Багаевские краеведческие записки 3

 1437 год
Бозагаз -Возагаи

Данная часть общей работы представлена на тот случай, если появится принципиально новая информация по событиям, относящимся к истории Нижнего Дона XV века. Считается, что нашествие Тамерлана (Тимура) в 1495 году прекратило существование городской культуры на Нижнем Дону. Путешественник XVII века Эвлия Челеби [Королев В.Н. Донские казачьи городки у Эвлии Челеби // Историческая география Дона и Северного Кавказа.— Ростов н/Д, 1992.] в окрестностях городов Мачков и Жапуха (станиц Маныческая и Багаевская) описывает многочисленные руины. Казачьи историки XIX и начала XX столетий указывают на остатки городской жизни в регионе [Мартынов A.A. Записки о местностях в войске Донском и вещественных там открытиях, заслуживающих внимания антиквариев и историков. Сообщ. A.A. Корсунов // Дон. Новочеркасск, 1887. № 8. С. 36-37; №9. С. 29-32; №10. С. 22-31; №11. С. 16-34; № 12. С. 5-16.] и [Богачев В.В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919, с. 431].
Тем временем, на побережье Азовского и Черного морей в позднее средневековье закрепляются торговые фактории итальянцев. Вдоль Дона размещаются базы генуэзских и венецианских торговцев рыбою. Но за нижнедонской степью закрепляется имя Дикое поле, которое,  считается местом неспокойным и разбойным.
Во второй половине XV века в Европе публикуется книга опытного венецианского дипломата, политического деятеля, монаха и оккультиста, а так же кладоискателя и расхитителя гробниц Иософата Барбаро «Путешествие в Тану» [Рукопись хранится в Венеции, в Библиотеке св. Марка]. Тана (многие ошибочно отождествляют этот город с Танаисом или Азовом, на самом деле, он находился чуть поодаль от Азова) становится в это время оживленным торговым портом, в котором преобладают выходцы из Южной Европы. Барбаро, будучи ярким представителем своей эпохи, интересовался вампирическим культом и причислял себя к адептам Кровавых святых. Путешествуя, в последнем своем качестве, он занимался поисками магических предметов и остатков древних колдовских знаний [Гайворонский О. От дворцов Венеции к холмам Придонья // Перекресток Кентавра. 1997. Окт. №15(20)]. В 1436 году Барбаро приезжает в Тану, где наиболее преуспевают итальянские купцы, выполняющие роль посредников на бывшей магистрали Великого Шелкового Пути.
Случайным образом купец становится обладателем древней легенды о сокровищах аланского предводителя в местечке Контебе, на левом берегу Дона. Уже 25 ноября, невзирая на наступающую зиму, 1437 года Бартоломео Россо, Франко Корнарио, Катарин Контарини,  Дзуан Барбариго, Дзуан да Валле, Моизе Бон, и Иософат Барбаро (всего семеро) открыли предприятие по поиску аланских сокровищ, скрепив соглашение юридическим документом. Половина итальянцев уже бывали на Нижнем Дону и знали окрестности.
  В начале декабря экспедиция, имея 120 наемных работников, на санях (по речному льду) выдвинулась к Контебе. Расстояние до сокровищ Барбаро определяет в 60 миль, кладоискатели прибыли на место уже на следующий день (3 или 4 декабря). Одна венецианская миля, в отличии от других миль, составляла в ту пору 1739 метров [И. Ф. Крузенштерн. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-12, 2 изд. 1950)]. Маршрут, таким образом, набирает почти 104 с половиной километра речного пути от Таны до Контебе. Неопытных южан встретил мерзлый грунт сокровенного кургана (кто из ростовчан в это не поверит в декабре месяце!) сокровища не были найдены.
