Чернянка. Путь к истоку. В поисках имени 4

Отрывок из очерка «Чернянка. Путь к истоку»
< На правах гипотезы © >


Глава X.  ССЫЛЬНАЯ  ВЕРСИЯ


<< Изложение версии >>  Ссыльная версия, в качестве объяснения происхождения ойконима «Чернянка» (Чернянская), предлагается тоже только одним автором - Тупицыным Павлом Ивановичем.
   
В одной из своих работ, позднее вошедших в краеведческий сборник «История Чернянского края», Павел Иванович пишет:

      >>>   «Версий много, почему починок в устье реки Халань получил название Чернянка. Одна из версий, что власти ссылали чернь на поселение в наказание».


<< Суть версии >>  Согласно этой версии название деревни Чернянка (Чернянская) произошло от слова «чернь» - существительного, обозначающего людей, принадлежащих к низшим слоям российского общества (простонародье).


<< Анализ версии >>  Рассмотрим поближе само понятие «чернь». Упомянутое мною определение «черни» как «простонародья» верное, однако слишком обобщённое.

Чернь, как часть населения Русского царства, относилась к низшему сословию. Самой многочисленной группой черни в российском обществе 17-го века являлось крестьянство. Крестьянство подразделялось на две категории - владельческую и государственную.

     >>>   Владельческие крестьяне:
 
   - помещичьи (крепостные) крестьяне - феодально-зависимые, жившие в вотчинах или поместьях. Населяли в основном центр страны - освоенные регионы. Они работали на своего феодала и находились в фактической его собственности.

   - церковные крестьяне - принадлежавшие русской Церкви. Находились во владениях крупных соборов, городских приходских церквей и монастырей (монастырские крестьяне).


Рисунок 10.1 – Работа крестьян в монастырском хозяйстве. Миниатюра из книги «Жития Сергия Радонежского». XVI век.
Источник фото: 
http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/hist/h3.html


   - дворцовые крестьяне - принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые такими крестьянами, назывались дворцовыми. Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение царского двора продовольствием. Они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам. Царём нередко практиковалась раздача дворцовых крестьян (целыми деревнями) знатному служилому дворянству, в качестве вознаграждения за службу.

    Рисунок 10.2 – Русские крестьяне. Такими изобразил русских крестьян немецкий путешественник Адам Олеарий. Гравюра из книги,  XVII век.
Источник фото: 

     >>>   Государственные крестьяне:

   - черносошные крестьяне [АК-9] - не были лично зависимыми, а потому несли «тягло» (повинности) не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны. Черносошные крестьяне относились к «тягловому» [АК-10]  населению.

________________ << Авторский комментарий >> __________________

[АК-9]  Название «черносошный» происходило от слов «чёрные люди» и «соха» (единица податного обложения). Черносошные крестьяне владели чёрными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. Свою землю черносошный крестьянин, на определённых условиях, мог отдавать в залог и даже продавать.

[АК-10]  Тя;гло - система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV - начале XVIII века.

___________________ << конец комментария >> __________________

Русские архивные источники XIV-XVII веков часто обозначали черносошных крестьян термином «чёрные люди» (или «чернь»). Кроме того, к этой же категории относили и население городских посадов, платившее налоги – «чёрные посадские люди». Это были, в основном, многочисленные ремесленники и мелкие торговцы.
Такое подробное и нудное описание «чёрных людей» и, в частности крестьянства, поможет нам понять:

   - ссылали ли «чернь» на Белгородскую черту в качестве наказания?
   - могла ли «чернь» стать основателем деревни Чернянской?
   - могла ли «чернь» быть источником происхождения названия «Чернянка»?


<< Ссылка на черту >>  Причина ссылки на Белгородскую черту проста – у русского государства катастрофически не хватало людей, для строительства городов-крепостей защитной черты и последующей постоянной охраны этого фактически нового юго-западного участка государственной границы. Чаще всего ссылке за провинности подвергались «черносошные крестьяне» и «чёрные посадские люди».

