Правдивое кино

CIN;MA VERIT;

1.  MAGNI NOMINIS UMBRA


       La pass; mon seulement n'est pas fugace, il reste sur place.
                Marcel PROUST (1).

#
       В годы Великой депрессии кинематограф стал своего рода ''душевной анестезией'' для людей во время Второй мировой войны. Миллионам людей во всём мире кинематограф дарил возможность бежать от действительности в ''страну грёз''. 

 #
       С 1920-х гг. В мировой киноиндустрии доминировал Голливуд. Название Holliwood образовано от английских слов: ''holly'' (остролист) и ''wood''(лес).

#
       Разделение между англоязычными фильмами, произведёнными в Голливуде, и не англоязычным киноискусством постепенно исчезает. В настоящее время  ''седьмое искусство'' (каковым признали кино в начале XX века) развито более чем в пятидесяти странах мира.

 #
       Расцвет кинотеатров пришёлся на период между двумя мировыми войнами. В течение этих лет во всём мире было построено множество зданий доя показа кинофильмов, с роскошными залами, внушительными лестницами и вурлитцерами (электрическими органами). В среднем, кинотеатры способны были вместить около двух тысяч человек; ежедневно проходило по три-четыре показа. 

#
       Кинематографический орган - не тот привычный нам орган, на котором исполняют музыку Баха. У вурлитцера есть множество регистров, управляя которыми, извлекают всевозможные звуковые эффекты, сопутствующие киноизображению. Саундтрек у каждого фильма свой: музыка, шумы, характерные для каждой сцены звуки…  ''Великий немой'' умер, и его место занял шумный и говорливый, а часто и поющий младший брат.

#
       Первый художественный фильм со звуком «Дон Жуан» (1926) с Джоном Берримором в главной роли не был звуковым в полном смысле этого слова. Его авторы использовали записи музыки, сопровождающей демонстрацию немого фильма,  отказавшись от оркестра и позволив кинотеатрам сэкономить.

#
        «Уорнер бразерс» выпустил первый коммерчески успешный звуковой фильм  «Певец джаза».  В нём использовалась подготовленная заранее фонограмма песен, а также некоторых диалогов. Успех «Певца джаза» подтолкнул владельцев кинотеатров к установке звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования.

#
       Появление звука стало революционным не только в США, но и в других странах. Большинство ранних звуковых фильмов имели хорошие кассовые сборы, но многие из них были низкого качества и отличались неестественной игрой актеров, подстроенной к диалогам из-за отсутствия у актёров опыта работы со звуком.

#
       Теперь требовались сценарии с более яркими характерами, создатели субтитров для немого кино остались без работы. Большинство первых звуковых лент были буквальным воспроизведением бродвейских шоу на экране.

#
       Однако постепенно кинорежиссёры и студийные техники научились скрывать шум камеры, использовать подвижные микрофоны и звукозаписывающее оборудование.
       Появление звука повлияло на карьеру многих режиссеров и актёров. В 1930-е гг. новое поколение кинозвёзд, среди которых были Фред Астер и Джинджер Роджерс, Джоан Кроуфорд, Спенсер Трейси и Кларк Гейбл, покоряли сердца зрителей.

#
       Ещё десятилетие назад блистал Рудольф Валентино, с его обольстительным амплуа. В начале 1920-х гг.  он появился в образе рокового соблазнителя в фильме Река Ингрема «Четыре всадника апокалипсиса», став непревзойденным ''латинским любовником'', мужским вариантом женщины-вамп. Это амплуа закрепили за ним фильмы «Шейх»  и «Кровь и Песок».

#
       Рудольфу Валентино едва исполнилось тридцать, когда оборвалась его жизнь. 1926 год стал годом массовой скорби после смерти Р. Валентино. В 1926 году эту ситуацию Ватикан прокомментировал следующим образом: «Коллективное безумие, олицетворяющее трагическую комедию нового фетишизма». 

