Из материалов следственного дела Бухарина-56

Вечернее заседание 2 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Чернова

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. Да, но смысл таков. Вы имели связь с "Социалистическим вестником" и снабжали его разного рода материалами. Какими материалами?
Рыков. Эти материалы касались, главным образом, того же вопроса, о котором говорил Чернов, в период 1928-1930 годов, в связи с теми затруднениями кулацкого порядка, которые партия в то время преодолевала.
Вышинский. Этот материал был тенденциозно подобран?
Рыков. Конечно.
Вышинский. Может быть клеветнического характера?
Рыков. Тенденциозный и клеветнический - одно переходит в другое очень легко.
Вышинский. Я спрашиваю, переходил ваш материал из тенденциозного в клеветнический?
Рыков. Тут трудно установить разницу между этими понятиями.
Вышинский. Одним словом, и то и другое?
Рыков. В таком остром вопросе, как этот, всякая тенденциозность является клеветнической.
Вышинский. Вы в то время какую занимали должность?
Рыков. Я в то время был председателем Совета Народных Комиссаров Союза ССР и РСФСР.
Вышинский. И одновременно направляли в "Социалистический вестник" материал клеветнического характера? Правильно я вас понимаю?
Рыков. Совершенно правильно.
Вышинский. Похвальное занятие!
Рыков. Если бы это было похвальное занятие, я бы не имел несчастья разговаривать сейчас с вами.
Вышинский. Это совершенно правильно.
Рыков. Теперь о второй задаче. Чернов очень ускоряет события, так как в данном случае вопрос о захвате власти, который стоял у нас и который и я ставил, относится не к 1928 году, а к началу 1930 года. Тогда я этого не говорил и не мог говорить, потому что сказал об этом через 2-3 года, а в то время вопрос об этом не стоял.
Вышинский. Тогда позвольте установить, что именно вы говорили в то время. Вы говорили о двух целях. Первая цель - это осведомление Дана о внутреннем положении СССР?
Рыков. Да, через Дана стараться дать определенные тенденциозные сообщения о положении в деревне и политике партии в деревне.
Вышинский. Это одна задача, а другая?
Рыков. Вторая задача-получить поддержку со стороны партий II Интернационала в нашей позиции, занимаемой нами в этом вопросе.
Вышинский. Расшифруйте, пожалуйста.
Рыков. Позиция наша в 1928-1929. годах была такова: борьба, главным образом, в легальных формах, выражавшаяся в выступлениях Бухарина, в борьбе с Центральным Комитетом, в использовании съездов профсоюзов, и мы имели только первый этап создания нелегальной организации, которая начала создаваться, но еще не была решающей в нашей борьбе с Центральным Комитетом.
Вышинский. Это я понимаю. Но когда вы говорите о том, что Чернов и Дан ставили вопрос перед партиями II Интернационала о поддержке вашей борьбы, что вы имеете в виду? В каких формах эта борьба выражалась, в чем должен был вас поддержать II Интернационал?
Рыков. Добиться такого давления через общественную организацию буржуазных государств на Центральный Комитет ВКП(б), чтобы он изменил свою политику. В период 1928 года эта возможность и эти надежды еще не были потеряны у меня, так же как и у других членов организации.
Вышинский. Следовательно, вот эти две задачи перед вами стояли, и в этой области вы давали поручения Чернову?
Рыков. Да. И он потом мне сообщил непосредственно или через третье лицо - точно я сейчас этого не помню - о том, что это поручение он выполнил.
Вышинский. Когда это было вам сообщено?
Рыков. Это было после возвращения Чернова, месяца через три-четыре.
Вышинский. А в 1930 году у вас был с Черновым особый разговор, когда вы поставили вопрос о свержении Советской власти?
Рыков. С Черновым я не помню такого разговора, но возможность подобного разговора, конечно, не исключена.
