.
До нашего времени нетронутым оставался только западный фасад здания. Здесь, на протяжении стены, расположены три группы спаренных окон, утопленных в плоскости стен на четверть, с обрамлением дорическими пилястрами. Центральная пара окон оформлена в виде ложного портика, простенки имеют рустовку. Фризовая часть и карнизы отсутствуют, а карниз образован большим напуском кровли из листов волнистой асбесто-фанеры с неорганизованным водостоком. Подоконники объединены по периметру здания пояском простого профиля небольшого выноса. На остальных стенах архитектурные детали отсутствуют. С восточной стороны часть помещений разобрана и здание имеет неприглядный вид.
Синагога была закрыта в 1930-е годы, а в ее национализированном здании размещались различные хозяйственные помещения существовавшего в то время государственного мельничного комбината (бывшего Молдавского). В войну здание синагоги разрушено, а после восстановления в конце 50-х годов в нем размещались классные помещения 69-й русской школы. До конца 1990 -х годов синагога использовалась под мастерские трудового воспитания учащихся 2-й средней школы г. Полтавы.

СОЛДАТСКАЯ СИНАГОГА

После открытия в Полтаве Ильинской ярмарки и оживления торговли, на месте Скатной площади создается новый рынок — Новоселовский. Новоселовским он назывался потому, что кварталы прилегающие к базарной площади и району Почтамтской улицы, носили название Новоселовки. По периметру рыночной (базарной) площади, а также на примыкающих к базару улицах Ново-Полтавской, Всехсвятской и Почтамтской открываются лавки и коммерческие учреждения.
Здесь начинают селиться торговые люди, а также отслужившие службу солдаты-кантонисты. Среди последних было много лиц иудейского вероисповедания. Это и послужило причиной постройки Солдатской синагоги, которая была возведена на Почтамтской улице, в доме под № 13. Время ее строительства можно отнести к началу 60-х годов XIX столетия, когда Новоселовский район города был в основном заселен.
Автор проекта солдатской синагоги неизвестен. Она была одноэтажной, прямоугольной в плане, выполненной из кирпича, с куполом над молитвенным залом. Архитектурный облик здания, с применением элементов и форм поздней классики, полностью отвечал своему назначению.
Солдатская синагога в Полтаве была закрыта в 30-е годы ХХ века, а в национализированном здании располагались складские помещения. После 1945 года здесь одно время был устроен молокозавод, а затем, после надстройки еще трех этажей, синагога стала жилым домом.

СИНАГОГА ЗЕЛЕНСКОГО

Авраам Моисеевич Зеленский, купец 1-й гильдии и общественный деятель, единственный еврей, который в 20-х годах 19 столетия был городским головой Полтавы. Авраам Зеленский был очень богатым человеком, много делал для развития города и очевидно поэтому был выбран на столь почетную должность. Умер Авраам Моисеевич в 1854 году, и в память о нем наследники построили красивое здание синагоги, названной именем предка.
Располагалось оно по улице Мало-Петровской, в здании под номером 13. Выстроена синагога в 1870 году на участке площадью 1075 кв. метров во дворе бывшей гостиницы «Континенталь», что на углу улиц Сретенской и Мало-Петровской. Авторство проекта не установлено. Это было одноэтажное отштукатуренное здание со стенами из кирпича. Размеры в плане составляли 14 на 24 метра, здесь кроме молитвенного зала находились и другие помещения.
Архитектура здания полностью создает облик культового сооружения. Середина XIX столетия характерна применением эклектической архитектуры с использованием во внешнем оформлении зданий элементов различных исторических стилей. В декоре синагоги Зеленского преобладают элементы и формы мавританского стиля. Здесь и арочные окна, обрамленные наличниками с развитыми подоконными карнизами, и пилястры в плоскости стен в простенках и на углах, завершенные стилизованным антамблиментом. Входы с трех сторон здания решены в виде порталов, карниз небольшого выноса опирается на стены, завершенные лепным орнаментальным фризом.
В 1930-х годах, после закрытия и национализации синагоги, в здании было открыто кооперативное студенческое кафе.  В молитвенном зале, на месте, где располагалась бима, был устроен буфет.
В послевоенные годы в здании синагоги был оборудован спортзал. Со стороны улицы Ленина синагогу прикрывал одноэтажный пассаж, корпус дореволюционных и довоенных магазинов. С 1945 года здесь помещалось отделение проектного института и пошивочное ателье военторга. В 1970 году, когда возникла необходимость в строительстве Дома Быта, здания пассажа и синагоги были снесены. В 1972 году  Дом Быта, решенный в современных архитектурных формах того времени, был сдан в эксплуатацию.

