Из материалов следственного дела Бухарина-49

Вечернее заседание 2 марта 1938 года.
Допрос подсудимого Гринько

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. Видите ли, я проверяю, потому что Крестинский говорит, что обвиняемый Гринько неправ.
Бухарин. Я внес эту поправку в целях просто уточнения, потому что речь идет не только о том, что он мог знать от Рыкова о моей подпольной работе, а у меня были свидания с Гринько непосредственно.
Гринько. Это было позже.
Затем мне было известно от Гамарника об участии Розенгольца и о прямой его связи.
Вышинский. Обвиняемый Розенгольц, вы подтверждаете это?
Розенгольц. Да.
Вышинский. Дальше.
Гринько. Мне было известно об участии Зеленского и прямой его связи.
Вышинский. Обвиняемый Зеленский, правду говорит подсудимый Гринько?
Зеленский. Правду.
Гринько. От Рыкова я узнал об участии Ягоды в этой организации, но прямой связи с Ягодой не было.
Вышинский (обращается к суду). Разрешите спросить Рыкова.
Обвиняемый Рыков, вы об этом говорили с Гринько?
Рыков. Я точно помнить не могу, но не могу исключать этого факта.
Вышинский. Значит, вы об участии Ягоды говорили?
Рыков. Да.
Вышинский (обращаясь к суду). Позвольте спросить Ягоду.
Обвиняемый Ягода, вы это подтверждаете?
Ягода. Да, в отношении меня - это правда, но что Гринько был, я не знал.
Вышинский. Позвольте спросить Крестинского. Обвиняемый Крестинский, все подсудимые находят, что в отношении их говорят правду, вы говорите, что этого не было. Вы правду говорите?
Крестинский. Я говорю правду.
Вышинский. Сегодня?
Крестинский. Да.
Вышинский. Подсудимый Гринько, продолжайте ваши показания.
Гринько. Постепенно расширяя свои связи с право-троцкистским центром и знакомясь с его участниками, я составил себе в начале 1934 года представление о том, что из себя представлял право-троцкистский центр.
На основании ряда разговоров, связей и заданий, которые давались Рыковым, Бухариным, Гамарником, Розенгольцем, Яковлевым, Антиповым, Рудзутаком, Ягодой, Варейкисом и целым рядом других людей, для меня стало ясным, что право-троцкистский центр в это время базировался, главным образом, на военной помощи агрессоров. Это было общей позицией и для троцкистов, и для правых, и для националистических организаций, в частности для украинской националистической организации. Это означало: подрыв оборонной мощи Советского Союза, подрывную работу в армии и оборонной промышленности; открытие фронта в случае войны и провокацию этой войны; это означало расширение связи с агрессивными антисоветскими элементами за границей; это означало согласие на расчленение СССР и на компенсацию агрессоров за счет окраинных территорий СССР.
Наряду с этим у право-троцкистского центра существовал вариант захвата Кремля.
Вышинский. В каком году это было?
Гринько. Разговоры об этом велись на протяжении 1935-1936 годов. Об этом говорили все время. Может быть, это было и раньше.
Террористические настроения, и не только настроения, а террористическая работа у право-троцкистского центра, несомненно, имели место.
Мне известны две попытки подготовки террористических актов, которых в обвинительном заключении нет и о которых я должен здесь суду рассказать.



Продолжение следует….


Рецензии