2.  DIRA NECESSITAS

#
       «Я никто, я просто француз, живущий среди поколения французов, которые много веков пили красное вино и ели сыр Бри». (6).

 #
       «Я всегда ставлю свою камеру на высоту человеческого роста, на высоту человеческого взгляда». (7).

#
      « Кино – антиплатоновское искусство, оно манипулирует зримым бытием и только потом приходит к идее. Так связаны мировоззрение и словарь» , -  в подобном роде охарактеризовал ''седьмое искусство'' один из  кинокритиков-обозревателей.

#
       К началу 1930-х гг. «Техниколор» обрёл в кинематографии такую популярность, что его название часто использовалось для обозначения любой цветной плёнки. С 1932-1835 гг. Уолт  Дисней наслаждался исключительным правом выпускать в цвете  мультфильмы, создав такие оскароносные работы, как «Цветы и деревья» и «Три поросёнка». К середине 1930-х гг. цвет уже не был новинкой, но использовался приблизительно в двадцати процентах голливудской продукции.

#
      «Техниколор» достиг апогея в конце 1930-х гг. в двух дорогих  фильмах «Метро-Голдуин-Майер» -  «Волшебник страны Оз» и «Унесённые ветром» (оба сняты Виктором Флемингом).

#
       В октябре 1940 г. «New York Herard Tribune» писала: «Несравненный Чарли Чаплин вернулся на экраны в экстраординарном фильме «Великий диктатор» – это беспощадный комический комментарий к событиям в мире, сошедшем с ума». Первый звуковой фильм Чаплина завуалированная сатира на нацистскую Германию.

#
       Хотя до нападения японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года США соблюдали в войне нейтралитет, Голливуд находился в состоянии полной боевой готовности, выпустив несколько  связанных с войной фильмов ещё до 1941 года. «Сержант Йорк» Ховарда Хоукса с Гэри Купером в главной роли выступал против американской политики изоляционализма, хотя сюжет фильма разворачивается во время Первой мировой войны.

#
       О жестокости нацистского режима говорят фильмы «Миссис Минивер» Уильяма Уайлера, «Касабланка» Майкла Кёртица , события которого разворачиваются в 1941 году в военном Марокко, и «Быть или не быть» Эрнста Любича.


       C';taient de tr;s grands vents sur toutes faces de ce monde,
       De tr;s grands vents en liesse par le monde, qui n' avaient d'aire ni de g;te.
       Qui n' avaient garde ni mesure, et nous laissaient, hommes de paille… (2).

#
       В дневнике Андрея Тарковского  за  сентябрь 1970 года есть такая запись: « После войны  культура как-то рухнула, обвалилась. Во всём мире. Вместе с духовным уровнем. У нас – очевидно, это кроме всего прочего, в результате последовательного варварского уничтожения культуры. А без культуры общество, естественно,дичает».

#
          В том же 1970-м году, записано: «У Гессе в «Игре в бисер» есть замечательное рассуждение о китайской музыке. Он цитирует его довольно много и кончает следующими словами: '' ...Музыка благоустроенной эпохи спокойна и радостна, а правление уравновешенно. Музыка государства, пришедшего в упадок, - сентиментальна и уныла, правление его под угрозой''. (Ли Бу-Вей. ''Весна и осень'')».

#
      «Уже невозможно назвать кинематографом разыгранные и снятые сюжетики и истории. Всё это не имеет к кино никакого отношения. Прежде всего кино – это произведение искусства, невозможное ни в каком другом виде искусства. То есть кино – это лишь то, что можно создать при помощи кино и только кино». («Мартиролог") – (3).

#
       Один из наиболее мощных, , глубоких, а также зрительно сильных моментов в кино Восточной Европы – это кадры из семи фильмов Андрея Тарковского: ''Иваново детство'' (1962),''Андрей Рублев'' (1966), ''Солярис'' (1972), ''Зеркало'' (1975), ''Сталкер'' (1979),'' Жертвоприношение'' (1986).