СИНАГОГА ПОРТНЫХ

Согласно  переписи населения 1897 года в Полтаве, при общем числе жителей 53703 человека, евреев насчитывалось 11046 душ.
В Карповском переулке в конце XIX столетия была построена так называемая Портновская синагога. В этом районе проживало значительное количество ремесленников портняжного цеха. Кроме того в этом же районе находилось два крупнейших в Полтаве ателье, где работало много лиц еврейской национальности.
Синагога портных была самой маленькой синагогой в городе, площадью застройки до 200 кв. м. Здание имело двухсветный молитвенный зал, где женское отделение находилось на внутреннем балконе, на уровне второго этажа, куда вела лестница из прихожей у бокового входа.
Над главным входом, с торца здания, оформленного в виде портала, находилось круглое оконце, а над молитвенным залом — сферической формы купол. Прямоугольные окна в торце располагались на уровне второго этажа. Окна в продольных стенах были небольшого размера по высоте и заканчивались на уровне торцовых окон. Декор стен отсутствовал, только этажи были разделены горизонтальной тягой простого профиля.
В 1930-х годах синагога была закрыта, а в ее здании размещалась вначале мастерская по изготовлению корзин из лозы, а перед войной мастерская по ремонту музыкальных инструментов. Отступая из Полтавы, в 1943 году, фашистские оккупанты взорвали синагогу и расположенный рядом жилой дом. В настоящее время на месте синагоги находятся сараи жителей квартала.

БОЛЬНИЧНАЯ СИНАГОГА

Больничная синагога была построена в конце XIX столетия на Кобелякской улице (дом № 34). Синагога построена одновременно, или чуть позже еврейской больницы, находившейся поблизости, на той же улице.
Автор проекта неизвестен. Архитектурный облик здания полностью отвечает практике применения в конце XIX столетия мотивов раннего романтического модерна. Здесь характерны разновеликие окна, центральная и боковые раскреповки в виде пилонов, завершенных массивными парапетами. Интересно завершение стен развитым фризом с аркатурным поясом. Налицо умелое использование мотивов различных стилей в создании одного из оригинальных зданий Полтавы конца 19 века.
После закрытия синагог, в 1930-х годах, здесь располагались механические мастерские. В 1943 г. здание было разрушено, сохранилась только фасадная стена со стороны улицы Фрунзе. Восстановленное после войны здание, с полным изменением внутренней планировки многие годы использовалось как детский сад, с начала 1990-х годов и до уничтожения, здесь были  размещены цеха предприятия «Рембыттехника». До недавнего времени на месте снесенной Больничной синагоги располагался вещевой рынок.

ДОМ РАВВИНА

Справа от Большой синагоги находится так называемый Дом Раввина. Участок этого здания, площадью 1100 кв.м., расположен между территориями первой каменной синагоги (дом № 6) и Большой хоральной (дом № 10) (ул. Гоголя, 8). Первоначально он размещался в небольшом деревянном здании, существовавшем до постройки каменных синагог. Это был частный дом, выкупленный еврейской общиной, который только в 1881 году был перестроен в кирпиче. Площадь застройки здания 315 кв. м. Уклон Ивановской улицы в сторону Дворянской позволил выстроить дом по высоте в полтора этажа. Автор проекта здания неизвестен. По архитектурным деталям фасада, сохранившегося до нашего времени, отмечается полное соответствие с архитектурой первой каменной синагоги. Вообще, период строительства в Полтаве конца XIX столетия отражает архитектуру эклектики и модерна, черты которых присущи и архитектуре Дома Раввина. Использовался общиной этот дом как молитвенный, и как жилье для служителей синагоги.
В 1930-х годах здание было национализировано для общественных целей, а после войны 1941-1945 гг. здесь сначала размещались кабинеты поликлиники, а впоследствие здание было передано под жилье.