Вышинский. Раз вы ставили такую задачу, конечно, эта возможность не была исключена.
Подсудимый Чернов, вы считаете правильным то, что говорил здесь подсудимый Рыков?
Чернов. Подтверждаю, но считаю, что Рыков говорит полуправду. Он умалчивает перед судом о том, что давал мне поручения к Дану о том, чтобы не только говорить относительно помощи самих социалистических партий, входящих во II Интернационал, но и о том, чтобы Дан через лидеров II Интернационала добился у буржуазных правительств усиления враждебного отношения к Советскому Союзу.
Вышинский. Так вы понимали поручение Рыкова?
Чернов. Да, я так понимал, так это и было.
Вышинский. Это недалеко одно от другого.
Чернов. Это недалеко, но это полуправда.
Вышинский. Подсудимый Рыков, вы настаиваете на своем показании?
Рыков. Да, настаиваю.
Вышинский. Стало быть, в такой острой постановке вы этого указания в тот период не давали?
Рыков. Этот вопрос встал позже.
Вышинский. Следовательно, вы, подсудимый Чернов, утверждаете, что основная задача и основное поручение, которое давал вам подсудимый Рыков, заключались не столько в информации, сколько в организации помощи со стороны враждебных СССР империалистических государств,-вы так утверждаете?
Чернов. Да, да, утверждаю.
Вышинский. Вам впоследствии приходилось говорить с Рыковым на подобного рода темы?
Чернов. Да, приходилось. Я потом об этом расскажу.
Вышинский. Расскажите сейчас.
Чернов. По возвращении из-за границы я виделся с Рыковым и передал ему, как выполнено мною поручение, данное мне к Дану.
Вышинский. А вы выполнили это поручение?
Чернов. Выполнил. Я повидался с Даном, сообщил поручение от правого центра и получил ответ не сразу, потому что Дан сказал, что сразу он не может дать ответ, а должен посоветоваться с руководителями II Интернационала. Через несколько дней, при второй встрече я получил от Дана положительный ответ на все эти вопросы.
Вышинский. И вы об этом сообщили Рыкову?
Чернов. Да, я об этом сообщил Рыкову.
Вышинский. С глазу на глаз?
Чернов. Да.
Вышинский. Можно Рыкова спросить по этому поводу? Вы подтверждаете это?
Рыков. Я уже сказал, что он при возвращении, я не помню, лично или через третье лицо, сказал, что он поручение выполнил.
Вышинский. Продолжайте, подсудимый Чернов.
Чернов. Я еще позабыл сказать о том, что при этом же свидании не от Рыкова, а от Томского я получил поручение создать правую организацию из моих знакомых, если таковые имеются среди сотрудников торгпредства и полпредства в Германии, что я тоже выполнил по приезде в Германию, встретившись с Яновицким. Я узнал от него, что он разыскал Кибрика, знает его телефон и адрес, и я могу с ним там связаться. По приезде в Берлин я позвонил Кибрику, и мы условились с ним встретиться в баварском зале ресторана "Фатерланд". Эта встреча там с ним и произошла. Встретились мы с Кибриком довольно радостно, как старые знакомые. В беседе я ему изложил, как своему хорошему товарищу, о своих настроениях, политических, конечно, и поставил, между прочим, перед ним вопрос о том, что мне очень необходимо увидеться с Даном и сказал, для каких целей мне это нужно. Кибрик сказал, что эту встречу он мне устроит.


Продолжение следует….


Рецензии
Сталин, как и многие грузины , ОЧЕНЬ любил читать худож. произв. (300 стр. в день на РУССКОМ неродном языке (!) - Теперь понятно, что фантастике и детективам он отдавал предпочтение перед скушными жанрами ..

Иванов Андрон   04.08.2018 13:33     Заявить о нарушении
Про любовь к чтению этого кровавого людоеда полностью придумали его подлые продажные трусливые холуи. Этот большевистский полуграмотный дебил знал, то есть мог кое-как по слогам промычать, НЕ БОЛЕЕ ПЯТИДЕСЯТИ РУССКИХ СЛОВ.

Алексей Чернечик   14.08.2018 03:12   Заявить о нарушении