Чернянка. Путь к истоку. В поисках имени 4
< На правах гипотезы © >
Глава X. ССЫЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
<< Изложение версии >> Ссыльная версия, в качестве объяснения происхождения ойконима «Чернянка» (Чернянская), предлагается тоже только одним автором - Тупицыным Павлом Ивановичем.
В одной из своих работ, позднее вошедших в краеведческий сборник «История Чернянского края», Павел Иванович пишет:
>>> «Версий много, почему починок в устье реки Халань получил название Чернянка. Одна из версий, что власти ссылали чернь на поселение в наказание».
<< Суть версии >> Согласно этой версии название деревни Чернянка (Чернянская) произошло от слова «чернь» - существительного, обозначающего людей, принадлежащих к низшим слоям российского общества (простонародье).
<< Анализ версии >> Рассмотрим поближе само понятие «чернь». Упомянутое мною определение «черни» как «простонародья» верное, однако слишком обобщённое.
Чернь, как часть населения Русского царства, относилась к низшему сословию. Самой многочисленной группой черни в российском обществе 17-го века являлось крестьянство. Крестьянство подразделялось на две категории - владельческую и государственную.
>>> Владельческие крестьяне:
- помещичьи (крепостные) крестьяне - феодально-зависимые, жившие в вотчинах или поместьях. Населяли в основном центр страны - освоенные регионы. Они работали на своего феодала и находились в фактической его собственности.
- церковные крестьяне - принадлежавшие русской Церкви. Находились во владениях крупных соборов, городских приходских церквей и монастырей (монастырские крестьяне).
Рисунок 10.1 – Работа крестьян в монастырском хозяйстве. Миниатюра из книги «Жития Сергия Радонежского». XVI век.
Источник фото:
http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/hist/h3.html
- дворцовые крестьяне - принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые такими крестьянами, назывались дворцовыми. Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение царского двора продовольствием. Они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам. Царём нередко практиковалась раздача дворцовых крестьян (целыми деревнями) знатному служилому дворянству, в качестве вознаграждения за службу.
Рисунок 10.2 – Русские крестьяне. Такими изобразил русских крестьян немецкий путешественник Адам Олеарий. Гравюра из книги, XVII век.
Источник фото:
>>> Государственные крестьяне:
- черносошные крестьяне [АК-9] - не были лично зависимыми, а потому несли «тягло» (повинности) не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны. Черносошные крестьяне относились к «тягловому» [АК-10] населению.
________________ << Авторский комментарий >> __________________
[АК-9] Название «черносошный» происходило от слов «чёрные люди» и «соха» (единица податного обложения). Черносошные крестьяне владели чёрными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. Свою землю черносошный крестьянин, на определённых условиях, мог отдавать в залог и даже продавать.
[АК-10] Тя;гло - система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV - начале XVIII века.
___________________ << конец комментария >> __________________
Русские архивные источники XIV-XVII веков часто обозначали черносошных крестьян термином «чёрные люди» (или «чернь»). Кроме того, к этой же категории относили и население городских посадов, платившее налоги – «чёрные посадские люди». Это были, в основном, многочисленные ремесленники и мелкие торговцы.
Такое подробное и нудное описание «чёрных людей» и, в частности крестьянства, поможет нам понять:
- ссылали ли «чернь» на Белгородскую черту в качестве наказания?
- могла ли «чернь» стать основателем деревни Чернянской?
- могла ли «чернь» быть источником происхождения названия «Чернянка»?
<< Ссылка на черту >> Причина ссылки на Белгородскую черту проста – у русского государства катастрофически не хватало людей, для строительства городов-крепостей защитной черты и последующей постоянной охраны этого фактически нового юго-западного участка государственной границы. Чаще всего ссылке за провинности подвергались «черносошные крестьяне» и «чёрные посадские люди».