В экспедициях Барбаро, общее число нанятых на поиски клада рабочих составило более 300 человек! Каждый из рабочих, кроме прочего, получал по 3 дуката в месяц (венецианские монеты из высококачественного золота). Это говорит о значительных затратах на экспедицию, (современные журналисты умножают 3 дуката на 12 месяцев и получают астрономические суммы, но они не правы, в действительности, раскопки предпринимались эпизодично весной и осенью). Однако оплатить 120 наемных рабочим труд за  месяц в сумму 360 дукатов было уже не дешево! Неудача осени 1437 года не только не смутили итальянцев, напротив, на весну 1438 года они нанимают 150 землекопов с расчетом на 22 дня!  В своей книге итальянский монах и кладоискатель допускает интригу, в одной части он пишет: «Теперь вы услышите о вещах весьма удивительных и, так сказать, невероятных. Мы нашли все, как было предсказано. Поэтому мы еще больше уверовали в то, что нам говорилось, и настолько, что, в надежде отыскать сокровище, мы пустились таскать носилки усерднее, чем те люди, которым мы платили, и как раз я стал мастером по носилкам» [Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану //Библиотека иностранных писателей о России.- СПб,1836.-т. I, §10-13]. Однако, минуя несколько строк, Барбаро резюмирует: «Проделав раскоп и не найдя сокровища…» [Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану//Библиотека иностранных писателей о России.-СПб,1836.-т.I, §10-13]. 
Официальная версия гласит, что все семеро предпринимателей затеяли поиски зря! Они уехали восвояси? Нет! Барбаро прожил на Дону еще 16 лет! Он продолжает свою деятельность на реке, путешествует и торгует. При этом уже в ближайшее время устраивает собственное коммерческое предприятие - «пескьера» - поселение, в котором жили рыбаки, занимающиеся ловлей и засолкой рыбы, приготовлением и упаковкой икры. Пескьера находилась, по словам Барбаро на левом берегу Дона. Он пишет, что «… владел пескьерами на Дону, около места, называемого Бозагаз, и посещал их, поднимаясь вверх по реке либо на лодке, либо зимой на санях по льду. Сам путешественник переводит Бозагаз как «серое дерево» (судя по произношению слово тюркское). «Бозо» в тюркских языках действительно означает «серый», а дерево на том же языке звучит как «гач» или «агач». Транскрипция слова Бозагаз дается по переводу Б. Семенова [Библиотека иностр. писателей о России, т. I, СПб., 1836 г.]. Перевод же пятью годами ранее, осуществил русский писатель, издатель «Отечественных записок» и любитель древностей Свиньин Павел Петрович (1787-1839гг.). Его перевод содержит термин Возагаи вместо Бозагаз [«Сын Отечества» за 1831 год, № 48 и 49]. Имя Возагаи, Бозаган употребляет и известный советский археолог М.И. Артамонов, занимавшийся в 20-30 годы прошлого столетия раскопками древнего поселения недалеко от станицы Багаевской [М. И. Артамонов, Средневековые поселения на нижнем Дону (по материалам северо-кавказской экспедиции), Л.: ОГИЗ, 1935 г.]. Судя по всему, руководителю советской археологической экспедиции прошлого века был более известен перевод Свиньина П.П., а не Б. Семенова.