#
       В первой картине Тарковского ''Иваново детство'' – история мальчика-сироты, помогающего партизанам во время Великой Отечественной войны. Живописность изображения А. Тарковского невообразима, индивидуальна, сугубо кинематографична и демонстрирует его стиль и вкус с первых же кадров.
      ''Иваново детство'' одна из лучших  кинолент о Второй мировой войне. 

3.  SAECULE VITIA, NON NOMINIS

#
       В 1950-е у кинематографа появился конкурент - телевидение. В течение десятилетия посещаемость кинотеатров уменьшилась. Мировой кинематограф стал активно развиваться и придумывать новые уловки для зрителей.
       Так, в конце пятидесятых появилось объёмное изобраджение.

#
      Джоан Кроуфорд принадлежат слова: «Я не думаю, что вы захотите пойти в кинотеатр, чтобы увидеть того, кого вы можете увидеть по соседству». Это не только мнение типичной  прелставительницы поколения  1950-х годов и известной актрисы своего времени. Это закон ''седьмого искусства'', работающий и поныне.

#
       Я намеренно взяла отрезок времени, в котором жили мои родители, мои дедушки и бабушки. У них был хороший вкус. Они смотрели выдающееся кино, которое могло соперничать с литературой, театром и изобразительным искусством. От предков передалась мне заинтересованность мировыми киношедеврами, переросшая в любовь. А немое чёрно-белре кино завораживает моё внимание и по сию пору…

#
       SUR SACHA GUITRY

       Heatedly t'ane, Sacha Et toi?
       - Moi aussi, je m'aime. (4).

#
       Саша Гитри -  французский писатель, актёр, режиссёр и продюсер. Плодовитый драматург написал более сотни пьес и снял по ним фильмы. Он родился 21 февраля 1885 года в Санкт-Петербурге, а умер в Париже в конце пятидесятых.

#
       Саша Гитри родился в семье Люсьена Гитри, знаменитого в своё время актёра Михайловского театра в Петербурге. Крёстным отцом его был император Александр III, в память об этом Саша Гитри использовал в псевдониме русскую уменьшительную форму своего имени.

#
       В 1939 году Гитри стал членом Гонкуровской академии.  В период немецкой оккупации он не стал покидать Париж. В течение четырёх лет Саша Гитри продолжал театральную деятельность в занятом врагом городе, что вызвало возмущение борцов Сопротивления. После освобожления Франции его продержали под страдей 60 дней без предъявления обвинения.

#
       Саша Гитри умер 24 июля 1957 года. Похоронен на Монмартре.

#
       In mon, c'est bien souvent toutes ce qui reste pour nous d'un ;tre non pas m;me quand il est mort, mais de son vivant.
                Marcel PROUST (5).

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1)  -  Марсель Пруст: «Прошлое не только не мимолётно, оно остаётся на месте» ; с французского.
(2)  -  строки из стихотворения Сен-Жона Перса ''Ветры'': «Ветры великие ветры на лицах
          вселенной,  / Ликовали великие ветры повсюду, без гнёзд и жилищ. / Необузданные,
           неуёмные, разметали соломенное человечество… » ; перевод с французского
           В. Микушевича.
(3)  -  из дневников Андрея Тарковского, 1970-е гг.
(4)  - анонимная эпиграмма середины XX века, озаглавленная как  ''Саша Гитри'':
           - Саш;, я тебя люблю. А ты? / - И я люблю себя тоже.
(5)  -  Марсель Пруст: «Имя – это часто всё, что остаётся нам от человека не только после его
           смерти, но ещё и при жизни»; с французского.
(6); (7)  -  высказывания Жана Ренуара.
*  -  использованы материалы «Энциклопедии кино».

2000-2008гг.; август 2018 г.


Рецензии