Владельческих крестьян, принадлежавших помещикам, церкви и царскому двору, ссылали на Белгородскую черту редко – их хозяевам абсолютно не выгодно было терять лишнюю пару трудовых рук. Поля, находившиеся в собственности землевладельцев, должны были «родить» и приносить максимальный доход. А для этого землю кто-то должен был обрабатывать, причём не периодически, а постоянно и всесезонно. Поэтому расправа с владельческими крестьянами за их провинности происходила непосредственно на месте, с применением телесных наказаний, зачастую довольно жестоких.
Рисунок 10.3 – Наказание кнутом. Фрагмент иллюстрации из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Источник фото: https://vitkvv2017.livejournal.com/2829931.html
Исключение составляли редкие случаи особо тяжких преступлений: любые действия, направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена, преступления против Церкви, «совращение» в иную веру, уничтожение (поджог) хозяйского имущества, убийство, систематический разбой на дорогах и т.п. За такие преступления (60 видов преступлений) обычно казнили (в 60% случаев), а если виновных приговаривали к ссылке, то ссылали в основном в Сибирь, иногда в Астрахань.
<< Свидетельства >> Подтверждение факта присутствия ссыльных на защитной черте и, в частности, в городе Царёво-Алексееве, встречается в книге профессора Загоровского В.П. «Белгородская черта»:
«Столкнувшись с трудностями в заселении Царева-Алексеева и Верхососенска, правительство стало практиковать, ссылку туда как наказание за различные преступления. Так, в декабре 1647 г. были сосланы в Царев-Алексеев дворцовый крестьянин с. Коломенского С. Данилов с семьей «за воровство» и служка Троице-Сергиева монастыря Н. Фирсов «за непригожие письма».
Другим источником информации о, как их тогда называли, «ссылочных людях» служит уже известная нам Строельная книга города Царёва-Алексеева, 1647-49 гг. /Архивный адрес хранения оригинала документа: РГАДА, Фонд 210-й. Опись: Книги Белгородского стола. Дело №18. Листы 47-62/
Так, например, листы Строельной книги с 47-го по 62-й содержат записи (от сентября 1647 года) о наделении землёй «под дворы и под огороды» служилых людей, прибывших в город Царёв-Алексеев «на вечныя житье» и назначенных в драгуны «Елецкова полку». В этом списке около 120-ти человек. В конце перечня, отдельно, помещены «ссылочные люди». Приведу здесь фрагмент этого списка. Для более полного понимания изложу его с максимальным приближением лексики документа к современному языку:
«Ссылочные люди, которые по Государеву Царёву и Великого князя всея Руси Алексея Михайловича указу и по грамотам присланы в новый Царёв-Алексеев город на вечное житьё, за их вину:
Дети боярские из Тулы:
1. Ондрей Лукьянов сын Татаринов.
2. Сидар Лукьянов сын Татаринов.
3. Василей Бредихин.
Определить их на драгунскую службу. А под дворы дать им места за рекой Белый колодезь, напротив Драгунской слободы.
4. Филка Баюшев - мордвин (народность, современные мордовцы) из Арзамасского уезда Нижегородской губернии.
5. Сыреска Неверов (а по-русски Сидар) - мордвин (народность) из Арзамасского же уезда.
6. Якушко Кляус – приказчик ямской слободы из города Твери.
7. Володка Зиновьев – из города Каргополь (ныне – Архангельская область РФ).
Определить их на драгунскую службу. А под дворы дать им места возле Черкасской слободы на берегу Оскола.
8. Пакайка Анчин - черемис (народность, современные марийцы) из Ядринского уезда Казанской губернии.
Определить его на казачью службу. А под двор дать ему место возле Черкасской слободы на берегу Оскола».
Рисунок 10.4 – Служилые люди защитной черты. Историческая реконструкция с детско-юношеского фестиваля «Белгородская черта – 2017».
