Дочери... Эх, дочери!

*******
   ***

        Был поздний вечер. Звонок в дверь разбудил меня. Я нехотя потянулась к ночнику, чтобы включить его. Включила. Посмотрела на часы. Стрелки часов перевалили далеко за полночь. В дверь продолжали нервно звонить. Я накинула домашний халатик и поспешила на звонок. Отворила. На площадке стояла соседка из квартиры напротив Лиля. Всегда идеально уложенные волосы сейчас стояли торчком в разные стороны, а лицо было красное, как переспелая  красная помидорка. Она извинилась за беспокойство в столь поздний час и попросила разрешить сделать пару звонков. Из телефонного разговора мне стало ясно, что человека выставили из квартиры и ей негде переночевать. Тогда я предложила ей остаться до утра у меня. Проводив  в комнату, усадила её в удобное кресло. Потом прошла в кухню и через несколько минут вернулась с подносом, на котором были две  чашки горячего чая с душицей.

         Лиля лет девять как переехала в наш дом. Потому как официально вышла замуж за моего соседа Николая. Приехала она в мой город из далёкой Киргизии. Родом сама  из здешних мест, из Республики Татарстан. Будучи маленькой,  родители увезли её в тёплые края. Там прошла практически вся её жизнь. Потом родители её умерли. В семье она была единственным ребёнком. По близости из кровной родни  никого. Была замужем, овдовела, детей нет, по специальности учитель русского языка и литературы. Когда начались «межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, которые обострились в результате образования политического вакуума, вызванного революционной ситуацией», Лиля, будучи на пенсии, решит вернуться на малую родину. Временно  остановится у родственницы, которая и была соседкой по садовому участку с Николаем.

        Мне лично «посчастливилось» познакомиться с Николаем ещё с момента моего переезда в этот многоквартирный дом. Жизнь, длиною в десять лет, в таком доме сопряжена была с некоторыми неудобствами в виде неадекватных соседей. Самое неприятное явление – соседство с пьющим одиноким человеком. Таким был Николай. Нам соседям приходилось терпеть: пьяные застолья с шумными разборками; небрежно выброшенная непотушенная сигарета, вызвавшая задымление в подъезде; забытая кастрюля с пищей на включенной газовой плите и т.п.

                Когда-то давно Николай овдовел. Поговаривали, что у него есть три дочери, которых за эти годы жизни по соседству, я ни разу их не видела. Он жил сам по себе. Временами в его жизни появлялись женщины, но они надолго у него не задерживались из-за его тяжёлого характера. Сложно было ему угодить. И вот появляется Лиля с неброской приятной внешностью и покладистым характером.  Она, лёгкая на подъем, изменит жизнь Николая коренным образом, просто до неузнаваемости. В первую очередь сделает ремонт в квартире. «Видоизменит» самого Николая. Ухоженный, опрятно одетый, что удивительно, постоянно трезвый, в глазах блеск и счастье.

«Такой чудесной женщины, как Лиля, редкость. Под старость лет с её появлением в моей жизни я приобрел свет в окошке, настоящее счастье, - в этом мне когда-то лично признался сам Николай.

                Шло время. А время не всегда играет в пользу человека. Прибавлялись годы, прибавлялись и болячки у Николая. Операция по поводу катаракты, потом простатит.  Затем страшный приговор врачей – рак. Этот диагноз  изменит в одночасье Николая. Он станет каким-то другим, хмурым, неласковым, отчужденным. Правильнее сказать – чужим. Лиля больше не узнавала своего мужа, который когда-то был открытым, словно книга. Он просто стал другим.  Николай по поводу и без повода начинает придираться к жене. Активизируются дочери. Проявятся вдруг дочерние чувства, а у Николая – отцовские. Лиля, терпеливо молча, выносила агрессию мужа, не обостряя ситуацию. В один из вечеров Николай попросит у жены выпить стакан водки. Лиля надеялась, что муж успокоится и уснёт. Но Николай не унимался, настойчиво просил, чтобы в столь поздний час и в непогоду, жена немедленно отыскала ему  выпить. Он нистолько хотел спиртного, а просто ему нужен был повод для семейного скандала. Скандал как не старался он, не получался. Тогда он просто-напросто начинает избивать Лилю. Затем  открывает входную дверь и силой выталкивает её из квартиры в подъезд. Так в столь поздний час Лиля окажется у меня.
 
               Пройдет пару дней, и Лиля, надеясь, что муж успокоился, решит вернуться домой. В квартиру ей не удастся попасть, потому что Николай заменит замки на входной двери. Наймут дорогого адвоката, который за пару дней оформит развод, и начнётся судебная тяжба по поводу выписки теперь уже бывшей жены из занимаемой площади. Суд вынесет решение – «выписать  Лилю Г. из приватизированной квартиры И.Николая». Закон есть закон. Он общий для всех. С ним не поспоришь. Но ещё в жизни есть закон совести, закон чести, закон порядочности. Об этом почему-то люди забывают...

               Последняя моя встреча с Николаем произойдёт незадолго до его смерти вечерком у подъезда. Он специально поджидал меня. Выглядел он бледно, осунулся, потухшие глаза. Мы поздоровались. Он что-то невнятно мне стал быстро говорить. А у меня после всего это произошедшего не было желания говорить с ним. Перед моими глазами до сих пор эта неприятнейшая картина, как в зале суда дочери его вели себя беспардонно, оскорбляя Лилю и меня, когда я пыталась защитить соседку. Мне в тот вечер показалось, что Николай действительно страдал из-за своего поступка по отношению к Лиле, но отцовские чувства перебороли его, видимо дочери постарались и убедили, что нерезонно оставлять в квартире после его смерти «чужого» человека. Николай видимо хотел исповедаться передо мной и облегчить свою душу перед смертью. Но разговор не состоялся, я не испытывала желания общаться с ним после такого предательства и поведения его дочерей, и поторопилась к дому. Подходя к входной двери, я вслед услышала слова раскаяния Николая, вернее обрывки слов: «…нехорошо мы поступили с Лилей…». Видимо, его всё же мучила совесть.

                Через несколько недель Николая  не стало. По истечении шести месяцев дочери вступили в права наследования, оформили документы и продали квартиру. Каждый раз, когда я  возвращаюсь к себе домой и прохожу мимо этой квартиры, вспоминаю ужас этой неприятнейшей истории, по спине пробегают мурашки.

- «Эх, дочери, дочери! Неужели нельзя было поступить с Лилей по-человечески, пусть не отдать ей отцовскую квартиру, а пока при её жизни просто сделать её членом своей семьи. Ведь за девять лет совместной жизни она отдала вашему отцу столько тепла, любви, заботы. А под старость лет выбросить её на улицу, как ненужную использованную вещь!

Эх, дочери, дочери! «Жизнь – бумеранг! К тому ведётся: что отдаёте, то и вернётся. То, что посеешь – то и пожнёшь…. Каждый поступок имеет значенье…Жизнь – бумеранг! Всё и всем по заслугам: чёрные мысли вернутся недугом, светлые мысли – Божественным светом…».

Если не думали – подумайте об этом!!!


Рецензии