Черкесский стиль Залима Тумова

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ)
«Черкесский стиль в ювелирном деле Залима Тумова»

Интервью с Залимом Тумовым.

Залим Тумов – художник-ювелир, оружейник из Кабардино-Балкарии, член Союза художников РФ и Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, преподаватель в Куркужинской художественной школе (Кабардино-Балкария). Удостоен диплома Международной выставки "Клинок - традиции и современность" (Москва 2007) за высокое качество исполнения и верность традиции, диплом Международного конкурса Российской Академии художеств.

- Ювелирному делу Вы обучались в Стамбуле, какое-то время работали в Турции. Однако Вы следуете старинным традициям адыгских мастеров, воссоздавая знаменитый на весь Кавказ черкесский стиль. По Вашему мнению, что именно отличало этот стиль в прошлом?

З.Т.: Так, возьмем, например, кинжал. У черкесского кинжала на ножнах посередине должна была быть кожа. Почему кожа? Это легкий материал, практичный. К тому же его можно украшать. Но даже если будет очень красиво, то он может уже не соответствовать походному стилю черкесов. Броский, он не мог быть использован на практике. Как узнать черкесский он или нет? Только опытные мастера, изготовившие очень много оружия, могли ответить на этот вопрос. В свое время в Грузии было очень много оружейников, которые подделывали черкесское оружие, зная, что это ходовой и практичный товар. Подделывали его и в Дагестане.
Во время Русско-Кавказской войны и после было много отходников, прикладников, которые уходили в другие регионы. Но и эти мастера были дагестанского или грузинского происхождения. А поскольку котировались узоры или орнаменты черкесского стиля, то все мастера того времени применяли их в своих рисунках. Тем не менее, видно сразу, что то или иное оружие делали не черкесы. В Западной Грузии изготовлялось много оружия в черкесском стиле. Но когда начинаешь рассматривать использованный орнамент, только тогда можно определить.
Если брать украшения национальной женской одежды, то существуют детали, отличающие только черкесский стиль. Например, сама половинчатая форма пояса. Конечно, были и филигранные, но именно половинчатые с задней частью из бархата, украшенного галуном, отличали черкесский стиль.

- Были ли у старых адыгских мастеров-ювелиров особенные секреты, свои технологии?

З.Т.: Безусловно, старые мастера имели свои особенности. Уже располагая опытом, можно сразу увидеть по некоторым работам, какой был мастер, какого он был класса, были ли у него ученики, и в каких его работах они участвовали. Это трудно заметить обычному человеку, но не мастеру со стажем. В Майкопе в Национальном музее Республики Адыгея представлены уникальные экспонаты, которые созданы на высшем уровне, собрано много информации о них. С одной стороны, можно просто так посмотреть их и сказать: «Какие интересные предметы!». А с другой стороны, их можно исследовать, непосредственно их изучить. А по технологии их изготовления можно установить, когда они делались, какого стиля придерживался мастер. В одном этом музее хранится огромный пласт предметов ювелирного дела, который только еще предстоит исследовать.

- Насколько трудно в наши дни воссоздавать черкесский стиль в изготовлении оружия?

З.Т.: Честно говоря, научиться работать несложно, любой может. Как делать кинжал, например? Научиться паять, делать крой, взять плоскогубцы, а потом работать с горелкой. На самом деле, то, что я показываю на занятиях или мастер-классах, это не самое главное. Самое главное – это сделать орнамент, воссоздать его форму. Вот, что считается главным направлением, достижением мастера. А чтобы это сделать, а оно не может прийти изнутри, нужно ездить по музеям, читать книги, смотреть старые работы. В процессе каждый мастер создает свою библиотеку. Бывает так, что в изучаемой книге из 500 листов важны только два. Или может быть ценна одна фотография из целого журнала. Постепенно всё откладывается в так называемую картотеку, которая остается у мастера в голове. И через 2-3 года, а может быть, 5-10 лет, в зависимости от таланта, способности, усидчивости, постепенно приобретается опыт, и некоторые работы мастер уже видит по-другому.

- В свое время Вы участвовали в работах творческой лаборатории «Путь всадника» под руководством Феликса Накова, которая занималась исторической реконструкцией оружия и амуниции черкесского воина 18-19 веков. Как знания и опыт, приобретенные в ходе Вашего участия, помогают Вам изготовлять свои изделия в черкесском стиле?