Источник фото: http://www.belnovosti.ru/kultura/2017/09/25/id70324
<< Выводы по «черни» >> В рассматриваемый нами отрезок времени (середина 17-го века) ссылка черни (и не только её) в качестве наказания в окраинные города Белгородской черты не носила массового характера. Сведения, содержащиеся в приведённых здесь двух источниках, позволяют сделать однозначные выводы:
1. Представителей российской черни действительно ссылали на Белгородскую черту, в том числе в город Царёв-Алексеев (Новый Оскол – Б.С.), под строгий надзор местной воеводской администрации.
2. Ссыльная чернь была немногочисленна и не играла сколь-нибудь заметной роли в комплектовании гарнизона Царёва-Алексеева, и в формировании населённых пунктов, располагавшихся в зоне царёво-алексеевского участка защитной черты.
В процитированной выдержке из книги Загоровского В.П. «Белгородская черта» видим, что за декабрь 1647 года в город Царёв-Алексеев сослано всего двое преступников: дворцовый крестьянин с семьей да служка монастыря.
В представленном выше списке из Строельной книги на 120 служилых людей приходится всего 8 ссыльных - 6,7%. И эта цифра не является характерным показателем - применительно к общей численности царёво-алексеевских служилых людей процентная составляющая ссыльных значительно ниже.
3. Сосланных лиц, уже проявивших склонность к грубому нарушению закона и совершению преступлений, царёво-алексеевская воеводская администрация расселяла поодиночке или малыми группами по разным местам, не допуская скопления «ссыльных людей» в одном поселении. Пример тому – выписка из представленной выше Строельной книги:
- Дети боярские из Тулы – 3 человека: дать им места за рекой Белый колодезь, напротив Драгунской слободы.
- Ссыльные и разных мест России (в том числе инородцы) – 5 человек: дать им места возле Черкасской слободы на берегу Оскола.
Ссыльные (и в первую голову ссыльная чернь), сосредоточенные в одном месте в достаточном преобладающем количестве, могли в любой момент поднять бунт, отказаться от выполнения строительных работ, самовольно оставить вверенный их защите рубеж, уклониться от боя с татарами, уйти к вольным казакам на Дон и т.п. Это прекрасно понимал воевода, и позволить себе допустить такую военно-тактическую ошибку конечно не мог.
Поэтому о том, чтобы создавать на границе государства отдельное обособленное поселение, состоящее из одних ссыльных (заведомо неблагонадёжных людей), да ещё и назвать этот населённый пункт в честь их общественно-сословного статуса («чернь») не могло быть и речи.
<< Что касается Чернянки >> А теперь более плотно и конкретно о нашей Чернянке. Тут всё просто. Как я уже упоминал ранее, все авторы-краеведы признают (с некоторыми интерпретациями) тот факт, что деревня Чернянская основана детьми боярскими из города Чернь Тульской губернии.
А «дети боярские» это уже совсем другая категория населения – они относились к дворянскому сословию и никакого отношения к «черни» не имели. А это значит, что:
среди основателей Чернянки (деревни Чернянской) и в процессе первичного формирования её населения представителей черни не было;
если представители черни появились в Чернянке (деревне Чернянской) в качестве ссыльных (документов на этот счёт пока не обнаружено) позже, то их крайне незначительное количество не могло никоим образом повлиять на образование названия «Чернянка» (деревня Чернянская).
<< Заключение >> В ходе изучения с разных сторон «ссыльной версии», взаимосвязей между ойконимом «Чернянка» (Чернянская) и ссылаемой в середине 17-го века на Белгородскую черту «чернью» установить не удалось. Рассмотренная версия не выдерживает критики и не может быть применена для объяснения происхождения названия «Чернянка». Ссыльная версия удаляется из общего списка. Остаток к дальнейшему анализу – 5 версий.
Рисунок 10.5 – Диаграмма «Версии происхождения ойконима «Чернянка». Осталось пять версий. Источник иллюстрации: архив автора.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №218080401814