ТАЛМУД ТОРА

Талмуд-Тора на Новопроложенной улице, в доме еврейского общества — еврейское общественное училище для детей бедных родителей,  было открыто 16 апреля 1895 г. в каменном доме, перестроенном из старой общественной бани. Устроена Талмуд-Тора частью на капитал в 5000 руб., пожертвованный г-й Ф. Л. Горенберг в память ее покойного мужа, и взятый также в несколько тысяч рублей у г-на  Д. М. Молдавского, в виде займа, без процентов. Содержалась Талмуд-Тора на суммы, отпускаемые из коробочного сбора (4500 р.) и добровольные пожертвования. Училище это имело семь отделений и одно из них ремесленное; при нем также состоял класс столярно-токарного ремесла. Там же дети получали завтрак и обед за 3 коп. в день, а беднейшим пища давалась даром. Детей также одевали за счет общества и выдавали все учебные принадлежности. В год открытия число учеников было 240. Обучались они, кроме ТАНАХа, древне-еврейскому языку, русскому, арифметике, под руководством лучших учителей-меламедов из евреев г. Полтавы и губернии.

ЕВРЕЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Еврейское женское училище для девочек бедных родителей, с обучением грамоте, рукоделию и домоводству, первоначально было организовано Кружком еврейских дам осенью 1896 г., и помещалось в наемном доме г-жи Вильвовской, на Крестовоздвиженской улице, а затем, с 25 января 1898 года разместилось в отремонтированном здании бывшей еврейской больницы, на Кобелякской улице.
Это было прямоугольное сооружение размерами в плане 15 на 24 метра, в котором находилось две большие комнаты разделенные коридором. Вход в дом был со двора. Архитектура здания — эклектика с использованием элементов ренессанса. Женское еврейское училище существовало в Полтаве вплоть до событий 1917 года. После революции дом был занят под нужды областной больницы, а в последствии — медицинского техникума. В послевоенное время здесь размещалась поликлиника онкологического диспансера. Здание бывшего женского училища по ветхости разобрано в 1987 году.

ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ В ПОЛТАВЕ

Самое раннее картографическое обозначение местонахождения еврейского кладбища имеется на планах Полтавы 1877 и 1906 гг. На этих планах, на северной окраине города, за пределами городской черты, показан небольшой квартал, который обозначен как Еврейское кладбище. Судя по масштабам площадь его составляла 3,5 десятины (3,8 га). Дорога к кладбищу вела от старинной улицы Фабриканской, вниз по улице Заводской, по южному склону Павленковского яра, по дну которого из Чамарина оврага текла речушка Тарапунька.
Время открытия кладбища документально не установлено, но по рассказам старожилов в довоенное время они видели надгробные плиты, датированные 1800-ми годами. Все дело в том, что старинного еврейского кладбища фактически не существует. Во времена фашистской оккупации Полтавы в 1941-1943 годах немцы не только массово расстреляли евреев города, но и уничтожили еврейское кладбище. Каменные надгробия из мрамора, гранита, лабрадорита, каменные ограды и ворота были разбиты на куски, превращены в щебень и вывезены. Исчезли скульптурные произведения, разрушены склепы и саркофаги. От древнего еврейского кладбища остались считанные единицы захоронений, да опрокинутые памятники и плиты. Практически, дореволюционного кладбища нет, оно уничтожено. На месте старинных еврейских захоронений, в послевоенное время, производились захоронения людей других национальностей и вероисповеданий. Здесь можно встретить и камень-мацеву с надписью на иврите, и обелиск с пятиконечной звездой, и крест. Кладбище стало смешанным, общегородским.
Первые послевоенные захоронения датированы началом 50-х годов. В первые послевоенные годы еврейская община начала потихоньку восстанавливаться, ведь всех оставшихся в Полтаве евреев немцы уничтожили, а часть из них не возвратилась из эвакуации.
В Полтаве существует скорбное место для еврейского народа, в районе бывшего стрельбища, на западной окраине существовавшего ранее старинного кладбища на улице Навроцкого. Это место расстрела мирных жителей, стариков, женщин, детей. 23 ноября 1941 года фашисты начали кровавые акции.
В 1975 г. по инициативе архитекторов Л.С. Вайнгорта, П.С. Гумича и скульптора А.Н. Черницкого над братской могилой уничтоженных полтавских евреев был открыл памятник «Скорбящей матери». Он представляет собой бетонную стелу у подножия  кургана, где с правой стороны сделана надпись на украинском языке: «Пам’ять про Вас у наших серцях». С левой стороны установлен бюст скорбящей женщины — матери. Общая высота стелы 2,5 метра.
Летом 1994 года, при обследовании бывшего еврейского кладбища членами Комитета по сохранению еврейского наследия, была обнаружена гранитная плита значительных размеров, заросшая травой и покрытая грязью и мхом. После произведенной расчистки появилась надпись на иврите. Эту надпись прочитал и расшифровал давний житель Полтавы — врач Иосиф Львович Герцовский. Надпись гласила:
«В третий день месяца Ияр 5674 года от сотворения мира — солнце потемнело, когда сошел огонь с неба и сжег наш святой дом, нашу красу — Большую синагогу в нашем городе, со всеми драгоценностями бывшими у нас с древности. Болело наше сердце, потемнело в глазах, видя как уничтожаются святые свитки Торы! Огонь уничтожил 46 наших святых свитков Торы — праведное учение, вечная жизнь … учение, которое слышали из огня — все пошло огнем в небо! Остатки свитков Торы, найденные в пепле, мы захоронили в надежном месте 10-го вышеуказанного месяца. Все евреи оплакивали эту потерю… Пусть в наше время исполнится предсказание наших пророков: «Я буду огненной стеной кругом и почетом буду в ней. Аминь, да будет на то воля Б-жья!»
Вторая находка, это остаток надгробного памятника с могилы известного до революции крупного Полтавского заводчика, мецената и общественного деятеля — Давида Моисеевича Молдавского, умершего в возрасте 72 лет 11 ноября 1914 г.
За многие годы существования на территории старинного еврейского кладбища были захоронены тысячи жителей Полтавы: мещане, ремесленники, купцы и торговцы, представители интеллигенции — учителя, врачи, юристы. Захоронения содержались в должном порядке, надгробные памятники сохранялись и таким образом сохранялась история жизни города и еврейской общины. Один из сохранившихся на кладбище памятников — пямятник Вильвовской, на котором высечены слова: «Памятник важной и уважаемой женщине, попечительнице бедных, украшению семьи — Малка, дочь Мордехая, Вильвовская, усопшая в 1913 г. 20 ноября. Да почиет она с миром».
В настоящее время, когда старое кладбище уничтожено, а очевидцы событий давних лет ушли из жизни, почти невозможно установить места захоронений не только рядовых жителей города, но и известных своей деятельностью лиц. Только старожилы Полтавы помнили еще фамилию Лембек — дореволюционного смотрителя кладбища, должность которого передавалась из поколения в поколение членами этой семьи.
После Отечественной войны 1941-1945 гг. знаменитый писатель и журналист Илья Григорьевич Эренбург пытался найти могилу своей матери, которая в 1918 году приехав погостить у  брата, известного в Полтаве адвоката, заболела и умерла. Похоронили ее на еврейском кладбище. Как пишет в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он на два дня опоздал на похороны и только на могиле увидел прихваченные первыми заморозками цветы.
Отыскать могилу в наше время, увы, уже не представляется возможным. Надгробные памятники уничтожены.
После войны старожилы-полтавчане помнили еще мастера-каменотёса, хозяина мастерской, по фамилии Сагал, изготавливавшего высокохудожественные каменные надгробья с надписями на иврите и идише, русском и украинском. Мастерская эта находилась в доме Самойловича, на углу улиц Кобелякской и Пушкина. После событий 1917 года Сагал уехал в Палестину.

На фоне растущей в последнее время волны юдофобии и оголтелого антисемитизма, постоянных, не прекращающихся актов вандализма, никто в Украине всерьёз уже не говорит о сохранении старинных еврейских кладбищ.
Страница многовековой истории пребывания евреев на земле Украины подходит к концу? Что ж — новый Исход для нас — дело привычное. Теперь — в Израиль, в наш тёплый дом, навсегда. Алэ цузамэн! Лешана абаа — бэЕрушалаим!

На фото: синагога Молдавского.


Фото:  The Center for Jewish Art

 


Рецензии