Библиотека

Наравне с большинством подростков из интеллигентных семей советского периода, Вероника росла среди книг. Основной фонд обширной домашней библиотеки собирался Вячеславом Ивановичем и состоял преимущественно из русской и зарубежной классики, включая в том числе многотомную пушкиниану и разнообразные мемуары о жизни семьи Льва Толстого. Почему-то перепетии судеб этих двух гениев и их непростые взаимоотношения с окружающими их людьми волновали профессора, и он не просто изучал биографии своих кумиров, но и регулярно обсуждал прочитанное с домочадцами.

Особенно большой интерес у отца Вероники вызывала личность Софьи Андреевны, дневники которой были для него чуть ли не настольной книгой. Данное обстоятельство имело объяснение – из окна рабочего кабинета профессора открывался чудесный вид на семейное гнездо прославленной литературной пары, которым Вячеслав Иванович имел возможность любоваться в течение десятилетий. Вероятно благодаря этому обстоятельству, образы великого писателя и его не менее великой жены незримо присутствовали в жизни Вероники на протяжении всего её детства и юности, при чём в сугубо бытовом и повседневном контексте.


***
Вероника с должным пиететом относилась к литературным увлечениям своего отца, однако, любимые им книги совсем не читала, даже те из них, что были включены в школьную программу. Последняя проблема прекрасно компенсировалась многочисленными телевизионными экранизациями, которые Вера вполне вдохновенно интерпретировала в своих школьных сочинениях, имея твёрдую «пять» по литературе в течение всех лет учёбы в школе.

Основную массу книг, прочитанных Вероникой в юные годы составляли научно-популярные тома и брошюры, доставшиеся ей в наследство от дедушки-учителя, ещё от рано ушедшей тёти, работавшей преподавателем в техническом ВУЗе, а также подаренные уехавшей в Америку соседкой-биологом. Дедушкины «Очерки о Вселенной», «Античастицы и Антимиры», серия издательства «Знание» с описанием экспедиций к Венере, Марсу и Луне были для Вероники самой любимой и вдохновляющей частью домашней библиотеки. От тёти, увлекавшейся древней историей и антропологией, к Веронике перешли книги о современных экспедициях к аборигенам Южной Америки и Африки, о культуре острова Пасха, сборник австралийских мифов, книги о шумерской цивилизации и христианских апокрифах… Наконец, соседка-биолог перед отъездом в США подарила девочке серию книг по зоопсихологии, включавших тома Джой Адамс о наблюдениях за семьей гепардов, Джейн Левик-Гудалл о жизни стаи шимпанзе, Джеральда Дарелла и Конрада Лоранца о самых разнообразных животных и людях. Чтение этих жизнеутверждающих, позитивно-заряженных книг стало самым большим удовольствием для юной Вероники, полностью заместившим её детское увлечение приключенческими романами Александра Дюма, Фенимора Купера, Вальтера Скотта.

Лишь в университетские годы Вероника методично, но без особого интереса, перечитала русскую классику и литературные произведения европейских модернистов, недоумевая по поводу безнадёжно-бесперспективного взгляда авторов-гуманитариев на окружающий мир. Однако, поэтическую составляющую классической библиотеки отца, а также произведения поэтов Серебряного века, привнесённые в семейную библиотеку сестрой Ольгой, Вероника так и не смогла осилить. Стихи казались ей заунывными и невозможно скучными, их ритмичность вычурной и бессмысленной, а с трудом воспринимавшееся ею содержание поэтических произведений беспросветно-тоскливым и абсолютно неинтересным.


Рецензии