З.Т.: Да, действительно участвовал в работе такой исследовательской лаборатории, и опыт, приобретенный там, конечно, помогает. В группу входили так же кузнец Каншоуби Бориев, ювелир и кузнец Ахмед Кушхов, художник-ювелир Муса Альмов. В ней участвовал меценат и коллекционер Анзор Пшиншев, который оказывал содействие в финансировании этих исследований. Тогда мы получали премии, принимали активное участие в международных выставках. Сам я был награжден дипломом Международной выставки "Клинок - традиции и современность" как раз за сохранение традиции.
Но, по сути, историческая реконструкция, прежде всего, должна определяться потребностью народа в сохранении традиционного. Это если найдутся те, кто фанатично отнесутся к ремеслам. На самом деле, люди должны осознавать, что это предметы быта их народа. Любой мастер, их изготавливающий, должен быть ими востребован. В наше время надо продвигать народную культуру среди людей, привлекать их к её изучению.

- Сегодня по разным причинам адыгская национальная одежда, особенно женская, стилизуется, то есть для её украшения используются элементы не ювелирного изготовления. Это касается газырей, нагрудников, мужских и женских поясов. Считаете ли Вы, что такая стилизация не способствует сохранению традиционного черкесского стиля в одежде?

З.Т.: Даже стилизация сохраняет сегодня традиционное. Конечно, в наши дни ювелирные изделия в черкесском стиле не дешевые, что значительно сужает круг их потребителей. Поэтому применяются другие материалы. Так, например, если взять женский пояс, то он стоит от 150 тысяч рублей. Но, конечно, серебро никогда не портится. Сегодня люди их Санкт-Петербурга, Москвы, из-за границы делают мне заказы. Эти изделия они хранят, создают свой маленький уголок родины дома, передают по наследству как семейную реликвию. А оружие и пояса из драгоценного металла хранятся долго, остаются в семье на века.

- А есть ли такие традиционные элементы адыгского женского костюма, изготовлявшиеся в старину мастерами-ювелирами, которые вышли из обихода и безвозвратно утрачены?

З.Т.: Прежде всего, отмечу, что есть техники мастеров-ювелиров, которые нужно исследовать, чтобы восстановить. Но пока нет для этого предпосылок, мало информации и предметов, чтобы сравнить их и проанализировать. Нужно искать больше материала.
Что касается утраченных предметов, то порой бывает трудно установить их черкесское происхождение. Например, такой предмет женской одежды с элементами из серебра, как бубенцы. Они были и в Персии, и в Средней Азии. Трудно сказать, кто первый их придумал, кто у кого их перенял. Так и с кинжалами. Они могут быть короткими, длинными, с двумя лезвиями. У всех народов они имеются. Только сэшхо – изобретение черкесов. При этом, орнамент, который его украшал, не менялся, а только дополнялся.

- У адыгов пока не так много мастеров-ювелиров, воссоздающих черкесский стиль. Какой бы Вы дали совет тем, кто хотел бы научиться ювелирному делу и изготовлять традиционно адыгские украшения из серебра и золота?

З.Т.: К сожалению, мы потеряли около 100 лет, в течение которых не было мастеров-ювелиров. Сегодня наше поколение – это второе поколение мастеров. Среди первых Мухамад Закуреев, Вячеслав Мастафов, Александр Пазов. Все они работают каждый в своем направлении: кто-то занимается чеканкой, кто-то – седлами, а кто-то – гравировкой, но все работают в черкесском стиле. Для начинающих мастеров желательно знать их работы и использовать их опыт. Конечно, надо, чтобы была такая политика в республиках, которая способствовала бы проведению мастер-классов у таких мастеров. И чем больше будет общения с ними, тем лучше будет использован их ценный опыт.
Что касается рекомендаций для начинающих, то, прежде чем делать, им лучше сперва, как я уже говорил, изучить работы старых мастеров, исследовать экспозиции в музеях, ознакомиться с литературой. После этого им стоит, получив огромную практику, выработать свой характерный стиль, почерк, так скажем, в черкесском стиле, чтобы в дальнейшем создавать свое. И надо помнить, что при придумывании надо полагаться на уже изученное. Только дополняя, можно стать узнаваемым.

- Большое спасибо за интервью!

Интервью подготовлено Фатимой Теучеж
Источник фотографий: сайт художника-ювелира, оружейника Залима Тумова: http://zalim-tumov.ru


Рецензии