  То есть, знаменитый археолог считает, что артугановское городище и есть местность Возагаи. Буквально он пишет: «Километрах в двух выше Багаевской станицы, в местности «Вертуганово» или Артугановское, издавна находили человеческие кости и черепки сосудов вдоль берега Дона, подмываемого водой. При посадке деревьев и при рытье ям в расположенных здесь садах местные жители натыкались на погребения. Сообщают, что костяки были обложены камнями и что в могилах были находимы горшки. Предание приписывает эти могилы черкесам. При нашем осмотре оказалось, что невысокий левый берег реки Дона, отошедшей еще на памяти современных местных жителей немного в сторону от него, изрезан рядом ложбин с протоками или ручейками вдоль них. На двух образовавшихся таким образом островах вдоль берега Дона, по отмели встречаются в большом количестве фрагменты керамики и кости, в том числе и человеческие. В одном месте в обрыве берега было замечено полуразрушенное погребение, находящееся от поверхности почвы не белее чем на 0,7 м…» [А. А. Миллер, Краткий отчет о работах Сев.-Кавк. эксп. в 1924—1925 гг., Сообщения ГАИМК, т. I, стр. 97.]. Очевидно, М.И. Артамонов и не предполагал, что Возагаи и Багай (окрестности нашей станицы до XX века назывались Багай) имена созвучные и могут означать один и тот же термин. Иначе бы археолог указал на данное обстоятельство, как на дополнительный аргумент в пользу своей идентификации итальянского поселения с древним топонимом, сохранившимся до наших дней. Кроме артугановского городища, советские археологи зафиксировали средневековые итальянские фактории в окрестностях Ростова и у станицы Раздорской. Словом, рыболовецкая вотчина Барбаро, главаря кладоискательской экспедиции была у местечка Возагаи, а золотоносный курган Контебе в  104 километрах от Тана (Тана, находилась близ Азова). Расстояние от Артугана до Азова (Тана) – 105 километров [https://www.avtodispetcher.ru/distance]. Совпадение? Или все-таки закономерность! Учитывая итальянскую транскрипцию, искажения перевода и давность дней, а так же практически точно указанное расстояние от Азова до места поиска сокровищ,  мы предполагаем, что Багай и Возагаи, а так же место аланского клада Контебе находятся в окрестностях современного Артугана. Имя это существовало уже в 1438 году и обозначало пойменные леса выше станицы Багаевской до Артугановского лимана. Даже сейчас полоса донского побережья от станицы до впадения Сусата в Дон занята пойменными дебрями Стародонья. Итак, (доказано археологическими находками) у Артугана существовала венецианская фактория (одна из немногих существующих на Дону и вероятно принадлежащая итальянскому кладоискателю Барбаро). На этом же месте существовали поселения более древних и поздних народов, что подтверждается книгами путешественников, начиная с 1436 года, заканчивая описанием Донского края в  XIX веке. Книга Кривошеина А.А. [Кривошеин А.А. Донской улус Золотой Орды: очерки исторической топонимики Нижнего Дона. Ростиздат, 2007] дает нам следующую этимологию Артугановского лимана – озеро. «Среднее озеро, река». Находится на заболоченной протоке между рекой Дон и Подпольная. Орта, орту (с тюркского) середина, средний. Ганн, Ганга (с древнеиндийского «речной, река, поток»).
 Теперь про километраж! Ростовские журналисты помещают курган Контебе под Аксай, но до него даже по автомобильной трассе (она продолжительней, чем речной путь) 57 километров! Это в два раза меньше, чем указывает средневековый итальянец! У нас есть еще цифры! Барбаро указывает расстояние до его пескьеры Бозагаз! Он описывает татарское нашествие так: «… один головной отряд этого племени со стадами дошел до места, называемого Паластра [Паластра — селение на северном берегу Азовского моря, отмечавшееся на портоланах Бенинказы 1474 г. около Бердянского залива (район украинского города Мариуполь прим. автора)], а другой — до реки Дона в том месте, которое называется Бозагаз; это слово значит «серое дерево» [Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану//Библиотека иностранных писателей о России.- СПб,1836.-т.I, §15]. Промежуток между этими местами составляет сто двадцать миль; на такое расстояние растянулся этот движущийся народ, хотя не все эти места были удобны для прохождения». 120 венецианских миль – это 208,5 километра, а расстояние от Мариуполя до Багаевской водным путем Азовского моря и руслом Дона 215 километров. Есть уверенность, что Бозагаз и Контебе располагались именно в районе станицы Багаевская исходя из нашей математики и расчетов предприимчивого итальянца!
Выводы: 1) в античные и средневековые времена (подтверждено археологическими раскопками и записями путешественников XV – XIX вв.) в районе Артугана существовало крупное, оживленное поселение; 2) в этих же окрестностях вел свою кладоискательскую деятельность венецианец Иосафат Барбаро; 3) в этих окрестностях, именуемых в ту пору Бозогаз (Серое Дерево) существовало предприятие итальянцев по заготовки донской икры и рыбы.


Рецензии