Владельческих крестьян, принадлежавших помещикам, церкви и царскому двору, ссылали на Белгородскую черту редко – их хозяевам абсолютно не выгодно было терять лишнюю пару трудовых рук. Поля, находившиеся в собственности землевладельцев, должны были «родить» и приносить максимальный доход. А для этого землю кто-то должен был обрабатывать, причём не периодически, а постоянно и всесезонно. Поэтому расправа с владельческими крестьянами за их провинности происходила непосредственно на месте, с применением телесных наказаний, зачастую довольно жестоких.

Рисунок 10.3 – Наказание кнутом. Фрагмент иллюстрации из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Источник фото:  https://vitkvv2017.livejournal.com/2829931.html

Исключение составляли редкие случаи особо тяжких преступлений: любые действия, направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена, преступления против Церкви, «совращение» в иную веру, уничтожение (поджог) хозяйского имущества, убийство, систематический разбой на дорогах и т.п. За такие преступления (60 видов преступлений) обычно казнили (в 60% случаев), а если виновных приговаривали к ссылке, то ссылали в основном в Сибирь, иногда в Астрахань.


<< Свидетельства >>  Подтверждение факта присутствия ссыльных на защитной черте и, в частности, в городе Царёво-Алексееве, встречается в книге профессора Загоровского В.П. «Белгородская черта»:

«Столкнувшись с трудностями в заселении Царева-Алексеева и Верхососенска, правительство стало практиковать, ссылку туда как наказание за различные преступления. Так, в декабре 1647 г. были сосланы в Царев-Алексеев дворцовый крестьянин с. Коломенского С. Данилов с семьей «за воровство» и служка Троице-Сергиева монастыря Н. Фирсов «за непригожие письма».

Другим источником информации о, как их тогда называли, «ссылочных людях» служит уже известная нам Строельная книга города Царёва-Алексеева, 1647-49 гг.  /Архивный адрес хранения оригинала документа: РГАДА, Фонд 210-й. Опись: Книги Белгородского стола. Дело №18. Листы 47-62/

Так, например, листы Строельной книги с 47-го по 62-й содержат записи (от сентября 1647 года) о наделении землёй «под дворы и под огороды» служилых людей, прибывших в город Царёв-Алексеев «на вечныя житье» и назначенных в драгуны «Елецкова полку». В этом списке около 120-ти человек. В конце перечня, отдельно, помещены «ссылочные люди». Приведу здесь фрагмент этого списка. Для более полного понимания изложу его с максимальным приближением лексики документа к современному языку:

«Ссылочные люди, которые по Государеву Царёву и Великого князя всея Руси Алексея Михайловича указу и по грамотам присланы в новый Царёв-Алексеев город на вечное житьё, за их вину:

Дети боярские из Тулы:
1.  Ондрей Лукьянов сын Татаринов.
2.  Сидар Лукьянов сын Татаринов.
3.  Василей Бредихин.

Определить их на драгунскую службу. А под дворы дать им места за рекой Белый колодезь, напротив Драгунской слободы.

4.  Филка Баюшев - мордвин (народность, современные мордовцы) из Арзамасского уезда Нижегородской губернии.
5.  Сыреска Неверов (а по-русски Сидар) - мордвин (народность) из Арзамасского же уезда.
6.  Якушко Кляус – приказчик ямской слободы из города Твери.
7.  Володка Зиновьев – из города Каргополь (ныне – Архангельская область РФ).

Определить их на драгунскую службу. А под дворы дать им места возле Черкасской слободы на берегу Оскола.

8.  Пакайка Анчин - черемис (народность, современные марийцы) из Ядринского уезда Казанской губернии.

Определить его на казачью службу. А под двор дать ему место возле Черкасской слободы на берегу Оскола».


