Слово о мировосприятии развития природы
Согласно первой точке зрения, наиболее широко распространенной, природная среда представляется, по своим свойствам, бесконечным и непрерывным «континуумом». Отсюда следует, что любые изменения, происходящие в ней, есть постоянно накапливающиеся деформации этого «континуума» проявляющиеся в неких противоречиях. Их накопление, в свою очередь, приводит в движение всю природу. Так как все видоизменяется (нельзя дважды войти в одну и ту же реку), мы получаем идею развития всего сущего как однолинейное, непрерывное и поступательное движение. Куда?
Декарт, устремивший оси координат в бесконечность, тем самым навязал «цивилизованному» человечеству представление о прогрессе как о постоянном совершенствовании организации природной среды и природных объектов, ее составляющих. Галилей и Ньютон, создавая свою механику, попутно, на выходе, получили «механистический» подход к природным процессам. Они вырвали из пространства материю и время и оставили ему лишь протяженность, тем самым, породили представление о пустоте. Их последователи, чтобы уйти от слишком большой вульгаризации, высказали идею о неких ступенях в жизненных процессах – формациях. Естественно, движение в любом другом направлении сторонники этого взгляда воспринимают как катастрофу (т.е. как незакономерное, не совсем обусловленное разрушение).
Согласно второй точки зрения, менее распространенной, природная среда представляет собой совокупность самостоятельных и независимых природных объектов, различных стихий, функционирующих по общим для них законам, при сохранении каждой своих особенностей. В таком случае, развитие по прогрессивному и регрессивному направлению закономерно обусловлены, и взаимосвязаны между собой. Рождение переходит в жизнь, а последняя – в смерть. Но смерть при этом есть переход в другое качество. Здесь нет места никаким катастрофам. Такое понимание уходит в седую древность и лишь в последние столетия после Лейбница, создателя теории «монад», она оказалась вне науки.
Прямым результатом господства первой точки зрения явился раскол единого знания о природе на отдельные ветви – отрасли. Со временем это обязательно должно было привести к идейному тупику. Уже в начале двадцатого века, когда разветвление наук достигло определенного предела, когда информационный голод жаждущего знания человечества сменился информационным потопом, вдруг выяснилось, что у этой системы знания полностью отсутствует прочная идейная база. Наиболее полно такое положение отразил в своих работах известный физик и математик Пуанкаре, кстати, являющийся истинным создателем теории относительности, присвоенной впоследствии себе Эйнштейном. Позитивизм и релятивизм заменили собой объективную реальность и, как образно написала одна не очень почитаемая ныне историческая личность (Ленин), пока ученые карабкались по склону, на вершине их уже ждали теологи. И хотя в настоящий момент, видимый престиж научной деятельности в мире еще достаточно высок, волны катастрофизма и его кровнородственных детей – мистицизма и фидеизма – постоянно его размывают.
После долгого плутания в философских трудах и в теоретических обоснованиях различных наук неожиданно был найден синтетический основной закон природы. И где? В недрах русского народного мировосприятия, в русской народной мудрости:
Не в силе бог, а в правде (изречение по традиции приписывается князю Александру Ярославичу Невскому), так как
– ничто не проходит бесследно, всегда что-то остается (будем называть данное суждение первым правилом русской народной мудрости);
– все идет своим чередом, каждой вещи свое место, каждому овощу свое время (второе правило);
– все, что имеет начало, имеет и конец; сколько веревочки не виться, кончику быть (третье правило);
– все возвращается на круги свои; сколько и как прибудет, столько и так убудет, свято место пусто не бывает, и на каждую силу найдется еще большая сила (четвертое правило).
Свидетельство о публикации №218080400401