Рисунок 10.4 – Служилые люди защитной черты. Историческая реконструкция с детско-юношеского фестиваля «Белгородская черта – 2017».
Источник фото:  http://www.belnovosti.ru/kultura/2017/09/25/id70324


<< Выводы по «черни» >>  В рассматриваемый нами отрезок времени (середина 17-го века) ссылка черни (и не только её) в качестве наказания в окраинные города Белгородской черты не носила массового характера. Сведения, содержащиеся в приведённых здесь двух источниках, позволяют сделать однозначные выводы:

1. Представителей российской черни действительно ссылали на Белгородскую черту, в том числе в город Царёв-Алексеев (Новый Оскол – Б.С.), под строгий надзор местной воеводской администрации.

2. Ссыльная чернь была немногочисленна и не играла сколь-нибудь заметной роли в комплектовании гарнизона Царёва-Алексеева, и в формировании населённых пунктов, располагавшихся в зоне царёво-алексеевского участка защитной черты.

В процитированной выдержке из книги Загоровского В.П. «Белгородская черта» видим, что за декабрь 1647 года в город Царёв-Алексеев сослано всего двое преступников: дворцовый крестьянин с семьей да служка монастыря.

В представленном выше списке из Строельной книги на 120 служилых людей приходится всего 8 ссыльных - 6,7%. И эта цифра не является характерным показателем - применительно к общей численности царёво-алексеевских служилых людей процентная составляющая ссыльных значительно ниже.

3. Сосланных лиц, уже проявивших склонность к грубому нарушению закона и совершению преступлений, царёво-алексеевская воеводская администрация расселяла поодиночке или малыми группами по разным местам, не допуская скопления «ссыльных людей» в одном поселении. Пример тому – выписка из представленной выше Строельной книги:

   - Дети боярские из Тулы – 3 человека: дать им места за рекой Белый колодезь, напротив Драгунской слободы.

   - Ссыльные и разных мест России (в том числе инородцы) – 5 человек: дать им места возле Черкасской слободы на берегу Оскола.

Ссыльные (и в первую голову ссыльная чернь), сосредоточенные в одном месте в достаточном преобладающем количестве, могли в любой момент поднять бунт, отказаться от выполнения строительных работ, самовольно оставить вверенный их защите рубеж, уклониться от боя с татарами, уйти к вольным казакам на Дон и т.п. Это прекрасно понимал воевода, и позволить себе допустить такую военно-тактическую ошибку конечно не мог.

Поэтому о том, чтобы создавать на границе государства отдельное обособленное поселение, состоящее из одних ссыльных (заведомо неблагонадёжных людей), да ещё и  назвать этот населённый пункт в честь их общественно-сословного статуса («чернь») не могло быть и речи.


<< Что касается Чернянки >>  А теперь более плотно и конкретно о нашей Чернянке. Тут всё просто. Как я уже упоминал ранее, все авторы-краеведы признают (с некоторыми интерпретациями) тот факт, что деревня Чернянская основана детьми боярскими из города Чернь Тульской губернии.

А «дети боярские» это уже совсем другая категория населения – они относились к дворянскому сословию и никакого отношения к «черни» не имели. А это значит, что:

среди основателей Чернянки (деревни Чернянской) и в процессе первичного формирования её населения представителей черни не было;

если представители черни появились в Чернянке (деревне Чернянской) в качестве ссыльных (документов на этот счёт пока не обнаружено) позже, то их крайне незначительное количество не могло никоим образом повлиять на образование названия «Чернянка» (деревня Чернянская).


<< Заключение >>  В ходе изучения с разных сторон «ссыльной версии», взаимосвязей между ойконимом «Чернянка» (Чернянская) и ссылаемой в середине 17-го века на Белгородскую черту «чернью» установить не удалось. Рассмотренная версия не выдерживает критики и не может быть применена для объяснения происхождения названия «Чернянка». Ссыльная версия удаляется из общего списка. Остаток к дальнейшему анализу – 5 версий.


Рисунок 10.5 – Диаграмма «Версии происхождения ойконима «Чернянка». Осталось пять версий. Источник иллюстрации: архив автора.


Продолжение следует.


Рецензии